№ 2-441/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата адрес
Преображенский районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-441/2020 по иску фио к Управлению социальной защиты населения адрес в лице Отдела социальной защиты населения адрес о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
фио обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения адрес в лице Отдела социальной защиты населения адрес о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение.
Исковые требования мотивирует тем, что дата истец обратился по вопросу присвоения звания «Ветеран труда» в ОСЗН адрес. В ответ на его обращение письмом №... от дата отказано в присвоении звания «Ветеран труда», в связи с отсутствием правовых оснований. С указанным решением истец не согласен, считает, что имеющиеся у него почетная грамота Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и ЦК профсоюза рабочих автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения от дата дает ему право на присвоение звания «Ветеран труда». На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным решение ОСЗН адрес от дата об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, обязать присвоить истцу звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение, взыскав с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
Истец фио в судебное заседание не явился, доверил свои интересы представлять по доверенности фио, который в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчика УСЗН адрес в лице адрес Преображенское по доверенности фио, фио в судебное заседание явились, исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, приобщенного к материалам дела.
Суд, заслушав представителей сторон, изучив и исследовав письменные материалы данного гражданского дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от дата N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает на федеральном уровне круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся в частности и лица, награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от дата N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п. п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у адрес как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в адрес принято Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от дата N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п. 2 которого указано, что звание "Ветеран труда" присваивается гражданам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (пп. 2.1.); награжденным по состоянию на дата ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (пп. 2.1.1); начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пп. 2.2.).
Пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", которым она дополнена Федеральным законом от дата N 388-ФЗ и вступившем в силу с дата, определено, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Во исполнение пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 578 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия (далее - Положение).
Положение устанавливает порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также порядок награждения знаками отличия (пункт 1).
Согласно пункту 2 названного Положения знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия. Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения (пункт 3 Положения).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от дата N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия" федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, предписано в 3-месячный срок разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда" (подпункт "а" пункта 2 постановления); привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением (подпункт "б" пункта 2 постановления).
Из приведенных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации – адрес - следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" требуется соблюдение гражданином определенных условий: наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, и награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Учреждать такие ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе), дающие право на присвоение звания "Ветеран труда", вправе федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с дата истец фио является получателем страховой пенсии по старости.
В период работы истец фио дата на основании Приказа-постановления №509/137, подписанного заместителем Министра автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и председателем ЦК Профсоюза и работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, был награжден Почетной грамотой Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и ЦК профсоюза рабочих автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения за высокие производственные показатели и в связи с празднованием Дня машиностроителя, с занесением указанного награждения в трудовую книжку.
дата истец фио обратился в ОСЗН адрес с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда».
дата письмом начальника ОСЗН адрес №4680/09 в присвоении звания "Ветеран труда" истцу отказано в связи с отсутствием у заявителя права на присвоение указанного звания и правовых оснований.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент награждения фио правовой статус Почетной грамоты Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и ЦК профсоюза рабочих автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения не был определен, также как и перечень ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
При этом суд также принимает во внимание, что с дата в Федеральный закона "О ветеранах", в постановление Правительства Москвы от дата N 443-ПП внесены изменения, которые предусматривают основанием для присвоения звания ветерана труда помимо награждения орденами или медалями СССР или Российской Федерации, почетными грамотами и благодарностью Президента Российской Федерации, присвоения почетных званий СССР или Российской Федерации, также награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующему сфере деятельности (отрасли экономики), что также свидетельствует, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
Представленная истцом Почетная грамота, в соответствии с действующим законодательством, не является ведомственным знаком отличия за заслуги в труде и продолжительную работу, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», присваивалась истцу за высокие производственные показатели и в связи с днем машиностроения, что не свидетельствует о награждении истца за продолжительную работу руководством органов государственной власти СССР.
Доводы истца на применение к спорным правоотношениям Письма Минтруда РФ N 2026-ВЯ, Минсоцзащиты РФ N 4276/1-30 от дата "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" являются несостоятельными, поскольку Министерство юстиции Российской Федерации письмом от дата N 1120-ПК отказало в регистрации указанного письма. Следовательно, указанное письмо не стало нормативным документом, обязательным к применению в субъектах Российской Федерации, в связи с чем не может быть применено судом при рассмотрении дела по вопросу отнесения полученной истцом грамоты к ведомственным знакам отличия в труде.
В силу вышеуказанных нормативных актов и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств правовых оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда» по представленным истцом документам не имеется, а вынесенное в отношении заявления истца решение органа ОСЗН адрес является законным и обоснованным, в связи с чем суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований фио к Управлению социальной защиты населения адрес в лице Отдела социальной защиты населения адрес о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Преображенский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
░░░░░: ░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.