Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 мая 2023 года Замоскворецкий районный суд адрес в составе председательствующего судьи Мусимович М.В., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1577/2023 по исковому заявлению Третьякова Вадима Геннадьевича к ФСИН России о признании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты незаконным, обязании поставить на учет,-
УСТАНОВИЛ:
Истец Третьяков В.Г. обратился в суд с иском к ФСИН России (далее ответчик) о признании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты незаконным, обязании поставить на учет, в обоснование заявленных требований указал следующее.
27 апреля 2015 г. через Территориальную подкомиссию УФСИН России по Москве истец подал необходимый комплект документов в Комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Комплект документов истцом был подан для единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Ранее истцу, а также членам его семьи социальная выплата на приобретение или строительство жилья не предоставлялась.
11 сентября 2015 г. решением Комиссии УФСИН России по Москве Третьяков В.Г. составом семьи из 4 человек поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 27 апреля 2015 г.
27 января 2016 г. решением Комиссии УФСИН России по Москве к материалам учетного дела фио приобщены дополнительные документы и внесены изменения в части касающейся оснований постановки на учет (п/п. 1 ч. 3 ст. 4 Закона 283-ФЗ).
16 ноября 2021 г. решением Комиссии ФСИН России Третьяков В.Г. был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения на основании п/п. «б» п.15 Правил № 369 (в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в ч. 8 ст. 4 Закона № 283, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере).
Данное решение истец считает незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права по сугубо формальным признакам без должного изучения документов и фактических обстоятельств дела.
В решении Комиссии ФСИН России от 16 ноября 2021 г. отсутствуют указания на конкретные основания снятия истца и членов его семьи с учета.
Комиссия ФСИН России, снимая истца с учета, не приняла во внимание, что решениями Ленинского районного суда адрес: от 18 августа 2015 года супруга истца признана утратившей право пользования жилым помещением, расположенном по адресу: адрес; от 25 августа 2015 года истец признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенном по адресу: адрес, а дочери не приобретшими право пользования данным жилым помещением.
Кроме того, Комиссия ФСИН России не приняла во внимание основания признания истца и членов его семьи утратившими право пользования жилыми помещениями в адрес. Этими основаниями являются откомандирование истца к новому месту службы в связи с окончанием Академии ФСИН России и назначением его главным специалистом ФКУ ЦНТЛ ФСИН адрес, то есть решением вышестоящего руководства, согласно которому истец с членами своей семьи вынужденно покинул место своего проживания.
Таким образом, истцом, а также членами его семьи, установленный ч.8 ст. 4 Закона № 283-ФЗ перечень действий, который определяет ухудшение жилищных условий, не был нарушен и к ним не относится.
Истец Третьяков В.Г. просит признать решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленным законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о снятии фио и членов его семьи с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, обязать Комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленным законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить фио, его супругу фио (Степанкову) Е.О., дочь фио, дочь фио на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения строительства жилого помещения с 27 апреля 2015 года.
Истец Третьяков В.Г. и его представитель по доверенности Федулов Г.В. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.
Представитель ФСИН России фио в судебное заседание явился, по доводам иска возражал, просил суд отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, пояснил, что комиссией ФСИН России было принято решение снять фио с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. «б» п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 (в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере), в связи с чем решение комиссии законно и обоснованно.
Дело рассмотрено при данной явке по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.
Вопросы жилищного обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации».
В соответствии со статьями 53,54 ЖК РФ намеренное ухудшение жилищных условий, как и любое другое злоупотребление правом, порождает неблагоприятные последствия для лица, его совершившего. Виновные лица могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только через 5 лет со дня совершения неправомерных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), а также с невыполнением условий договора социального найма, повлекшие выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (далее Правила).
Подпунктом «б» пункта 15 указанных Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ с намерением получения единовременной социально выплаты в большем размере.
Подпункт «з» пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов.
Ввиду того, что предусмотрено положениями действующего законодательства, регулирующего порядок приобретения сотрудником права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, а именно пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 27.04.2015 Третьяков В.Г., майор внутренней службы, главный специалист отделения обеспечения деятельности территориальных органов ФСИН России в Сибирском федеральном округе отдела по методологическому обеспечению организационно-штатной деятельности учреждения УИС ФКУ ЦНТЛ ФСИН России обратился с рапортом в комиссию УФСИН России по адрес.
В соответствии с приказом ФСИН России от 26.03.2020 № 194-лс Третьяков В.Г. назначен на должность инспектора по особым поручениям отдела по работе с кадрами территориальных органов УК ФСИН России.
Выслуга лет в календарном исчислении более 10 лет.
Представлены документы на состав семьи 4 человека: Третьяков В.Г., супруга фио (Степанкова) Е.О. (брак заключен 18.11.2000 года, свидетельство представлено), дочь фио, паспортные данные, дочь фио, паспортные данные.
Третьяков В.Г. с 03.12.1997, дочь фио с 08.12.2006, дочь фио с 16.01.2013 зарегистрированы по месту жительства в муниципальном жилом помещении общей площадью 46,7 кв.м. по адресу: адрес, предоставленному на основании договора социального найма отцу фио, представлена копия договора социального найма.
Также в комиссию представлена выписка из домовой книги и финансовый лицевой счет, согласно которым по указанному адресу зарегистрировано 6 человек.
Супруга истца фио (Степанкова) Е.О. с 20.03.1998 зарегистрирована по месту жительства в муниципальном жилом помещении общей площадью 54,4 кв.м. по адресу: адрес, предоставленному на основании договора социального найма матери супруги истца, представлена копия договора социального найма.
Представлены выписка из домовой книги и финансовый лицевой счет, согласно которым по указанному адресу зарегистрировано 4 человека.
Третьяков В.Г. с семьей с 12.08.2014 по 12.07.2015, с 14.07.2015 по 14.06.2016 зарегистрированы по месту пребывания по адресу: адрес, мкр. Авиаторов, адрес.
В соответствии с протоколом № 14 от 11.09.2015 года комиссии УФСИН России по адрес Третьяков В.Г. принят составом семьи 4 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 27.04.2015 года.
Третьяков В.Г. обратился с рапортом в УФСИН России по адрес с просьбой приобщения к материалам своего учетного дела решений судов, а также просил учесть данную информацию при произведении расчета при выплате ЕСВ.
В соответствии с решением Ленинского районного суда адрес от 25.08.2015 Третьяков В.Г. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес, а его дочери не приобретшими право пользования данным жилым помещением. В решении суда указано, что заявитель не исполнял обязанности по договору социального найма.
В соответствии с решением Ленинского районного суда адрес от 18.08.2015 супруга истца фио (Степанкова) Е.О. признана утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес. В решении суда указано, что супруга истца не исполняла обязанности по договору социального найма.
В соответствии с протоколом № 2 от 27.01.2016 комиссии УФСИН России по адрес документы приобщены к материалам учетного дела фио, и внесены изменения в части касающейся основания постановки (пп.1 п. 3 ст. 4 от 30.12.2012 года № 283-ФЗ).
Как следует из вышеуказанных решений суда, Третьяков В.Г. и его супруга в судебном заседании исковые требования признали, признание иска выражено в их письменных заявлениях, которые приобщены к материалам дел.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
На основании ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 20.12.2017) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
Однако в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
В связи с чем, 16 ноября 2021 года Комиссией ФСИН России было принято решение снять фио с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. «б» п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 (в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере).
Разрешая заявленные требования на основании вышеперечисленных норм действующего законодательства, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемое истцом решение принято в пределах компетенции ответчика и в порядке, установленном действующим законодательством, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку указанными выше решениями суда нашло свое подтверждение, что истец и члены его семьи совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, что стало причиной признания их утратившими право пользования жилым помещением, в связи с чем суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,-
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Третьякова Вадима Геннадьевича к ФСИН России о признании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты незаконным, обязании поставить на учет - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд через Замоскворецкий районный суд адрес в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Судья:
Решение изготовлено в окончательном виде 17 мая 2023 г.