Уникальный идентификатор дела 77RS0021-01-2019-003360-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата адрес
Пресненский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи фио,
при секретаре фио,
с участием представителя истца фио по доверенности фио, представителя ответчика ДГИ адрес по доверенности фио, представителя ответчика Департамента труда и социальной защиты населения адрес по доверенности фио, представителя третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по доверенности фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3069/2019 по иску фио к Департаменту городского имущества адрес, Департаменту труда и социальной защиты населения адрес о признании решения об отказе в предоставлении жилого помещения незаконным, обязании включить в список детей-сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями, об обязании предоставить жилое помещение, -
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам, в обоснование которого указал, что относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, родители истца – фио (мать) и фио (отец) решением Заводского районного суда адрес от дата, лишены в отношении истца родительских прав. Мать истца умерла дата
С дата по дата истец воспитывался в МБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 2» адрес, был зарегистрирован по месту жительства по адресу детского дома: адрес.
Постановлением администрации адрес от дата № 578 истец был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, под номером 1324.
Распоряжением Управления образования Администрации адрес от дата №5620 над истцом установлено попечительство; попечителем назначена фио, зарегистрированная по месту жительства по адресу: адрес, фактически проживающая по адресу: адрес.
Распоряжением ОСЗН адрес УСЗН адрес от дата №485-1314-Р/ОП истец поставлен на учет в качестве подопечного в органе опеки и попечительства ОСЗН адрес, определено место временного проживания истца совместно с попечителем фио по адресу: адрес, на период попечительства.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от дата 4108/3581 истец был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: адрес, на период с дата по дата (до достижения совершеннолетия).
С дата фио зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес. Квартира по указанному адресу находится в собственности отца и брата бывшего попечителя фио - фио, и фио
В настоящее время истец не имеет собственного жилья, проживает по месту регистрации бывших попечителей.
дата фио обратилась к руководителю Департамента социальной защиты населения адрес с заявлением о включении меня в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда в адрес.
В письме заместителя начальника отдела социальной защиты населения адрес УСЗН адрес от дата №4634-ОП было сообщено, что оснований для рассмотрения вопроса для включения истца в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в адрес, в настоящее время не имеется.
Также из Управления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних ДТиСЗН адрес было сообщено, что согласно уведомлению Комитета по жилищным вопросам администрации адрес от дата №дата/856 фио включен в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, оснований рассмотрения вопроса включения фио в список в адрес в настоящее время не имеется.
Истец не согласен с данными ответами и в иске просит признать их незаконными, и признать за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Департамент городского имущества адрес предоставить истцу благоустроенное помещение из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма.
Истец фио в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку в суд своего представителя по доверенности фио, который в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме заявленных требований по доводам искового заявления и уточненного искового заявления.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес фио в суд явилась, иск не признала, просила отказать в удовлетворении иска, поскольку истец не живет в адрес.
Представитель Департамента труда и социальной защиты населения адрес по доверенности фио в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований истцу.
Представитель третьего лица Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по доверенности фио в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении иска по доводам возражений.
Третье лицо Комитет по жилищным вопросам Администрации адрес в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства, суд полагает иск подлежащим удовлетворению частично в связи со следующим.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В суде установлено и не оспаривается ответчиками, что истец в настоящее время не имеет собственного жилья, вынужденно проживает по месту регистрации опекуна, поскольку является ребенком, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается Постановлением администрации адрес от дата № 578 истец был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, под номером 1324.
Жилое помещение по договору социального найма истцу, как ребенку-сироте, оставшемуся без попечения родителей, не предоставлено.
Федеральный закон от дата № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от дата №15903 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда договорам найма специализированных жилых помещений.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от дата №159-ФЗ установлено, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
З) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.
Право истца на предоставление жилого помещения вне очереди по категории «ребенок-сирота» ответчиком в судебном заседании не оспаривалось и подтверждено вышеприведенными доказательствами.
Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ от дата «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.
При этом положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержке - предоставление жилого помещения - применены быть не могут.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Суд признает доводы ответчиков о том, что местом жительства истца не является адрес, а потому у данных ответчиков отсутствуют законные основания для удовлетворения требований фио, несостоятельными, основанными на неверном применении норм материального права. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона адрес от дата М 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является адрес, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является адрес, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является адрес;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в адрес;
3) адрес является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом адрес.
Таким образом, истец подпадает под действие указанных пунктов.
Так, в судебном заседании установлено, что Распоряжением Управления образования Администрации адрес от дата №5620 над истцом установлено попечительство; попечителем назначена фио, зарегистрированная по месту жительства по адресу: адрес, фактически проживающая по адресу: адрес.
Распоряжением ОСЗН адрес УСЗН адрес от дата №485-1314-Р/ОП истец поставлен на учет в качестве подопечного в органе опеки и попечительства ОСЗН адрес, определено место временного проживания истца совместно с попечителем фио по адресу: адрес, на период попечительства.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от дата 4108/3581 истец был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: адрес, на период с дата по дата (до достижения совершеннолетия).
С дата фио зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес. Квартира по указанному адресу находится в собственности отца и брата бывшего попечителя фио - фио, и фио
При этом закон прямо предусматривает обязанность предоставления благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений в случае, когда адрес является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом адрес.
Поскольку у истца не имеется иного жилья, ответы Департамента труда и социальной защиты населения, изложенные в письмах от дата №01-35-33-6, от дата №01-38-308/19 об отказе включить фио в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных помещений, нельзя признать законными.
Также суд учитывает, что с соответствии с обзором практики ВС РФ, утвержденным Президиумом ВС РФ от дата №4, согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).
При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующими положениями.
В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на адрес, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.
В то же время согласно п. 2 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
В силу п. 1 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 36 ГК РФ.
Таким образом, из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетних, достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.
Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от дата № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от дата №4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
При таких обстоятельствах, учитывая, что до окончания срока, на который было установлено попечительство, истец фактически проживал у своего попечителя в адрес, а также отсутствие какого либо иного помещения у истца, позволяют суду сделать вывод суда о том, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением в адрес,
При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить требования истца частично и признает незаконным ответы Департамента труда и социальной защиты населения, изложенные в письмах от дата №01-35-33-6, от дата №01-38-308/19 об отказе включить фио в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных помещений.
В то же время суд отказывает в удовлетворении требований истца об обязании Департамента городского имущества адрес предоставить фио благоустроенное жилое помещение из специализированного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений, поскольку они заявлены преждевременно, так как суду не предоставлено доказательств того, что адресМосквы уклонялся бы от предоставления помещения фио по результатам принятого судом решения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск фио к Департаменту городского имущества адрес, Департаменту труда и социальной защиты населения адрес о признании решения об отказе в предоставлении жилого помещения незаконным, обязании включить в список детей-сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями, об обязании предоставить жилое помещение, – удовлетворить частично.
Признать незаконными ответы Департамента труда и социальной защиты населения, изложенные в письмах от дата №01-35-33-6, от дата №01-38-308/19 об отказе включить фио в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных помещений.
Признать за фио, паспортные данные, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда адрес для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении требования об обязании Департамента городского имущества адрес предоставить фио, паспортные данные, благоустроенное жилое помещение из специализированного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Пресненский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение по настоящему гражданскому делу изготовлено дата.
Судья