Дело № 3а-833/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2021 года город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Цехомской Е.В.,
при секретаре судебного заседания Ли И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Деренченко Владимира Владимировича о признании недостоверными сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Деренченко В.В. обратился в Краснодарский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать недостоверными сведения о кадастровой стоимости за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...>, которые расположены по адресу: <Адрес...>
Административный истец мотивирует свои требования тем, что он уплачивает налог, рассчитываемый из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Кадастровая стоимость указанных объектов была многократно уменьшена с 01 января 2019 года, что, по мнению административного истца, свидетельствует о завышенной кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, которая была ошибочно рассчитана за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.
В судебном заседании представитель административного истца, действующая на основании доверенности, Тарасова А.С. заявленные административные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что допущенная при установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества ошибка нарушает права и законные интересы административного истца. Существенное и многократное изменение кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, выразившееся в ее уменьшении, по мнению представителя Деренченко В.В. свидетельствует об ошибке, допущенной при определении и утверждении кадастровой стоимости за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.
Представитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю на основании доверенности Коржов В.М. возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, утверждая, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимого имущества была определена филиалом учреждения в соответствии с требованиями статьи 24.16 Федерального закона «Об оценочной деятельности» № 135-ФЗ и соответствует действующим на момент определения кадастровой стоимости нормам законодательства.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, действующая на основании доверенности, Рудь М.В. просила суд вынести законное и обоснованное решение, пояснив, что кадастровая стоимость спорных земельных участков за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года была определена на основании Постановления главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 16 января 2012 года № 12 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Краснодарского края».
Иные лица, участвующие в деле, об уважительности причин неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, с учетом положений части 2 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска, возражений на него, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.
Для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к объектам оценки относятся отдельные материальные объекты (вещи), совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия), право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества, права требования, обязательства (долги), работы, услуги, информация, а также иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
В силу части 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как указано в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Из материалов дела следует, что Деренченко В.В. является собственником объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...>, которые расположены по адресу : <Адрес...>, что подтверждается Выписками из Единого государственного реестра недвижимости, представленными в материалы дела. Указанные объекты недвижимого имущества имеют назначение «Нежилое здание» и расположены в кадастровом квартале <№...>.
В соответствии с письмом Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Краснодарскому краю от 23 апреля 2020 года № 09-08/03694, а также сведениями, содержащимися в Выписках из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость указанных объектов за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года составила: объект с кадастровым номером <№...> – <...> рублей, объект с кадастровым номером <№...> – <...> рублей, объект с кадастровым номером <№...> – <...> рублей, объект с кадастровым номером <№...> – <...> рублей, объект с кадастровым номером <№...> – <...> рублей, объект с кадастровым номером <№...> – <...> рублей, объект с кадастровым номером <№...> – <...> рублей, объект с кадастровым номером <№...> – <...> рублей.
Приказом департамента Имущественных отношений Краснодарского края от 01 ноября 2018 года № 2368 утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2019 года, в соответствии с которым объект с кадастровым номером <№...> – <...> рублей, объект с кадастровым номером <№...> – <...> рублей, объект с кадастровым номером <№...> – <...> рублей, объект с кадастровым номером <№...> – <...> рублей, объект с кадастровым номером <№...> – <...> рублей, объект с кадастровым номером <№...> – <...> рублей, объект с кадастровым номером <№...> – <...> рублей, объект с кадастровым номером <№...> – <...> рублей.
Административный истец письмом от 20 июля 2020 года № 12-04/20-130 обращался в ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» с требованиями о предоставлении разъяснений порядка определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
На указанное обращение Краевым БТИ были подготовлены ответы от 24 июля 2020 года № 12-09/20-137, № 12-09/20-138, № 12-09/20-139, № 12-09/20-140, № 12-09/20-141, № 12-09/20-142, № 12-09/20-143, № 12-09/20-144, из которых следует, что кадастровая стоимость спорных объектов не определялась учреждением в порядке, установленном Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», а была определена в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Деренченко В.В. также направил обращения от 17 июня 2020 года (вх. № ОГ/1676-2/13-20), от 04 августа 2020 года (вх. № 37873) в адрес Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю соответственно, о предоставлении информации о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества.
Ответом Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю от 09 июля 2020 года № 08738/01-15 заявителю разъяснено, что после включения в кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных спорных зданиях, в рамках реализации пункта 2 Приказа Минэкономразвития России от 11 января 2011 года № 1, 11 ноября 2013 года Филиалом была определена кадастровая стоимость в соответствии с нормами действующего законодательства.
Письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 07 сентября 2020 года № 11-835/33487, административному истцу было разъяснено, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимого имущества была определена в соответствии с действующим на дату определения кадастровой стоимости законодательством Российской Федерации, а технические ошибки в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости о кадастровой стоимости, отсутствуют.
Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 января 2012 года № 12 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Краснодарского края» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Указанным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 января 2012 года № 12 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Краснодарского края, средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости, а также минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости по населенным пунктам муниципальных районов (городских округов) Краснодарского края.
Кадастровая стоимость зданий определялась органом регистрации прав в период до 01 января 2019 года в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июня 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также пунктом 2.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости, который утвержден Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 января 2012 года № 12 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Краснодарского края» на его площадь.
Приложением № 2 к Постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16 января 2012 года № 12 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Краснодарского края» установлены средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости по кадастровым кварталам на территории Краснодарского края.
Среднее значение удельного показателя для зданий с назначением «Нежилое здание», расположенных в кадастровом квартале <№...> составляет <...> за 1 кв. м.
Из изложенного выше следует, что кадастровая стоимость зданий, принадлежащих на праве собственности административному истцу, в период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года определялась путем умножения площади на удельный показатель - <...> рублей и составляет:
- <№...> – <...> рублей * 1206 кв. м. = <...> рублей;
- <№...> – <...> рублей * 293,3 кв. м. = <...> рублей;
- <№...> – <...> рублей * 1778,6 кв. м. = <...> рублей;
- <№...> – <...> рублей * 682,6 кв. м. = <...> рублей;
- <№...> – <...> рублей * 23,2 кв. м. = <...> рублей;
- <№...> – <...> рублей * 105,6 кв. м. = <...> рублей;
- <№...> – <...> рублей * 1100 кв. м. = <...> рублей;
- <№...> – <...> рублей * 153,2 кв. м. = <...> рублей.
Исходя из изложенных выше обстоятельств, суд не находит достаточных оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований. Административным истцом не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о наличии технической, методологической, либо иной ошибки, допущенной при установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...>, расположенных по адресу: <Адрес...>, за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Деренченко Владимира Владимировича о признании недостоверными сведений о кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 апреля 2021 года.
Судья: Е.В. Цехомская