Решение по делу № 33а-3093/2021 от 16.07.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

16 сентября 2020 года                                                                        город Москва

 

Тверской районный суд города  Москвы 

в составе председательствующего судьи Грибовой М.В.,

при секретаре Перепечко С.С.,

с участием административного истца Поликарпова А.Б. посредством использования системы видеоконференц-связи,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело  2а-517/2020 по административному исковому заявлению Поликарпова А.Б. об оспаривании действий должностных лиц Генеральной прокуратуры Российской Федерации,

 

УСТАНОВИЛ:

Поликарпов А.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий должностных лиц Генеральной прокуратуры РФ, требования мотивированы тем, что он обращался в Генеральную прокуратуру РФ с заявлением, которое рассмотрено ненадлежащим образом, Генеральной прокуратурой РФ не приняты меры реагирования по указанным в обращении обстоятельствам, тем самым должные лица Генеральной прокуратуры РФ нарушены его права, гарантированные законодательством Российской Федерации.

Административный истец Поликарпов А.Б. в судебном заседании участвует посредством использования системы видеоконференц-связи, требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Генеральной прокуратуры РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в удовлетворении заявления просил отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав административного истца, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС  РФ  граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п.10 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что административный истец Поликарпов А.Б. направил в Генеральную прокуратуру РФ жалобу от 01.04.2014, в которой утверждал о своей непричастности к инкриминируемому деянию.

17.04.2014 Поликарпову А.Б. начальником отдела управления по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорных стадиях уголовного судопроизводства Гороховым А.В. дан ответ на обращение Поликарпова А.Б., в котором сообщено об отсутствии оснований для принятия мер реагирования.

Ответ в установленном порядке направлен истцу по его почтовому адресу.

В дальнейшем Поликарпов А.Б. многократно обращался в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с жалобами по вопросу осуждения. Ни один из ранее данных ответов, в том числе от 17.04.2014 истец не оспаривал.

Обращение Поликарпова А.Б. от 06.05.2020 рассмотрено в установленный срок и надлежащим уполномоченным должностным лицом,

15.05.2020 Поликарпову А.Б. дан ответ на обращение, в котором указано об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования.

Указанные фактические обстоятельства дела установлены в судебном заседании, подтверждаются письменными материалами дела и сторонами не оспариваются.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан на обращение лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Данная конституционная норма воспроизведена в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В силу п. 3 ст. 10  Федерального закона от 02.05.2006   59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 02.05.2006  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон  59-ФЗ) государственные органы и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992  2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

В целях установления в системе прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013  45, изданным в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17.01.1992   2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации.

Положения Инструкции согласуются с вышеназванными нормами За­кона  59-ФЗ.

В силу п. 6.2. Инструкции если по обращению (запросу) принесен протест (внесено представление), предъявлен иск или приняты иные меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается об этом, а также он уведомляется, где впоследствии может получить информацию о результатах их рассмотрения. Ответ заявителю направляется разрешавшим обращение прокурором.

Согласно п. 6.5. Инструкции в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Главной военной прокуратуре решение об отказе в удовлетворении первичных обращений принимает и дает ответ заявителям начальник отдела, а повторных обращений - начальник управления, главного управления, заместитель Главного военного прокурора, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.

Пунктом 6.6. Инструкции предусмотрено, что ответ автору обращения с разъяснением требований действующего законодательства по письменному указанию начальника структурного подразделения, прокурора соответствующей прокуратуры может дать прокурорский работник, рассматривающий конкретное обращение.

Абз. 2 п. 7.2 Инструкции не препятствует гражданам обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. В ней определен порядок приема граждан Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями.

В соответствии со ст.ст. 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

На основании ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным.

Непринятие прокурором мер реагирования на заявление гражданина, не препятствует ему в дальнейшей защите предполагаемого нарушенного права в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет административное исковое заявление о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Как установлено судом и усматривается из заявления административного истца, обращения Поликарпова А.Б. рассмотрены в соответствии с требованиями  Федерального  закона от 02.05.2006  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции, доводы Поликарпова А.Б. проверены Генеральной прокуратурой РФ.

На обращения даны письменные ответы уполномоченными должностными лицами, его доводы проверены в пределах компетенции и даны мотивированные ответы, заявителю сообщено об отсутствии оснований для принятия мер реагирования.

Содержание ответов каких-либо неясностей не имеет. Факт их получения Поликарпов А.Б. не оспаривает.

Кроме того, суд учитывает, что законность конкретных ответов на обращения административный истец в настоящем иске не оспаривает, а доводы истца сводятся к несогласию с приговором, постановленным по уголовному делу.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Указанной совокупности условий, влекущей удовлетворение иска, по делу не установлено.

Оценив представленные материалы, суд приходит к выводу, что должностными лицами Генеральной прокуратуры РФ не было совершено каких-либо неправомерных действий, либо бездействия, нарушающих права административного истца, указанных в ст. 218 КАС РФ, следовательно, административное исковое заявление  Поликарпова А.Б. не может быть признано обоснованным, в связи с чем в удовлетворении административного  искового заявления должно быть отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении административного иска Поликарпова А.Б. об оспаривании действий должностных лиц Генеральной прокуратуры Российской Федерации - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Апелляционная жалоба подается через Тверской районный суд города Москвы.

 

Судья                                                                                    М.В. Грибова

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивированное решение суда изготовлено 30 сентября 2020 года 

 

33а-3093/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, 21.07.2021
Истцы
Поликарпов Александр Борисович
Ответчики
Генеральная Прокуратура РФ
Суд
Московский городской суд
Дело на странице суда
mos-gorsud.ru
16.09.2020
Решение
21.07.2021
Определение суда апелляционной инстанции

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее