Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 апреля 2015 года г. Тулы
Советский районный суд г. Тулы в составе
председательствующего судьи Бездетновой А.С.,
при секретаре Камаевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-778\15 по исковому заявлению Богородицкого межрайонного прокурора Тульской области в интересах Ершова Е.С. к Министерству труда и социальной защиты Тульской области об обязании предоставления вне очереди жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям,
у с т а н о в и л:
прокурор Богородицкого района Тульской области обратился в суд в интересах Ершова Е.С. к Министерству труда и социальной защиты Тульской области об обязании предоставления вне очереди жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
В обоснование своих требований указал, что Ершова Е.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти №, отец ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти №.
В соответствии с распоряжением № 56\4-р от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ФИО3 (согласно свидетельству о заключении брака I-БО № в настоящее время ФИО12) была установлена опека, опекуном назначена ФИО9 Кроме того данным распоряжением установлено, что жилье по адресу: <адрес>, мкр. Суходольский, <адрес>, в котором зарегистрирована несовершеннолетняя, признано ветхим, в связи с чем, закрепление за несовершеннолетней жилой площади не представляется возможным. В пункте 6 данного распоряжения указано, что несовершеннолетняя ФИО3 имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
ДД.ММ.ГГГГ заключен брак между ФИО3 и ФИО4, после заключения брака ФИО3 присвоена фамилия ФИО12 (свидетельство о заключении брака I-БО № 723138.
Ершова Е.С. до настоящего времени зарегистрирована по адресу: <адрес>, мкр. Суходольский, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 (согласно свидетельству о заключении брака I-БО № в настоящее время Ершова) окончила Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования <адрес> «Профессиональное училище № 30» <адрес>.
В мае 2014 года Ершова Е.С. обратилась в территориальный отдел по <адрес> Министерства труда и социальной защиты Тульской области о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Тульской области.
Заявление Ершова Е.С. было рассмотрено и по результатам рассмотрения в Министерство труда и социальной защиты тульской области направлены сведения о Ершова Е.С. для включения её в вышеуказанный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Тульской области.
Ершова Е.С. распоряжением Министерства труда и социальной защиты Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № 61-р включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно данным Управления Росреестра по тульской области в Едином государственном реестре отсутствуют сведения о правах на жилые помещения у Ершова Е.С..
В настоящее время состав семьи Ершова Е.С. следующий: супруг – ФИО4, несовершеннолетняя дочь – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Таким образом, до настоящего времени Ершова Е.С., относящейся к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлено жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
На основании вышеизложенного просит обязать министерство труда и социальной защиты Тульской области предоставить Ершова Е.С., в составе семьи 3-х человек, жилое помещение специализированного жилищного фонда Тульской области, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО10 уточнила исковые требования, просила суд обязать Министерство труда и социальной защиты Тульской области предоставить благоустроенное жилое помещение не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Ершова Е.С. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, в представленном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель Министерства труда и социальной защиты Тульской области по доверенности – ФИО11 исковые требования не признала, пояснила, что Ершова Е.С. имеет право на предоставление жилого помещения. Состоит в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Предоставление Ершова Е.С. жилья вне очереди приведет к нарушению жилищных прав находящихся в равном с ним положении лиц данной категории.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) предоставляются по договорам социального найма вне очереди.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного Кодекса РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении снимаются с полного государственного обеспечения и следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 902-ЗТО «О жилищном фонде» предусматривает предоставление жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма предоставляются гражданам в соответствии со сводными списками на основании решения уполномоченного органа.
Согласно Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об органах исполнительной власти <адрес>, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управления жилищным фондом <адрес>» обязанность по предоставлению жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству.
Решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О размерах учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма на одного человека не менее 15 кв.м. общей площади.
Из материалов дела усматривается, что Ершова Е.С. осталась без попечения родителей.
Согласно свидетельству о смерти I-БО № ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ года, о чем отделом записи актов гражданского состояния администрации муниципального образования <адрес> Российской Федерации составлена запись акта о смерти № 68.
Согласно свидетельству о смерти I-БО № ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ года, о чем Жданковским филиалом отдела ЗАГС составлена запись акта о смерти № 86.
В соответствии с распоряжением № 56\4-р от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ФИО3 (согласно свидетельству о заключении брака I-БО № в настоящее время ФИО12) была установлена опека, опекуном назначена ФИО9 Кроме того данным распоряжением установлено, что жилье по адресу: <адрес>, мкр. Суходольский, <адрес>, в котором зарегистрирована несовершеннолетняя, признано ветхим, в связи с чем, закрепление за несовершеннолетней жилой площади не представляется возможным. В пункте 6 данного распоряжения указано, что несовершеннолетняя ФИО3 имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
ДД.ММ.ГГГГ заключен брак между ФИО3 и ФИО4, после заключения брака ФИО3 присвоена фамилия ФИО12 (свидетельство о заключении брака №.
Ершова Е.С. до настоящего времени зарегистрирована по адресу: <адрес>, мкр. Суходольский, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 (согласно свидетельству о заключении брака I-БО № в настоящее время ФИО12) окончила Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования <адрес> «Профессиональное училище № 30» <адрес>.
Ершова Е.С. распоряжением Министерства труда и социальной защиты Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № 61-р включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
За Ершова Е.С., а также за членами ее семьи не зарегистрированы какие-либо права на иные жилые помещения, что подтверждается справками, Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ г., справками ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».
До настоящего времени Ершова Е.С. жильем не обеспечена.
Суд учитывает, что обязанность по защите жилищных прав детей-сирот и контролю за сохранностью их жилья возложена на органы опеки и попечительства.
В соответствии с действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления не относятся вопросы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также вопросы организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.
В силу ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 902-ЗТО «О жилищном фонде» и Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 105 «Об органах исполнительной власти <адрес>, уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управления жилищным фондом <адрес>» обязанность по предоставлению жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на Министерство труда и социальной защиты Тульской области.
Доводы представителя Министерства труда и социальной защиты Тульской области о том, что предоставление Ершова Е.С. жилого помещения вне очереди, ущемляют права других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в порядке очередности в сводном списке на предоставление жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма является несостоятельными, поскольку правила <данные изъяты>2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Это свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования Богородицкого межрайонного прокурора <адрес> в интересах Ершова Е.С. к Министерству труда и социальной защиты <адрес> об обязании предоставления вне очереди жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Богородицкого межрайонного прокурора Тульской области в интересах Ершова Е.С. к Министерству труда и социальной защиты Тульской области об обязании предоставления вне очереди жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям удовлетворить.
Обязать Министерство труда и социальной защиты Тульской области предоставить Ершова Е.С. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма вне очереди не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий