Решение по делу № 02-1347/2019 от 11.01.2019

 

 

Судья первой инстанции: Гусева И.В.

Гражданское дело  33-48694

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 ноября 2019 года                                                                              г. Москва

 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе

председательствующего Новиковой О.А.,

судей Козиной Т.Ю., Матлахова А.С.,

при секретаре - помощнике судьи Родиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козиной Т.Ю. дело  по апелляционной жалобе представителя ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на решение Басманного районного суда города Москвы от 11 марта 2019 года по делу  2-1347/19, которым постановлено:

Обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства   обороны Российской Федерации устранить нарушения требований ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года  7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и выполнить принятые обязательства по приведению канализационной насосной станции  4 (инв.  42), расположенной в военном городке  5 Алабинского гарнизона по адресу: *** область, *** район, д. ***, в соответствии с требованиями санитарного законодательства, законодательства об охране окружающей среды и о природопользовании путем выполнения необходимых ремонтных (восстановительных) работ в целях устранения и дальнейшего предотвращения сброса хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Военный прокурор 72 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации об обязании устранить нарушения, выполнить обязательства.

В обосновании исковых требований истец указал, что в связи с изданием приказа Минобороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года  155 о создании Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на указанную организацию возложены обязанности по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. В связи с обращением заместителя начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу по факту загрязнения объекта в районе д. *** *** района *** области, 72 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения ответчиком законодательства об охране окружающей среды и природопользования. В рамках проверки проведено обследование канализационно-насосной станции  4, расположенной в районе военного городка 5 и прилегающей к ней территории по адресу: *** область, *** район, д. ***. В результате проверки установлено, что аварийный сброс хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности происходит регулярно вследствие неисправности напорного коллектора для отработанных стоков из КНС в канализационную сеть ввиду большого эксплуатационного износа последнего. Не проведение в дальнейшем необходимых ремонтных (восстановительных) работ на канализационной насосной станции  4 (инв.  42) будут нарушать права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду. Истец просил обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации устранить нарушения требований ст. 51 Федерального закона от 10 января  2002 года  7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и выполнить принятые на себя обязательства по приведению канализационной насосной станции  4 (инв.  42), расположенной в военном городке  5 Алабинского гарнизона по адресу: *** область, *** район, д. ***, в соответствии с требованиями санитарного законодательства, законодательства об охране окружающей среды и о природопользовании путем выполнения необходимых ремонтных (восстановительных) работ в целях устранения и дальнейшего предотвращения сброса хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности.

Представитель истца в судебное заседание   явился, исковые требования   поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации - по доверенности Демина Е.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, пояснив, что в настоящее время закуплены необходимые материалы, работы на объекте ведутся.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит ответчик ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице своего представителя по доводам апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

        В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно ч. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что приказом Минобороны России от 02 марта 2017 года  155 создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, основными целями деятельности которого является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (л.д. 29-30).

В соответствии с пунктами 13 и 14 Устава (л.д. 48-54) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, основными целями деятельности Учреждения являются осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Для достижения указанных целей ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России осуществляет в том числе, следующие виды деятельности: забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, доведения ее до питьевого качества и распределение потребителям; оказание услуг, связанных с транспортировкой воды; удаление и очистка сточных вод, отходов; оказание услуг, связанных с транспортировкой сточных вод, управление недвижимым имуществом.

02 октября 2017 года между Министерством обороны Российской Федерации и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России заключен договор  3-УЖФ/ЗВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации (л.д. 35-47).

В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 24 марта 2017 года  837 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России» имущественный комплекс канализационно-насосной станции  4(инв.  42), расположенной в районе военного городка  5 Алабинского гарнизона на территории  деревни*** *** района *** области, передан на праве оперативного управления в ФГБУ «Центральное  жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (л.д. 73, л.д. 101, л.д. 46-47).

13 июня 2018 года в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу поступило сообщение по факту загрязнения водного объекта в районе деревни *** *** района *** области (л.д. 9).

На основании данного обращения комиссией в составе помощника военного прокурора 72 военной прокуратуры, ведущего эксперта Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу,  начальника жилищно-коммунальной службы  9 Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела  24 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Западному военному округу, проведено обследование канализационно-насосной станции  4 (инв.  42) в районе военного городка  5 и прилегающей к ней территории по адресу: *** область, *** район, деревня ***, о чем 21 августа  2018 года составлен акт комиссионного обследования, из которого следует, что на территории канализационно-насосной станции на напорном коллекторе, по которому сточные воды из приемной камеры канализационно-насосной станции перекачиваются на очистные сооружения поселка ***, оборудован смотровой колодец, из которого выведена стальная труба диаметром 100 мм. По указанной трубе во время осмотра осуществляется сброс хозяйственно-бытовых сточных вод из приемной камеры канализационно-насосной станции, в промоину в грунте диаметром 4 метра за пределами ограждения канализационно-насосной станции. От промоины в результате регулярного сброса сточных вод образовался ручей, который промыл русло в лесном массиве на северо-восток на протяжении 200 метров и далее растекается по почве в лесном массиве. Согласно выводам комиссии аварийный сброс хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности происходит регулярно вследствие того, что неисправен напорный коллектор, который идет на очистительные сооружения поселка *** (л.д.11).

В рамках проведенной проверки с начальника жилищно-коммунальной службы  9 ЖЭ(К)О  24 филиала ФГБУ»ЦЖКУ» МО РФ по ЗВО Кулакова В.В. взяты письменные объяснения, в которых Кулаков В.В. указал, что напорный коллектор для отработанных стоков из канализационно-насосной станции в канализационную сеть городского поселения *** находится в нерабочем состоянии (трубопровод пришел в негодность из-за большого эксплуатационного износа).Канализационные сточные воды от части попадают в коллектор, остальная часть сточных вод попадает в грунт в лесополосе, в месте прохождения коллектора (л.д. 27-28).

Данные фактические обстоятельства дела сторонами не оспариваются, подтверждаются указанными выше и имеющимися в деле письменными доказательствами.

Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик не является балансодержателем КНС  4 является несостоятельным, опровергается представленными доказательствами. Так, в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 24.03.2017  837 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за Федеральным Государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление Минобороны России» имущественный комплекс КНС  4, расположенный на территории деревни *** *** района *** области, предан на праве оперативного управления ответчику.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание факт того, что на момент проведения военной прокуратурой гарнизона проверки и рассмотрения дела в суде на КНС  4 велись ремонтно-восстановительные работы, а также произведена закупка необходимых материалов для проведения ремонта, в связи с чем у суда не имелось оснований для удовлетворения искового заявления, судебная коллегия не принимает, поскольку к моменту проверки и рассмотрения дела в Басманном районном суде г. Москвы неисправности КНС 4 устранены не были.

Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы возражений на исковое заявление, являлись предметом исследования суда первой инстанции и им дана правовая оценка. 

Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит. 

С учетом представленных по делу доказательств, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом. В связи с этим судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения. Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене решения суда, судебная коллегия также не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Басманного районного суда г. Москвы от 11 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России - без удовлетворения.

 

 

 

Председательствующий

 

Судьи 

02-1347/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено, 11.03.2019
Истцы
Военный прокурор 72 военной прокуратуры гарнизона
Ответчики
ФГБУ "ЦЖКУ " Минобороны России
Суд
Басманный районный суд
Судья
Гусева И.В.
Дело на странице суда
mos-gorsud.ru
11.03.2019
Решение
08.11.2019
Определение суда апелляционной инстанции
15.03.2019
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее