Дело № 2-1582/9/2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Дубининой Л.В. к администрации Петрозаводского городского округа о признании права собственности на жилое помещение,
установил:
Дубинина Л.В. (далее – истец) обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к администрации Петрозаводского городского округа (далее – ответчик, администрация) о признании права собственности на квартиру 2 общей площадью 209,3 кв.м, расположенную в здании по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>, кадастровый номер №.
Для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих требований относительно предмета спора, были привлечены Москвина Н.В., Москвин Ю.В., Багликов В.Е., Соболева И.Е., Ванвай И.Ю., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее – Управление Росреестра по РК), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство).
В судебное заседание стороны, третьи лица и их представители не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, некоторые участвующие в деле лица просили рассмотреть спор в свое отсутствие. В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований пунктов 2 и 3 статьи 54, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 63, 67 и 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 25), в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие указанных лиц и их представителей. При этом суд учитывает, что положения Постановления № 25 обязательны для нижестоящих судов (см. в т.ч. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», подпункт «б» пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» и т.д.).
Подробные позиции сторон и третьих лиц были изложены в письменных доводах, представленных в материалы дела.
Исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в ЕГРН имеются сведения о государственном кадастровом учете многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>. Указанные сведения внесены в ЕГРН на основании технического паспорта на здание № по ул. <адрес> в г. Петрозаводске (инвентарный номер №), выданного ГУП РК «РГЦ «Недвижимость» 26.03.2003.
По сведениям, указанным в техническом паспорте, здание построено в 1993 году в соответствии с постановлением главы самоуправления города Петрозаводска № от 31.05.1996. Указанный объект недвижимости является жилым домом и состоит из 4 квартир. Жилой дом расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами: №; №; №; №.
Истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>, общей площадью 392 кв.м, что подтверждается записью в ЕГРН. Земельный участок расположен в пределах территориальной зоны Жи (зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки).
Жилой дом состоит из четырех жилых помещений. Блок-секция № 1 общей площадью 205,3 кв.м. принадлежит на праве общей долевой собственности Москвиной Н.В., Москвину Ю.В., что подтверждается записью в ЕГРН. В реестровом деле, открытом в отношении блок-секции № 1, содержатся копии постановления Главы самоуправления г. Петрозаводска № 624 от 18.03.2003 и акт приемки в эксплуатацию законченного строительством индивидуального жилого дома от 23.01.2003. В соответствии с данными документами был зарегистрирован факт ввода в эксплуатацию блок-секции № 1 вышеназванного жилого дома; в целях государственной регистрации права собственности на блок-секцию № 1 заявителем была представлена план-справка № 113645 от 02.04.2003, выданная ГУП РКРГЦ «Недвижимость», согласно которой объект недвижимости является не самостоятельным (отдельным) блоком, а помещением). Квартиру № 3, общей площадью 206,7 кв. м занимает Багликов В.Е. и Соболева И.Е. Квартира № 4, общей площадью 211 кв. м., принадлежит Ванвай И.Ю. При этом сведения о зарегистрированных правах в отношении квартир 2, 3, 4 в ЕГРН отсутствуют.
Также в судебном заседании установлено, что истец, а также собственники квартир 3 и 4 ранее обращались с иском в суд к администрации о признании многоквартирного дома жилым домом блокированной застройки, а помещений – блоками. Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14.11.2018 (далее – Решение от 14.11.2018), вступившим в законную силу, исковые требования оставлены без удовлетворения.
Разрешая требования истцов, суд, руководствуясь положениями ст. 9 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», статьями 16, 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», статьями 1, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Сводом правил 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» (Актуализированная редакция Строительных норм и правил 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»), Сводом правил 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные» (Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003), Сводом правил 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные» пришел к выводу, что если блоки (секции) здания не имеют общего имущества (помещений, конструкций (кроме стен соседних блоков), инженерных сетей) и расположены на отдельных земельных участках, здание может быть отнесено к жилому дому блокированной застройки, в ином случае дом является многоквартирным. При этом наличие общего имущества в доме свидетельствует о необходимости создания условий для его эксплуатации всеми собственниками, что возможно обеспечить только с помощью правового режима управления многоквартирным домом, предусмотренного разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд сослался на то, что наличие общего имущества в виде инженерных коммуникаций подтверждено заключением судебной экспертизы № 328 от 05.10.2018, письменными пояснениями третьих лиц, подтверждено вступившими в законную силу судебными актами по гражданскому делу № № по иску Ванвай И.Ю., Багликова В.Е. к Москвину Ю.В., Москвиной Н.В. (решение суда от 30.10.2017 с учетом апелляционного определения от 02.02.2018, дело № №). Сети канализации и водоснабжения не подходят индивидуально к каждому жилому помещению по ул. <адрес>. Установленные по делу обстоятельства подтверждают, что дом 20 по ул. Корабелов, является многоквартирным, признакам дома блокированной застройки, состоящего из блоков, в понимании статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации не отвечает.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Часть 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу части 2 статьи 209 этого же кодекса после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Аналогичные разъяснения даны в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении».
Приведенные положения процессуального закона и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации направлены на обеспечение обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений и законности выносимых судом постановлений в условиях действия принципа состязательности (см. «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018)», утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018).
Суд приходит к выводу о том, что обстоятельства, установленные Решением от 14.11.2018), в том числе относительно вида дома – многоквартирный жилой дом, не подлежат доказыванию и оспариванию, так как они подтверждаются вышеназванным судебным постановлением. Невозможность признать право собственности на блок-секции также установлена судебным актом.
Частью 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации гарантируется право частной собственности.
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как предусмотрено статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации, моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
К жилым помещениям частью 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Как указано в пункте 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Частями 3 и 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5 часть 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление № 10/22) разъяснено, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
При рассмотрении дела было установлено, что спорное жилое помещение фактически построено, имеет индивидуально-определенные характеристики объекта недвижимого имущества, позволяющие его идентифицировать, находится в фактическом пользовании истца с 1993 года по настоящее время. В течение всего срока владения недвижимым имуществом претензий от иных лиц к истцу не предъявлялось, права на спорное имущество никто не предъявлял, споров в судебном порядке в отношении владения и пользования недвижимым имуществом не заявлялось.
Квартира фактически существует в виде обособленного объекта недвижимости с присущими ему индивидуальными характеристиками. Иным способом с учетом состоявшегося Решения от 18.11.2018 истец своё право собственности зарегистрировать не может, находясь фактически в безвыходном положении. Статус блок-секции № 1 не может влиять на выводы проведенных экспертиз, выводы суда, изложенные в Решении от 18.11.2018 о том, что дом, в котором расположена квартира истца, является многоквартирным. Объект не является самовольной постройкой. По этим причинам суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска и признания за истцом права собственности на квартиру.
Отсутствие в сложившейся спорной ситуации формальных оснований для регистрации права собственности истца на принадлежащее ему жилое помещение не должно привести к нарушению их прав собственников, исходя из общего смысла гражданского законодательства, а также принципов разумности, добросовестности и справедливости.
Исходя из позиции истца, характера спорных отношений, а также разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» суд не рассматривает вопрос о взыскании с ответчика судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия
решил:
Исковые требования Дубининой Л.В. удовлетворить полностью.
Признать за Дубининой Л.В. право собственности на квартиру № общей площадью 209,3 кв.м, расположенную в многоквартирном доме по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>, кадастровый номер №.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.А. Малыгин
Мотивированное решение изготовлено 19 июня 2020 года.