Дело № 2-303/2020
(№44RS0001-01-2019-005603-33)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2020 года
Свердловский районный суд г.Костромы в составе:
судьи Шуваловой И.В.,
при секретаре Беляковой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сусанинского района в интересах Г.И.В. к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с указанным иском, просил суд обязать Департамент здравоохранения <адрес> организовать обеспечение Г.И.В., <дата> года рождения, тест-полосками к глюкометру Сателлит плюс для определения содержания уровня глюкозы в крови по медицинским показаниям не менее 120 штук ежемесячно.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению Г.И.В., в ходе которой установлено, что Г.И.В., <дата> года рождения, не обеспечивается медицинскими изделиями. Г.И.В. состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Сусанинская районная больница» с диагнозом ... Для лечения Г.И.В. врачами ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.» рекомендован ежедневный самоконтроль глюкозы в крови (натощак и через 2 часа после завтрака/обеда/ужина). Лечащим врачом Г.И.В. рекомендован самоконтроль, т.е. измерение уровня глюкозы в крови натощак, а также через 2 часа после завтрака/обеда/ужина, (то есть четыре раза в день). Установлено, что ОГБУЗ «Сусанинская РБ» в <дата> в Департамент здравоохранения <адрес> направлялась заявка на обозначенные лекарственные препараты и изделия медицинского назначения на 2019 год, в которых указана реальная потребность, в том числе и тест-полосками к глюкометру Сателлит плюс, являющиеся медицинскими изделиями. Однако, указанными медицинскими изделиями Г.И.В. в течение всего <дата> бесплатно обеспечен не был. В соответствии с утвержденными лимитами финансовых средств, выделенных на лекарственное обеспечение больных Сусанинского муниципального района, а не в объемах реальной потребности в годовом запасе препаратов, изделий и продуктов ОГБУЗ «Сусанинская РБ» в заявке на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания на <дата> такие медицинские изделия, как тест-полоски заказаны учреждением здравоохранения не были, на что указано главному врачу в представлении, внесенном прокуратурой района <дата>. На <дата> тест-полоски ОГБУЗ «Сусанинская РБ» также не заказаны. В связи с чем Г.И.В. вынужден самостоятельно приобретать указанные медицинские изделия за счет собственных средств. Непредоставление Г.И.В. ежемесячно бесплатно тест-полосок к глюкометру Сателлит плюс для определения содержания глюкозы в крови, в рекомендованном врачом количестве, влечет нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией недопустимо.
В ходе рассмотрения дела прокурор Сусанинского района уточнил исковые требования, просил суд обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Г.И.В., <дата> г.р., тест-полосками к глюкометру Сателлит плюс для определения содержания уровня глюкозы в крови по медицинским показаниям в необходимом количестве ежемесячно.
В судебном заседании прокурор Сусанинского района Шереметьев Д.А. исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме.
В судебное заседание Г.И.В. не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Департамента здравоохранения Костромской области на основании доверенности Хотулева Л.В. исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии с постановлением Администрации Костромской области от <дата> №-а бесплатными полосками обеспечиваются только дети до 18 лет.
ОГБУЗ «Сусанинская районная больница» для участия в деле своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
Это же отражено и в статье 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
Согласно ст. 37, 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).
Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).
Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Г.И.В., <дата> года рождения состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «<адрес> больница» с диагнозом ....
Согласно выписке из истории болезни Г.И.В., составленной ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.», Г.И.В. установлен диагноз сахарный диабет 1 типа. Индивидуальный целевой уровень гликированного гемоглобина <6,5 %.
Для лечения Г.И.В. врачами ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.» рекомендован ежедневный самоконтроль глюкозы в крови (натощак и через 2 часа после еды в течение дня+ в 3.00).
Лечащим врачом Г.И.В. рекомендован самоконтроль, т.е. измерение уровня глюкозы в крови: натощак, а также через 2 часа после завтрака/обеда/ужина, (то есть четыре раза в день).
Из материалов дела следует также, что ОГБУЗ «Сусанинская РБ» в <дата> в Департамент здравоохранения Костромской области направлялась заявка на обозначенные лекарственные препараты и изделия медицинского назначения на 2019 год, в которой указана реальная потребность, в том числе, и тест-полосками к глюкометру Сателлит плюс, являющиеся медицинскими изделиями. Однако, указанными медицинскими изделиями Г.И.В. в течение всего <дата> бесплатно обеспечен не был. В соответствии с утвержденными лимитами финансовых средств, выделенных на лекарственное обеспечение больных Сусанинского муниципального района, а не в объемах реальной потребности в годовом запасе препаратов, изделий и продуктов ОГБУЗ «Сусанинская РБ» в заявке на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания на <дата> такие медицинские изделия, как тест-полоски заказаны учреждением здравоохранения не были, на что указано главному врачу в представлении, внесенном прокуратурой района <дата>. На <дата> тест-полоски ОГБУЗ «Сусанинская РБ» также не заказаны. В связи с чем, Г.И.В. вынужден самостоятельно приобретать указанные медицинские изделия за счет собственных средств.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому диабет входит в Перечень социально значимых заболеваний.
Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).
В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2017 № 522-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2018 год на плановый период 2018 и 2019 годов.
Аналогичное постановление № 511-а в части гарантий на 2020-2022г.г. издано Администрацией Костромской области 23.12.2019.
В соответствии с п. 32 (Постановление от 29.12.2017 № 522-а), п.39 (Постановление от 23.12.2019 № 511-а) программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами. изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Одновременно в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановлением от 10.12.2018 № 1506 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 г. и 2021 г., которая в разделе V устанавливает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении № 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание «диабет», лекарственных средств и медицинских изделий.
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 № 748, определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание «диабет», при оказании амбулаторно-клинической помощи.
В соответствии с положениям ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Исходя из указанного, тест-полоски к глюкометру являются медицинскими изделиями, применяемыми для определениями уровня глюкозы в крови в соответствии с приказом Минздрава России от 09.11.2012 № 858н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при инсулиннезависимом сахарном диабете».
Анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета является государственной гарантией, обеспечиваемой за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом по смыслу вышеназванных нормативных правовых актов реализация данного права осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации.
При таких обстоятельствах довод ответчика о том, что бесплатному обеспечению тест-полосками подлежат только граждане до 18 лет, является несостоятельным.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (пункт 1 части 4 статьи 81).
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 № 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру не только детей, но и взрослых, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.
В связи с изложенным, ограничение круга лиц, которые подлежат обеспечению тестами для определения глюкозы в крови не отвечает требованиям закона.
При установленных обстоятельствах, с учетом указанного выше нормативного регулирования, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сусанинского района удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Г.И.В., <дата> года рождения, тест-полосками к глюкометру «Сателлит плюс» по медицинским показаниям в необходимом количестве.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.
Судья И.В. Шувалова
Мотивированное решение изготовлено 11.02.2020