Дело № 2а-206/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2020 года г. Москва
Солнцевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Емельяновой М.А.,
при секретаре Сайгитове С.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-206/20 по административному исковому заявлению Белоглазова В.Н., Белоглазовой Г.Н., представителя административного истца Белоглазовой Г.Н. – адвоката Ильина Н.В. к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании отказа в исправлении кадастровой (реестровой) ошибки незаконным, обязании устранить реестровую ошибку,
УСТАНОВИЛ:
Белоглазов В.Н., Белоглазова Г.Н. обратились в суд с указанным административным иском, в котором просили признать незаконным отказ Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Москве в исправлении кадастровой (реестровой) ошибки, возложить обязанность устранить реестровую ошибку, указывая на то, что являются собственниками земельного участка с кадастровым номером …., общей площадью 1200 кв.м., по адресу: …. Измененные сведения о земельном участке, внесенные в 2014 г. в ЕГРН, не соответствуют его фактическим границам, площади и конфигурации. В ответ на заявление истцов от 30 сентября 2019 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве 10 января 2020 года отказано в государственном учете объекта недвижимости, поскольку в составе межевого плана отсутствуют документы, подтверждающие ошибку в сведениях об объектах недвижимости с кадастровыми номерами :1003 и :1004, что, по мнению административных истцов, является незаконным.
Истец Белоглазов В.Н. в суд явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Истец Белоглазова Г.Н. в суд не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель административных истцов по доверенности Ильин Н.В. в судебном заседании заявленные требования подержал, пояснив, что Белоглазовы неоднократно представляли документы, выполняли все условия, однако им было не мотивировано отказано.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Москве в суд не явился, просил отказать в удовлетворении иска по основаниям указанным в возражениях на иск.
Заинтересованное лицо в суд не явился, извещено надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечило.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав объяснения административного истца Белоглазова В.Н., представителя административных истцов, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, признает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 Закона, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре - недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
В силу части 2 статьи 61 Закона Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Такой порядок утвержден Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920 (ред. от 26.09.2018) "Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме, а также формы заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.03.2016 N 41343) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
Согласно пункту 22 Требований к формату таких заявлений и представляемых с ними документов в электронной форме, в отношении документов, представляемых в электронной форме, указываются: название и размер файла. В отношении документов, представляемых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, на электронном носителе информации, указываются: наименование, вид электронного носителя информации (например, оптический компакт-диск, USB Flash Drive) и размер файла.
Для межевого плана, технического плана, акта обследования, помещенных на временное хранение в электронное хранилище, указывается идентифицирующий номер.
При этом для решения вопроса об исправлении кадастровой ошибки необходимо соблюдение общего порядка подачи заявления, установленного ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Статьей 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлены требования к документам, представляемым для осуществления для осуществления государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав.
На основании части 4 статьи 21 Закона определено, что межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 названного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административные истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером …., общей площадью 1200 кв.м., по адресу: …. Смежная граница с земельным участком с кадастровым номером …. установлена решением Солнцевского районного суда г. Москвы, остальные границы согласованы с ДЗР г. Москвы, уточненная площадь составила 995 кв.м, фактические границы, конфигурация и площадь земельного участка истцов соответствовала сведениям ГКН. Согласно кадастровой выписке № …. от 22.12.2011 г. площадь земельного участка № …. составляла 995+/- 5 кв.м. Однако согласно кадастровой выписке от сентября 2014 года № …. конфигурация земельного участка, местоположение границ и его площадь изменены. В результате чего площадь земельного участка в соответствии с координатами, указанными в кадастровой выписке о земельном участке от 2014 г., составила 945 кв.м., Измененные сведения о земельном участке внесенные в 2014 г. в ЕГРН, не соответствуют его фактическим границам, площади и конфигурации. 21.06.2019 г. истцы обратились в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением об исправлении технической кадастровой ошибки, на что получили уведомление за № …. от 28.06.2019 о приостановлении государственного кадастрового учета в виду необходимости представления исправленного межевого плана объекта учета в форме электронного документа виде файлов в формате XML, заверенный усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера. Исправленный межевой план был представлен, однако истцам отказано в возобновлении осуществления государственного кадастрового учета в связи с непредставлением документов. 30 сентября 2020 года истцы обратились в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением, с предоставлением истребованных дополнительно документов (межевой план, оптический компакт диск, с размером файлов 11 МБ).
Как следует из уведомления, направленного Управлением Росреестра по г. Москве Белоглазову В.Н. 10.10.2019 года, о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с исправлением реестровой ошибки до 10.01.2020г., по результатам проверки сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов выявлено, что в составе межевого плана отсутствуют документы, подтверждающие ранее допущенную ошибку в сведениях об объектах недвижимости с кадастровыми номерами …. и ….
10 января 2020 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве истцам отказано в государственном учете объекта недвижимости, поскольку в составе межевого плана отсутствуют документы, подтверждающие ошибку в сведениях об объектах недвижимости с кадастровыми номерами :…. и …., поэтому реестровая ошибка выявлена не была. Указано на отсутствие акта согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым № …. и не проведено согласование местоположения границ земельного участка с кадастровым № …. с правообладателем смежного земельного участка с кадастровым номером ….
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что административный истец прикладывал к заявлению межевой план в форме электронного документа в виде файлов, технические заключения экспертов, кадастровых инженеров, выписки из кадастровых планов земельных участков за 2011 года и 2014 год.
Анализируя направленные административному истцу ответы на его заявление об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с исправлением реестровой ошибки, суд приходит к выводу о том, что Управлением Росреестра по Москве не отражено в направленных уведомлениях, в чем заключается несоответствие межевого плана форме электронного документа в виде файлов в формате ХМL требованиям действующего закона, учитывая, что указанный план был представлен. При таких обстоятельствах, отказы административного ответчика, не содержащие конкретизации недочетов, которые должен устранить административный истец, не могут быть признаны законными и обоснованными.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Белоглазова В.Н., Белоглазовой Г.Н., представителя административного истца Белоглазовой Г.Н. – адвоката Ильина Н.В. к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании отказа в исправлении кадастровой (реестровой) ошибки незаконным, обязании устранить реестровую ошибку – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Москве в исправлении кадастровой (реестровой) ошибки.
Возложить обязанность на Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Москве повторно рассмотреть заявление Белоглазовых об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с исправлением реестровой ошибки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Солнцевский районный суд г.Москвы.
Судья М.А. Емельянова