Мотивированное решение по делу № 3а-1791/2023 от 22.07.2022

                                                                                       77OS0000-02-2022-017134-96

 

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

 

адрес                                                                                                21 июня 2023 года                                                            

 

Московский городской суд в составе:

председательствующего судьи Михалевой Т.Д.,

при секретаре фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  3а-1791/2023 акционерного общества «Центральный совет по туризму и отдыху», общества с ограниченной  ответственностью «Инкорвест», общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль», общества с ограниченной ответственностью «Эклипс» об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере рыночной стоимости,

 

у с т а н о в и л:

 

административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на 1 января 2021 года кадастровой стоимости в размере рыночной нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес:

площадью 5 416 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002007:3392  в размере сумма;

площадью 657,20 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002007:3413  в размере сумма;

площадью 125,2  кв.м с кадастровым номером 77:01:0002007:3410  в размере сумма;

площадью 67,3 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002007:3414  в размере сумма;

площадью 382,1 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002007:3415  в размере сумма

В обосновании заявленных требований ссылаются на то, что являются собственниками указанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки значительно превышает рыночную стоимость, в связи с чем, административные истцы считают возможным воспользоваться своим правом установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждении которой представляют отчет об оценке 22К/41-06, подготовленный ООО «Областной кадастр».

Представитель административных истцов, Департамента городского имущества адрес, Управления Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, публично-правовой компании «Роскадастр», Государственного бюджетного учреждения адрес «Городской центр имущественных платежей»  возражений относительно выводов судебной экспертизы не представили.

Исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года  237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В соответствии со статьей 6 этого же закона, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года  237-ФЗ).

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.

Исходя из того, что административные истцы являются собственниками нежилых помещений и плательщиком налога на имущество, суд считает, что они вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в рыночном размере на дату, по состоянию на которую утверждена кадастровая стоимость.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Судом установлено, что административные истцы являются собственниками  нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес:

площадью 5 416 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002007:3392 -  акционерное общество «Центральный совет по туризму и отдыху»;

площадью 657,20 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002007:3413 -  акционерное общество «Центральный совет по туризму и отдыху»;

площадью 125,2  кв.м с кадастровым номером 77:01:0002007:3410 - общество с ограниченной  ответственностью «Инкорвест»;

площадью 67,3 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002007:3414 - общество с ограниченной ответственностью «Вертикаль»;

площадью 382,1 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002007:3415 - общество с ограниченной ответственностью «Эклипс».

Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 15.11.2021 N 51520 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес по состоянию на 1 января 2021 года» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года.

В отношении указанных нежилых помещений утверждена кадастровая стоимость в размере   сумма, сумма, сумма, сумма, сумма соответственно.

Заявляя требование об определении кадастровой стоимости, административный истец  представил в суд отчет об оценке 22К/41-06, подготовленный ООО «Областной кадастр».

С учетом того, что представителем административного ответчика представлены замечания на отчет об оценке, по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, а в случае несоответствия вопрос о рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на указанную дату.  Проведение экспертизы поручено ФБУ Федеральному центру судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке 22К/41-06, подготовленный ООО «Областной кадастр», не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Рыночная стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес, определена:

площадью 5 416 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002007:3392  в размере сумма;

площадью 657,20 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002007:3413  в размере сумма;

площадью 125,2  кв.м с кадастровым номером 77:01:0002007:3410  в размере сумма;

площадью 67,3 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002007:3414  в размере сумма;

площадью 382,1 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002007:3415  в размере сумма

Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года  73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; заключение судебной экспертизы содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости.

Выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; расчет рыночной стоимости нежилых помещений полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, отказ от затратного подхода обоснован.

В ходе проведения работ по определению рыночной стоимости экспертом приведено описание объектов экспертизы, их местоположения, качественных и количественных характеристик,  проанализирован рынок недвижимости в адрес, изложен краткий обзор основных характеристик рынка недвижимости  Москвы, приведены ценообразующие факторы,  влияющие на стоимость объектов исследования.

Суд считает, что эксперт провел полноценный анализ сегмента рынка объектов исследования, выявил предложения к продаже сопоставимые с объектами исследования по ряду ценообразующих факторов, применил все необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов аналогов и объектов оценки.

Итоговые расчеты свидетельствуют о том, что скорректированные стоимости объектов-аналогов находятся в пределах возможного коэффициента вариации, что подтверждает обоснованность подобранных аналогов и верность произведенных расчетов и примененных корректировок.

В заключении приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.

Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом, имеющим соответствующее образование, и предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. На возражения относительно выводов судебной экспертизы экспертом даны исчерпывающие пояснения.

Поскольку согласно выводов судебной экспертизы отчет об оценке 22/04/2022, подготовленный ООО «ВОДЭП Консалтинг», не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, у суда отсутствуют основания для установления кадастровой стоимости в размере рыночной на основании данного отчета.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что правильность заключения судебной экспертизы сторонами не опровергнута, доказательств об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность заключения, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, не представлено, ходатайств о назначении повторной экспертизы не заявлено, в связи с чем, устанавливает кадастровую стоимость спорных нежилых помещений на основании выводов судебной оценочной экспертизы.

На основании положений статьи 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года  237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой подачи заявления является дата обращения в суд с административным иском  19 июля  2022 года.

Судебные расходы согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу положений части 3 статьи 108 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки фио и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр", возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов.

Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.

Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.

Суд, руководствуясь вышеприведенными требованиями закона, учитывая разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, исходит из того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости ее расхождение с рыночной стоимостью в размере менее 50 процентов укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административных истцов как налогоплательщиков, с учетом предполагаемой экономической выгоды суд считает, что в данном случае расходы на оплату судебной оценочной экспертизы подлежат возложению на административных истцов.  Размер указанных расходов, по мнению суда, является разумным, соответствующим объему проведенной экспертом работы. Объективных доказательств, подтверждающих, что указанный размер расходов является завышенным, не представлено.

Руководствуясь статьями 248, 249 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации, суд

                                                               р е ш и л:

 

Установить по состоянию на 1 января 2021 года на период с 1 января 2022 года и до утверждения новой кадастровой стоимости кадастровую стоимость в размере рыночной нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес:

площадью 5 416 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002007:3392  в размере сумма;

площадью 657,20 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002007:3413  в размере сумма;

площадью 125,2  кв.м с кадастровым номером 77:01:0002007:3410  в размере сумма;

площадью 67,3 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002007:3414  в размере сумма;

площадью 382,1 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002007:3415  в размере сумма

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной  является 19 июля  2022  года.

Взыскать в пользу Департамента городского имущества адрес  судебные расходы за проведение судебной  экспертизы с акционерного общества «Центральный совет по туризму и отдыху» в размере сумма, с общества с ограниченной  ответственностью «Инкорвест» в размере сумма, с общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль» в размере сумма, с общества с ограниченной ответственностью «Эклипс» в размере сумма

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений.

 

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

 

Судья Московского городского суда                                                 Т.Д. Михалева 

 

Мотивированное решение изготовлено 3 июля  2023 года 

 

 

 

3а-1791/2023

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено частично, 21.06.2023
Истцы
ООО " Инкорвест"
ООО "Эклипс"
АО "Центральный совет по туризму и отдыху" (холдинг)
ООО "Вертикаль"
Ответчики
Управление Росреестра по Москве
ГБУ "ЦИП и ЖС"
Суд
Московский городской суд
Судья
Михалева Т.Д.
Дело на странице суда
mos-gorsud.ru
03.07.2023
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее