Дело --
РЕШЕНИЕ
И--1
( резолютивная часть )
-- 28 июня 2013 года
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Самойленко А.И.,
при секретаре --4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению прокурора -- --5 в интересах муниципального образования «Новокиевский сельский совет », неопределенного круга лиц к Администрации Новокиевского сельского совета о признании незаконным бездействия и возложении обязанности
УСТАНОВИЛ :
-- обратился в суд с указанным заявлением по следующим основаниям: в ходе прокурорской проверки установлено, что в собственности муниципального образования Новокиевский сельский совет имеется водонапорная башня и разведочная эксплуатационная скважина, расположенные по --, от которой проведены водопроводные сети, по которым предоставляются услуги по водоснабжению более чем в 7 жилых многоквартирных домов и муниципальное образовательное учреждение детский сад --. Водопроводные сети, проходящие от вышеуказанной водопроводной башни по -- от -- до -- не имеют собственника. Ранее водопроводные сети принадлежали ОАО ПМК 113, однако после ликвидации организации не были переданы никому и в настоящее время являются бесхозяйными. Водопроводные сети находятся на территории Новокиевского сельсовета. Постановлением администрации Новокиевского сельсовета от -- -- создано муниципальное унитарное предприятие «Новокиевское », которое согласно уставной деятельности осуществляет распределение воды, используя водопроводные сети, не имеющие собственника. В нарушение ст. 131 ГК РФ администрация Новокиевского сельсовета длительное время не принимает мер по постановке указанных водопроводных сетей на учет как бесхозяйного имущества и дальнейшей регистрации прав на данный объект недвижимости. Указанным бездействием нарушаются права граждан на беспрепятственное и бесперебойное снабжение услугами водоснабжения, создается реальная угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, не позволяет обеспечить соблюдение порядка ведения реестра муниципальной собственности, а также планировать бюджетные ассигнования на их содержание и ремонт.
В ходе рассмотрения дела требования прокурора были увеличены, прокурор просит признать незаконным бездействие в части не постановки на учет в качестве бесхозяйных всех водопроводных сетей от водонапорной башни по --, и обязать Администрацию Новокиевского сельского совета поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйное имущество – водопроводные сети от водонапорной башни, расположенной по адресу : -- в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
По ходатайству ответчика, определением суда от -- к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечена --.
В судебном заседании участвующая делу в качестве прокурора --6 требования прокурора поддержала и привела аналогичные доводы.
Ответчик по делу – администрация Новокиевского сельсовета, интересы которой по доверенности от -- представлял --7, требования прокурора -- не признал. Суду пояснил, что водопроводные сети от водонапорной башни по -- на основании постановления Верховного совета РФ от -- «О разграничении собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность » как объекты коммунальной инфраструктуры законодательно были переданы в собственность районных советов народных депутатов. Впоследствии администрация --, как собственник данного имущества, на основании решения -- от -- передала водопроводные сети с. Н-Увал МПП ЖКХ. Полагает, что водопроводные сети от водонапорной башни по -- до двухквартирного дома по -- --. Указанные доводы подтверждаются еще и тем, что из жилищного фонда по -- принадлежал не только --, но и квартиры в домах по --, 5, 26. Являясь собственником указанных квартир, муниципальное образование -- являлось и собственником сетей коммунальной инфраструктуры. Тепловая трасса, обслуживающая всю --, пролегающая в одной траншее с водопроводом, находится в собственности муниципального образования --. Полагает, что отсутствие водопроводных сетей в реестре муниципальной собственности -- не свидетельствует о ее бесхозяйности. -- должна была принять меры к включению данного объекта в реестр муниципальной собственности, так как является ее собственником.
З-е лицо – -- в лице представителя --9, действующей на основании доверенности от --, полагая о правомерности требований прокурора, суду пояснила, что на основании постановления Правительства от -- в 1994 году действительно администрацией -- принимался в собственность жилой фонд ПМК 113. Согласно плану приватизации Государственного предприятия Арендной передвижной механизированной колонны -- от -- --П-143 водопроводные сети не вошли в перечень приватизируемого имущества, т.е. должны были остаться в федеральной собственности. Однако, согласно полученного ответа из территориального управления Росимущества в -- водопроводные сети в федеральной собственности не значатся. В настоящее время они остаются бесхозяйными. В связи с тем, что они находятся на территории Новокиевского сельсовета, администрация должна принять меры к постановке их в государственном органе на учет как бесхозяйных, а затем принять их в свою собственность.
Представитель 3-го лица --8, действующая на основании доверенности от --, доводы --9 поддержала.
Суд, выслушав стороны, изучив представленные материалы приходит к следующему:
В связи с проверкой по жалобе --10, проживающей в с. Н-Увал по -- по факту отсутствия воды в водопроводной сети, подведенной к ее квартире, было установлено отсутствие ответственного лица, обязанного произвести ремонт водопроводной сети, что и явилось основанием для обращения прокурора в суд.
Как установлено в судебном заседании, водонапорная башня и разведочная эксплуатационная скважина, расположенная по --, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от -- принадлежит Муниципальному образованию «Новокиевский сельсовет --», до указанной даты объекты находились в собственности муниципального образования --.
От указанной водонапорной башни осуществляется поставка воды в жилые дома и другие объекты, расположенные по улицам : Советская, Мелиораторов, Рулева, именуемый районом «стройки ».
Жилые дома, расположенные по указанным -- -- -- от --. Согласно указанному постановлению подлежал передаче ведомственный жилой фонд, принадлежащий акционерному обществу с ограниченной ответственностью ПМК - 113 со всеми наружными коммуникациями ( кроме отопительной и водоснабжающей системы ). Представленный акт приемки –передачи ведомственного жилищного фонда с баланса АООТ –ПМК-113 на баланс --ной администрации хотя и содержит упоминание о передаче жилищного фонда со всеми наружными коммуникациями ( канализация, выгреба, водопровод) на баланс Мазановского МПП-ЖКХ с. Н-Увал, однако, балансовую стоимость указанных объектов не содержит. В эту же дату- --, главой администрации -- было принято постановление -- о передаче жилого фонда со всеми наружными коммуникациями ( кроме отопительной и водоснабжающей системы ) на баланс Мазановского многоотраслевого производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Акт приемки –передачи также содержит упоминание о передаче жилого фонда со всеми наружными коммуникациями, без указания его балансовой стоимости.
-- имело место обращение Главы муниципального образования -- к членам Совета директоров ОАО ПМК-113 о рассмотрении вопроса передачи котельной и сетей тепловодоснабжения, обслуживающих жилой фонд района «стройки» и объекты соцкультбыта, в муниципальную собственность. Однако поставленные вопросы не были решены. Данный вывод подтверждается представленным распоряжением администрации -- о введении режима предупреждения чрезвычайной ситуации ---р от -- в соответствии с которым, с -- вводится режим предупреждения чрезвычайной ситуации на следующих объектах ОАО ПМК-113 – котельная, водонапорная башня, теплотрасса, водопровод.
Таким образом, представленными документами передача в собственность муниципального образования -- водопровода вместе с жилым фондом не подтверждается.
Водопроводные сети от водонапорной башни не были переданы в муниципальную собственность -- и в ходе конкурсного производства открытого в отношении ОАО ПМК-113 на основании решения Арбитражного суда -- от --. -- в Российской газете было опубликовано объявление конкурсного управляющего о проведении конкурса по продаже имущества ОАО ПМК 113 в том числе – здания котельной, водонапорной башни, разведочно-эксплуатационной скважины и передаточных устройств : наружных сетей теплоснабжения и водопровода. Трубопроводы проложены совместно- спутник, прокладка подземная в железобетонных непроходных каналах. Протяженность каналов 3235 м, протяженность теплотрассы 2х3235, протяженность водопровода 3235 м. год постройки 1972.
На основании соглашения по безвозмездной передаче в муниципальную собственность недвижимого имущества от -- открытое акционерное общество ПМК-113 в лице конкурсного управляющего, передала в муниципальную собственность -- социально значимые объекты, закрепленные ранее на праве собственности за ОАО ПМК-112 и не проданные путем торгов в форме конкурса, в том числе водонапорную башню и разведочную эксплуатационную скважину. Передаточные устройства в данном соглашении не указаны. Доказательств передачи указанных объектов в муниципальную собственность -- в соответствии с п. 5 ст. 132 ФЗ 3 127 о -- «О несостоятельности ( банкротстве » в материалах дела не содержится и сторонами указанные доказательства не представлены.
ОАО «ПМК-113 » исключено из реестра юридических лиц --. Представленная выписка из реестра муниципальной собственности объектов недвижимости -- о наличии в собственности тепловой трасы, протяженностью 1978, 96 погонных метров, что соответствует согласно техническому паспорту тепловой трасе от котельной «Южная », обслуживающую также --, Рулева и Мелиораторов не может быть принято в качестве доказательства передачи в муниципальную собственность -- и сетей водоснабжения от водонапорной скважины. Теплотрасса и водопроводная сеть являются различными объектами недвижимости и передача одного объекта недвижимости в собственность определенного лица, не означает передачу других объекта, находящихся с ним в одном канале.
Согласно справке отдела по управлению муниципальной собственностью, водопроводные сети от водонапорной башни по адресу : -- не являются муниципальной собственностью -- и в реестре муниципальной собственности -- не числятся. Не числятся указанные водопроводные сети в реестрах собственности -- и федерального имущества.
Ссылка ответчика о передаче водопроводных сетей в муниципальную собственность -- на основании пункта 2 постановления Верховного совета Российской Федерации от 27. 12.1991 г. -- «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность », и дальнейшая их передача на баланс межотраслевого производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства на основании Постановления Главы администрации -- -- от -- в котором имеется упоминание о передаче данной организации магистральных водопроводов в с. Н-Увал является несостоятельной. Доказательств фактического принятия спорного имущества в установленном порядке в муниципальную собственность суду не представлено. Доказательствами, изложенными в данном решении подтверждается, что на дату принятия постановления спорный водопровод являлся объектом, принадлежащим ПМК 113, находящемся в федеральной собственности.
Созданное в декабре 1012 года муниципальное унитарное предприятие «Новокиевское », учредителем которого является администрация Новокиевского сельсовета, осуществляет распределение воды в том числе и от водонапорной башни -- по --, переданной им собственником в хозяйственное ведение.
Таким образом, судом установлено, что водопроводные сети от водонапорной башни, расположенной по --, предназначены для обслуживания жилых домов и других объектов, расположенных по улицам: Советская, Мелиораторов и Рулева и находятся на территории Муниципального образования Новокиевский сельский совет. Их собственник либо эксплуатирующая организация не определены.
Согласно ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника либо собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался ; бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуще6ством, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленными актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со ст. 5 Устава Новокиевского сельсовета к вопросам местного значения Новокиевского сельсовета относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения ; организация в границах поселения электро, -тепло, -газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В качестве основания постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи указано заявление органа местного самоуправления.
Действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления.
Поскольку в соответствии с п.п. 4 и 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от -- № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении » к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся : организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения и ( или ) водоотведения в случае невозможности организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и ( или ) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Пунктом 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской --2 от -- --, предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем на орган местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных сетей.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от -- -- бездействием признается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией Новокиевского сельсовета в нарушение закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» -- –ФЗ от -- не принимаются меры к выявлению бесхозяйного имущества, постановке его на учет и государственной регистрации прав на объект недвижимости – водопроводные сети, что привело к тому, что никто не несет бремя содержания данного имущества, и не обеспечивает надежного и бесперебойного снабжения потребителей услугами водоснабжения. Кроме того, ненадлежащая эксплуатация водопроводных сетей создает реальную угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Учитывая, что для постановки на учет бесхозяйного имущества предварительно требуется изготовление технической документации на объект недвижимости, суд с учетом мнения ответчика, полагает о разумности срока, предоставляемого для исполнения решения суда в два месяца.
Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора -- удовлетворить.
Признать бездействие администрации Новокиевского сельсовета по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества – водопроводный сетей от водонапорной башни, расположенной по адресу : --, в органе, осуществляющей государственную регистрацию права на недвижимое имущество, незаконным.
Обязать Администрацию Новокиевского сельсовета поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйное имущество – водопроводные сети от водонапорной башни, расположенной по адресу :-- в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурском областном суде через Мазановский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья : А.И.Самойленко