Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Каменск-Уральский 11 мая 2017 года
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Попковой Н.В.
при секретаре Сергеевой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 230/2017 по иску Пуртовой Л.Т. к ОМС «Комитет по управлению имуществом г.Каменска – Уральского» об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Пуртова Л.Т. обратилась в суд с иском к Порошиной Е.В., Пуртову А.В. об установлении факта принятия наследства, признании права собственности. В обоснование иска указано, что (дата). был зарегистрирован брак между Пуртовым В.Ю. и истцом. (дата). Пуртов В.Ю. скончался. После смерти Пуртова В.Ю. осталось наследство в виде гаража № № с регистрационным номером № №, расположенного в г.Каменске – Уральском Свердловской области. Указанный гараж был построен на основании разрешения № от (дата). за счет собственных средств и собственными силами Пуртова В.Ю. Однако, право собственности на гаражный бокс в установленном законом порядке зарегистрировано не было. Ссылаясь на ст.ст. 218, 130, 1111, 1112, 1142, 1152, 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просит установить факт принятия наследства, оставшегося после смерти Пуртова В.Ю., признать за собой право собственности на гаражный бокс с регистрационным номером № в ГСК № в г.Каменске – Уральском Свердловской области.
Определением Синарского районного суда г.Каменска – Уральского от (дата). произведена замена ненадлежащих ответчиков Порошиной Е.В., Пуртова А.В. на ОМС «Комитет по управлению имуществом г.Каменска – Уральского».
В судебном заседании истец Пуртова Л.Т. исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что при жизни Пуртову В.Ю. было выдано разрешение на строительство гаражного бокса. На основании указанного разрешения семьей Пуртовых собственными силами и за счет собственных средств был выстроен гаражный бокс, право собственности на который при жизни Пуртова В.Ю. зарегистрировано не было. Истец является единственным наследником после смерти Пуртова В.Ю., обратившимся к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Наследниками по закону первой очереди после смерти Пуртова В.Ю. также являются Порошина Е.В., Пуртов А.В., которыми поданы заявления об отказе от причитающейся доли наследства. На основании положений закона, указанных в исковом заявлении, истец настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ОМС «Комитет по управлению имуществом г.Каменска – Уральского», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания, не явился, представителем ответчика Федосеевой И.В., действующей на основании доверенности, представлен письменный отзыв на заявленные требования. Против удовлетворения исковых требований Пуртовой Л.Т. представитель ответчика не возражала, в случае доказанности истцом обстоятельств, указанных в исковом заявлении. Судебное заседание просила провести в свое отсутствие.
Третье лицо Пуртов А.В. против удовлетворения исковых требований Путовой Л.Т. не возражал, дав объяснения, аналогичные объяснениям истца.
Третье лицо Порошина Е.В., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте проведения судебного заседания, не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что против удовлетворения исковых требований не возражает.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству г.Каменска – Уральского», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного разбирательства, не явился, председателем ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству г. Каменска – Уральского» представлен письменный отзыв на иск. Возражений против удовлетворения исковых требований не высказано, при этом, указано, что Пуртову Ю.В. выдано разрешение на строительство гаражного бокса № от (дата). на основании решения исполкома от (дата). № Спорный гаражный бокс находится в зоне ИТ – 3, одним из основных видов разрешенного использования недвижимости зоны ИТ – 3 являются гаражи боксового типа. При размещении строения градостроительные нормы не нарушены.
Выслушав объяснения истца, третьего лица, показания допрошенного свидетеля, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с имеющимся в материалах дела дубликатом разрешения № от (дата). на имя Пуртова В.Ю. последнему разрешено строительство капитального гаража.
Из объяснений истца, показаний допрошенного свидетеля Хруновой О.А. следует, что Пуртовым В.Ю. в (дата). на основании выданного разрешения было произведено строительство капитального гаража, площадь которого, согласно Техническому заключению о состоянии строительных конструкций и соответствии строительным нормам и правилам от (дата)., составляет 31, 3 кв.м. Строительство произведено Пуртовым В.Ю. собственными силами и за счет личных средств.
В соответствии с копией свидетельства о смерти от (дата). Пуртов В.Ю. скончался (дата).
В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права. Способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В силу ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Кроме того, в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 9 от 29.05.2012г. «О судебной практике по делам о наследовании» Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а если в срок, предусмотренный ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение не было вынесено – также требования о признании права собственности в порядке наследования за наследниками умершего.
В соответствии с п.п. 1 – 3 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Проанализировав исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлен факт возведения Пуртовым В.Ю. на основании разрешения от (дата). гаражного бокса, при этом, гараж возведен на земельном участке, имеющем разрешенное использование – размещение гаражных боксов.
Указанная постройка не может являться самовольной, поскольку произведена в соответствии с выданным Пуртову В.Ю. разрешением.
При этом, в соответствии с экспертным заключением от (дата). № № ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» размещение гаражного бокса соответствует действующим санитарным нормам и правилам.
В соответствии с Техническим заключением о состоянии строительных конструкций и соответствии строительным нормам и правилам гаражного бокса №, регистрационный номер №, находящегося в строении литер Б, расположенном в ГСК № по адресу: Свердловская область г.Каменск – Уральский, выполненным СОГУП «Областной государственный центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области – филиал «Южное БТИ и РН», строительные конструкции и элементы гаражного бокса № находятся в работоспособном состоянии и обладают достаточной надежностью, обеспечивающей его безопасную и долговременную эксплуатацию по основному назначению. Требованиям строительных норм и правил в части конструктивной и пожарной безопасности гаражный бокс соответствует.
Согласно сведений ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительства г.Каменска – Уральского» размещение гаражного бокса соответствует градостроительным нормам.
Из объяснений истца, исследованных судом доказательств следует, что при жизни Пуртов В.Ю. принял меры к оформлению прав на гаражный бокс, в частности, получил дубликат разрешения на строительство гаража, однако, зарегистрировать право собственности на спорный объект не успел в связи со смертью.
В соответствии с копией свидетельства о заключении брака № № (дата). был зарегистрирован брак между Пуртовым В.Ю. и Денисовой Л.Т.
В соответствии с п.1 ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.
В силу вышеизложенных правовых положений, принимая во внимание, что гараж был выстроен Пуртовым В.Ю. за счет средств, являющихся семейными средствами, в период брака с Пуртовой Л.Т., суд приходит к выводу о том, что данное имущество является совместной собственностью супругов Пуртовых.
В силу ст. 39 Семейного кодекса Российской Федерации при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
В силу ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Следовательно, учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости признания за Пуртовой Л.Т. права собственности на ? долю в праве на гараж, поскольку спорное имущество создано на общесемейные средства, в период брака.
Оставшаяся доля в праве собственности на гараж подлежит включению в состав наследства, оставшегося после смерти Пуртова В.Ю.
Из материалов наследственного дела после смерти Пуртова В.Ю. следует, что наследником, обратившимся с заявлением о принятии наследства, оставшегося после смерти Пуртова В.Ю., является истец Пуртова Л.Т. При этом, истец обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства в установленный законом срок, что свидетельствует о принятии ею наследства в установленном законом порядке. Наследниками по закону первой очереди после смерти Пуртова В.Ю. также являются Порошина Е.В., Пуртов А.В., которыми (дата). поданы нотариусу заявления об отказе от причитающейся им доли наследства после смерти Пуртова В.Ю.
С учетом изложенного, оснований для установления в судебном порядке факта принятия Пуртовой Л.Ф. наследства, оставшегося после смерти Пуртова В.Ю., не имеется, поскольку, с учетом положений ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство после смерти Пуртова В.Ю. истцом уже принято, путем обращения (дата). к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
Таким образом, в удовлетворении иска Пуртовой Л.Т. в части требований об установлении факта принятия наследства после смерти Пуртова В.Ю. надлежит отказать.
В соответствии со ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно п.2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Учитывая принятие в установленном законом порядке наследства, оставшегося после смерти Пуртова В.Ю., только истцом Пуртовой Л.Т., надлежит признать, что ею принято наследственное имущество в виде № доли в праве собственности на гараж, принадлежащей на праве собственности Пуртову В.Ю. на момент смерти, что является основанием для признания за Пуртовой Л.Т. права собственности на указанное имущество в порядке наследования по закону.
Таким образом, с учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, за Пуртовой Л.И. подлежит признанию право собственности на гараж с регистрационным номером №, расположенный в г.Каменске – Уральском Свердловской области.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Пуртовой Л.Т. удовлетворить частично. Признать за Пуртовой Л.Т. право собственности на гаражный бокс с регистрационным номером 29205, расположенный в ГСК № в г.Каменске – Уральском Свердловской области.
В остальной части исковых требований Пуртовой Л.Т. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г.Каменска – Уральского Свердловской области.
Судья Н.В. Попкова
Решение изготовлено в окончательной форме (дата).