УИД: 50RS0044-01-2022-005263-30
Дело № 2-1858/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
адрес 15 августа 2023 года
Гагаринский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Кочневой А.Н., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1858/2023 по заявлению ООО «Газпром теплоэнерго МО» к Кожевникову Александру Сергеевичу, Кожевниковой Маргарите Васильевне о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, судебных расходов, встречному иску Кожевниковой Маргариты Васильевны к ООО «Газпром теплоэнерго МО», Минстрою России, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии о соответствии свидетельства и сертификата вычислителя тепла устройству распределителя тепла, о возможности применения сертифицированного устройства вычислителя тепла, об обязании представить платежные документы с указанием обязательных реквизитов, взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда и ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Газпром теплоэнерго МО» обратилось в суд с иском к Кожевникову А.С., Кожевниковой М.В., с учетом уточнений, просит взыскать солидарно задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01.11.2020 по 30.04.2022 в размере 53 816,54 руб., пени за несвоевременную оплату по состоянию на 08.09.2022 в размере 11 544,44 руб., пени за несвоевременную оплату в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки с 09.09.2022 по дату фактической оплаты, исчисленной на сумму задолженности в размере 53 816,54 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 160,83 руб.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что Кожевникова М.В. является собственником квартиры № 2 по адресу: адрес. Помимо истца в квартире зарегистрирован Кожевников А.С. В период с 01.11.2020 по 30.04.2022 ответчики пользовались коммунальными услугами, включая горячее водоснабжение (энергия) и отопление, не производили оплату за их пользование в полном объеме. В результате образовалась задолженность по оплате коммунальных услуг (лицевой счет №82151750, услуги «Горячее в/с (энергия)», «Отопление КПУ») в размере 53 816,54 руб.
Кожевникова М.В. обратилась в суд со встречным исковым заявлением, уточнив требования, просит признать вычислитель тепла FHKV radio 4 надлежащим устройством для определения фактического потребления тепла; вынести определение о соответствии закону и п. 5 Критериям наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2020 г. № 921/пр., взыскать неустойку в размере 82 765,01 руб., штраф в размере 41 382,54 руб., а в случае признания распределителей тепла FHKV radio 4 надлежащим прибором, взыскать неустойку в размере 17 420,09 руб., штраф в размере 8 710,05 руб.; взыскать компенсацию морального вреда в сумме, определенной судом в тысячекратном размере, а в случае, если будет установлена вина поставщика РСО, то в стократном размере.
В обоснование требований указала, что с 01.02.2020 года и по настоящее время, она, как собственник квартиры № 2 по адресу: адрес, добросовестно передает сведения по количеству фактически потребленного тепла и оплачивает услуги отопления и за горячую воду. В жилом доме по указанному адресу применяется теплосчетчик КМ 5-2, который установлен в тепловом узле учета. Как указывает истец, данный счетчик введен в эксплуатацию не надлежащим образом. Он не может быть введен в эксплуатацию, поскольку у него отсутствует физически заводской паспорт, а также на него отсутствует проектная документация с оформленной экспертизой. Теплосчетчик КМ 5-2 не предназначен для применения в МКД с вертикальной системой отопления согласно руководству по эксплуатации РЭ 4218-010-42968951-2010. СФ ООО «Газпром Теплоэнерго МО» не может осуществлять технически услуги по отоплению. Учет показаний ведется в объемных единицах, которые меняют свои физические свойства при нагреве теплоносителя, что влечет за собой обман потребителя при вычислении количества теплоты. В качестве теплоносителя применяется нестандартная жидкость, которая не имеет соответствующего сертификата и которая позволяет изменять физико-химические свойства теплоносителя, тем самым добиваться вычисления теплосчетчиком большего количества теплоты. В связи с отсутствием проектной документации и системы внешнего контроля за функционированием системы отопления, который должен осуществлять надлежащий государственный орган, поставщик может изменять скорость прохождения жидкости через теплосчетчик, тем самым увеличивая количество теплоты в свою пользу. Инженерного аудита системы отопления не производилось с даты оборудования индивидуального теплового пункта. Поставщик не в состоянии замерить количество тепла в двухкомпонентном тарифе использованный на нагрев горячей воды в бойлерах для потребления и ОДН, и впоследствии произвести достоверный расчет остатка количества тепла, потребленного непосредственно на отопление помещений. Поставщик технически не способен контролировать и регулировать температуры в подающем и обратном трубопроводах, тем самым соблюдать установленный температурный график для конкретного МКД. Вычислитель тепла FHKV radio 4 является распределителем тепла и подлежит применению в качестве устройства для определения фактически потребленного количества тепловой энергии потребителем. Вычислитель тепла FHKV radio 4 применяется в системах отопления с вертикальной разводкой отопления. Данное устройство является универсальным и может применяться в системах с горизонтальной разводкой. Технические свойства определения потребленного количества теплоты определяются на основе иных физических процессов, чем у традиционных водяных теплосчетчиков. Факт использования устройства как в системах отопления с вертикальной разводкой, так и с горизонтальной разводкой не влияют на способность и точность измерения вычислителем тепла FHKV radio 4 количества потребленной количество теплота. Вычислитель FHKV radio 4 как распределитель тепла обязателен к применению в соответствии с Постановлением Правительства РФ о т04 июля 2020 г № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил» в разрезе пункта 6.1.3, а с 2021 по 2027 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2021 г. № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу Постановления Правительства РФ от 04 июня 2020 г. № 985 в разрезе пункта 6.1.10 свода правил СП 60.13330.2020 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2020 г. № 921/адрес FHKV radio 4 обеспечивает коммерческий учет в единицах, принятых в РФ, а именно в Гкал путем перевода общепризнанных справочных коэффициентов из международной метрической системы СИ в метрическую систему, где единицей учета является Гкал (ГОСТ 8.417-2002). 03 сентября 2020 года были поданы заявления на ввод в эксплуатацию приборов учета FHKV radio 4, установленных собственником на всех радиаторах отопления квалифицированным специалистом, имеющим сертификацию и необходимую квалификацию. Установка таких вычислителей тепла е противоречит требованиям обязательного применения, законодательно исключен запрет на исключение возможности применения таких устройств распределителей тепла в доме, имеющим вертикальную разводку системы отопления, что подтверждается актом комиссии. В применении для расчетов тепловой энергии установленных приборов учета ответчик отказывает.
Представитель истца ООО «Газпром теплоэнерго МО» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства, ранее представил суду возражения на встречное исковое заявление, по доводам которых просил отказать в удовлетворении требований Кожевниковой М.В.
Представитель ответчиков Кожевниковой М.В., фио, третье лицо фио, в также истца по встречному иску в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам письменного отзыва, полностью поддержал встречное исковое заявление и просил его удовлетворить по доводам, изложенным в нем.
Представители ответчиков Минстроя России и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в судебном заседании возражали против удовлетворения требований Кожевниковой М.В., в части удовлетворения требований ООО «Газпром теплоэнерго МО» оставили на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки не представили, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие иные лиц, участвующих в деле.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не определено законом или договором.
В соответствии со ст.30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой.
В силу ч.3 ст.31 ЖК РФ, дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Согласно ст.153, ст.154 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
Плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
Взнос на капитальный ремонт;
Плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Статья 155 ЖК РФ устанавливает, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Кожевникова М.В. является собственником жилого помещения по адресу: адрес.
Помимо истца в квартире зарегистрирован Кожевников А.С.
Согласно Постановлению Главы городского адрес №116 от 17.01.2019 г. ООО «Газпром теплоэнерго МО» является единой теплоснабжающей организацией на всей территории муниципального образования «Городской адрес».
В соответствии с ч.1 ст.157.2 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, общим собранием собственников многоквартирного жилого дом, расположенного по адресу: адрес было принято решение о заключении прямых договоров поставки горячего водоснабжения (энергии) и отопления с ООО «Газпром теплоэнерго МО».
В связи с указанным, с 01.11.2020 г. ООО «Газпром теплоэгнерго МО» осуществляет оказание услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения собственникам МКД.
По реализации обязательств в части ежемесячных начислений, ведения аналитического учета по лицевым счетам, поддержания базы данных, по достоверности сведений, с учетом кодов и финансовых лицевых счетов, а также в части формирования, печати и доставки единых платежных документов потребителям, ООО «Газпром теплоэнерго МО» заключены договоры на оказание услуг с платежным агентом ООО «МосОблЕИРЦ».
В рамках заключенных договоров, ООО «МосОблЕИРЦ» также производит расчет и начисление платы потребителям за коммунальные услуги, осуществляет деятельность по приему денежных средств от плательщиков, как в наличной, так и в безналичной форме, а также производит перечисление денежных средств, поступающих от потребителей за коммунальные услуги на расчетный счет ООО «Газпром теплоэнерго МО».
Указанные обстоятельства не исключают возможности и права собственников МКД оплачивать за поставленные коммунальные услуги непосредственно по реквизитам поставщика коммунальных услуг, которые размещены в едином платежном документе ООО «МосОблЕИРЦ» и на официальном сайте ООО «Газпром теплоэнерго МО».
По жилому помещению, расположенному по адресу: адрес открыт лицевой счет № 82151750.
По состоянию на 31.05.2023 по лицевому счету № 82151750 имеется задолженность в размере 88 530,63 руб., в том числе за период с 01.11.2020 по 30.04.2022 в размере 53 816,54 руб.
Размер платы по коммунальной услуге «Отопление» определяется согласно показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, а по коммунальной услуге «Горячее водоснабжение» в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета.
Отношения, связанные с установкой и вводом прибора учета в эксплуатацию, регулируются правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354.
В соответствии с п.42 раздела 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, все собственники жилых, нежилых (встроенно-пристроенных) помещений участвуют в расчете платы за отопление независимо от использования, присоединения к сетям теплоснабжения, архитектурного размещения в многоквартирном доме, размера потребленных объемов тепловой энергии.
Тепловая энергия передается в отапливаемые помещения за счет теплопроводности, излучения и конвекции, и распространяется тепло не только от радиаторов (батарей), но и от прочих элементов системы отопления.
Собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота (ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие приказом Росстандарта от 30 июня 2015 г. №823-ст).
Расчет платы по услуге «Отопление» производится на основании показаний ОДПУ тепловой энергии, который учитывает фактический объем потребленных ресурсов, по формуле 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354.
В соответствии с п.3 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.08.2020 г. №485/пр. «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» техническая возможность установки в помещений многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
20 августа 2020 Кожевниковой М.В. с помощью ООО «Техем» в квартире установлены 5 приборов FHKV radio 4 в целях учета тепловой энергии.
03 сентября 2020 года Кожевникова М.В. обратилась в СФ «Газпром теплоэнерго МО» с заявлением на ввод в эксплуатацию приборов учета FHKV radio 4, установленных собственником на всех радиаторах отопления в принадлежащей ей квартире.
В ответ ООО «Газпром теплоэнерго МО» сообщил, что в соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 354 ООО «Газпром теплоэнерго МО» является ресурсоснабжающими организацией, а ООО «Ремонтник» - исполнителем коммунальных услуг в отношении многокрвтаирных домов, находящихся в управлении, то есть поставщиком коммунальных услуг в доме Кожевниковой М.В. до 01.11.2020 являлся ООО «Ремонтник» (л.д. 75, 80 тома 1).
В силу п. 31 Правил, исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией, а также установку и ввод в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика;
у) осуществлять по заявлению потребителя, за исключением предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения), ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, в том числе установленного гарантирующим поставщиком (сетевой организацией - в отношении жилого дома (домовладения) в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию;
31(1). Управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, обязаны:
з) обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением, за исключением случаев установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика;
Согласно п.п. «и» п. 33 Правил потребитель вправе требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного потребителем или привлеченным им лицом индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета электрической энергии, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и раздела VII настоящих Правил, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, за исключением случаев организации учета электрической энергии в соответствии с пунктом 80(1) настоящих Правил;
В силу п. 2 "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Таким образом, по смыслу указанных положений, исполнителем коммунальных услуг по адресу ответчика Кожевниковой М.В. до 01.11.2020 являлся ООО «Ремонтник», в связи с чем доводы встречного иска о незаконности отказа ООО «Газпром теплоэнерго» от ввода в эксплуатацию приборов учета потребления тепловой энергии суд находит необоснованными.
После указанной даты в ООО «Газпром теплоэнерго МО» Кожевникова М.В. не обращалась, доказательств обратного суду не представлено.
Помещение Кожевниковой М.В. расположено в многоквартирном доме, имеющем вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
25 января 2021 года в квартире Кожевниковой М.В. ООО «Ремонтник» составлен акт о невозможности установки на отдельную квартиру приборов учета тепловой энергии (л.д. 132 тома 1).
Таким образом, возможность установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в жилом помещении Кожевниковой М.В., отсутствует.
Как следует из материалов дела, пуск теплоносителя по адресу ответчика в 2020 году произведен 29.09.2020 (л.д. 99 тома 1).
Доводы стороны ответчика о незаконности пуска ранее периода, когда это требовалось в соответствии с погодными условиями, суд находит необоснованными, с учетом того, что фактически коммунальная услуга была представлена, в связи с чем подлежит оплате.
Из письменных возражений, представленных Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Росстандарт (ответчиков по встречному иску), следует, что вычислитель тепловой энергии (тепловычислитель), входящий в состав средства измерений тепловой энергии (теплосчетчик, счетчик тепловой энергии), должен иметь нормированные метрологические характеристики и обеспечивать обработку измерительной информации от первичных измерительных преобразователей расхода теплоносителя, температуры, давления, а также вычисление количества тепловой энергии по установленным алгоритмам.
Назначение вычислителя тепловой энергии – это обработка результатов измерений от первичных измерительных преобразователей расхода, температуры, давления и вычисление тепловой энергии в составе средства измерений тепловой энергии.
Назначение распределителей тепловой энергии – это распределение результатов измерений тепловой энергии средством измерений тепловой энергии, между потребителями тепловой энергии в помещениях, в которых установлены распределители.
В соответствии с назначением вычислители тепловой энергии и распределители имеют разную конструкцию, метрологические и технические характеристики.
Устройства электронные для вычисления и распределения тепловой энергии EHKV (varioS, vario4, dataIII, radio4), изготавливаемые фирмой «Techem Energy Services GmbH», Германия, зарегистрированы в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений под номером 65036-16. В соответствии с описанием типа устройства в модификациях dataIII, radio4 на основе измеренных температур и дополнительных внесенных в память устройства коэффициентов, вычисляют количество тепловой энергии, отданной отопительным прибором. Устройства в модификациях varioS, vario4 на основе измеренных температур и предварительно внесенных в память устройств коэффициентов вычисляют величину, пропорциональную количеству тепловой энергии, отданной отопительным прибором.
Устройства FHKV по принципу конструкции и принципу действия являются распределителем тепловой энергии.
Для коммерческого учета тепловой энергии могут применяться средства измерений тепловой энергии, в документации которых нормирована погрешность при измерении тепловой энергии. В описании типа устройств FHKV radio4 нормируется погрешность вычисления тепловой энергии, погрешность при измерении тепловой энергии не нормируется.
Единица измерений кВт/ч является единицей измерений энергии, в том числе и тепловой энергии. Устройства FHKV, вычисляют тепловую энергию в условных единицах. У некоторых модификаций устройств FHKV значение условных единиц имеют размерность кВт/ч. Степень соответствия потребленной тепловой энергии в кВт/ч и тепловой энергии, вычисленной устройствами FHKV в кВт/ч, установить невозможно, так как данное соответствие существенно зависит от параметров отопительного прибора.
Значение 1 кВт/ч можно вычислить по формуле 1 кВт ч = 0,000860 Гкал. При этом надо учитывать, что коэффициент пересчета в этой формуле имеет округленной значение, что вносит погрешность в результат вычислений тепловой энергии в кВт/ч.
Отличия модификаций устройств FHKV приведены в описании типа. При использовании устройств FHKV модификации vario4 и radio4 в качестве распределителей разница состоит в их функциональных возможностях.
При этом, сведения о том, что вышеуказанные средства измерений, являются индивидуальными приборами учета тепловой энергии, потребляемой в конкретном жилом помещении, показания которых должны учитываться ресурсоснабжающими организациями при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению в описании типа устройств FHKV, отсутствуют.
Таким образом, на устройства FHKV не распространяются положения постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», они не являются приборами учета потребленной тепловой энергии, а распределителями тепла, следовательно, обязанность ввести их в эксплуатацию и осуществлять расчет оплаты с учетом данных приборов у исполнителя коммунальной услуги отсутствует.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения встречных исковых требований и отказывает Кожевниковой М.В. в удовлетворении встречного иска в полном объеме.
Ссылка Кожевниковой М.В. о том, что для определения возможности установки установленных ею приборов должен приняться п. 5 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 августа 2020 года № 921485/пр, суд находит необоснованными.
Так, в силу п. 5 Критериев в отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2019, N 30, ст. 4143) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введен в действие со дня его публикации. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Парламентская газета", N 63, 27.11-03.12.2009.
Между тем, из выписки из реестра прав собственности (л.д. 202 тома 2) следует, что квартира Кожевниковой М.В. принадлежит с 14.07.2008, то есть дом, где расположено жилое помещение ответчика, введен в эксплуатацию до 2009 года, в связи с чем положения п. 5 Критериев в отношении многоквартирных домов на дом ответчика не распространяются.
В силу п. 2 Критериев, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.
3. Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Таким образом, установленные в квартире Кожевниковой М.В. приборы являются распределителями тепла, не являются приборами учета тепловой энергии, а установка приборов учета потребления тепла в доме Кожевниковой М.В. невозможна. Учитывая отсутствие приборов учета потребления тепла в квартире, расчет потребления осуществляется истцом по формуле.
Учитывая изложенное, доводы встречного иска суд находит надуманными.
Доводы Кожевниковой М.В. о незаконности действий Росстандарт и Минстрой России каким-либо образом не подтверждены, поскольку указанные им действия совершены в пределах полномочий, а доводы Кожевниковой М.В. основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ О предоставлении коммунальных услуг, распоряжения Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р, с 01.01.2012 многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, оснащаются дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, при условии технической возможности, при вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления для учета теплоты используются индикаторы расхода теплоты (распределители).
Доводы Кожевниковой М.В. во встречном иске о том, что в случае признания судом вычислителя тепла FHKV radio4, установленных в квартире Кожевниковой М.В., ненадлежащим устройством для определения фактического потребления тепла, возникают юридические последствия в виде признания незаконными сводов правил СП 60.1330.2016 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» и СП 60.13330.2020 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2020 г. № 921/пр.; признания незаконной проектной документации на МКД; признания незаконным Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 года; незаконным решения Верховного суда Российской Федерации от 24.06.2013 г. №АКПИ13-540, решения Фрунзенского районного суда адрес по делу №2-45/2020 от 21.02.2020, решения Московского районного суда адрес по делу №2-3468/2019, решения Дзержинского районного суда адрес по делу №2-1037/2019, решение Седьмого Кассационного суда по делу №88-15312/2022 от 06.10.2022 года; признания деяний Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, а также Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, направленными на обман потребителя вычислителя тепла FHKV radio 4, с последующей фальсификацией сертификата об утверждении типа средств измерений, суд находит надуманными, направленными на неверное толкование норм права, поскольку в ходе судебного разбирательства суд принимает решение по заявленным требованиям, исходя из конкретных обстоятельства дела. В ходе судебного разбирательства о возможности применения конкретных приборов в квартире Кожевниковой М.В. в целях учета тепловой энергии суд дает оценку исключительно представленным сторонами доказательствам, в предмет доказывания по настоящему делу не входит пересмотр иных судебных актов или законность нормативно-правовых актов.
Указание ответчика – истца по встречному иску о том, что за достоверность показаний устройства отвечает орган, производивший сертификацию устройства вычислителя тепла, суд находит надуманными, так как органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в соответствии с методиками испытаний проводится сертификация типов стандартных образцов или типа средств измерений, а не сертификация конкретного прибора учета энергии.
Оценив доводы сторон в совокупности, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства установлено отсутствие нарушения прав Кожевниковой М.В. со стороны ответчиков по встречному иску, доводы истца по встречному иску какими-либо объективными доказательствами не подтверждены, опровергнуты представленными ответчиками документами, в связи с чем суд отклоняет заявленные исковые требования Кожевниковой М.В. о соответствии свидетельства и сертификата вычислителя тепла устройству распределителя тепла, о возможности применения сертифицированного устройства вычислителя тепла, обязании представить платежные документы с указанием обязательных реквизитов, взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда и ущерба в полном объеме.
По жилому помещению, расположенному по адресу: адрес открыт лицевой счет № 82151750, по которому имеется задолженность за период с 01.11.2020 по 30.04.2022 в размере 53 816,54 руб.
Учитывая, что ответчиками, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, не представлено доказательств, подтверждающих регулярное и полное внесение ими платы по указанным выше периодам, суд приходит к выводу об удовлетворении требований о взыскании платы за коммунальные услуги в размере 53 816,54 руб.,
Расчет истца ООО «Газпром теплоэнерго МО» ответчиками надлежащим образом не опровергнут.
В силу ч. 4 ст. 31 ЖК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Учитывая, что в квартире помимо Кожевниковой М.В. зарегистрирован Кожевников А.С. (л.д. 179 тома 1), суд приходит к выводу о солидарном взыскании задолженности с ответчиков Кожевниковой М.В. и ее сына фио
Доводы ответчика, истца по встречному иску о ненадлежащем оказании услуг какими-либо объективными доказательствами не подтверждены, ссылка на несоответствие температурного режима отсутствие подтверждения поставки коммунального ресурса опровергается отсутствием обращений потребителей по указанным вопросам. Указание на несоответствие требованиям закона выставленных платежных документов является необоснованным и не является основанием для освобождения потребителя от оплаты поставленного коммунального ресурса.
В соответствии с п.14 ст.155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующий за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Также, истцом приложен расчет пени в размере 11 544,44 руб. за период с 26.12.2020 до 08.09.2022.
Также просит взыскать пени за несвоевременную оплату в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки с 09.09.2022 по дату фактической оплаты.
При этом размер задолженности за период с 09.09.2022 по 15.08.2022 составит 10 295,43 руб.
Расчет:
с 09.09.2022 по 19.09.2022: 53 816 х 10 х 8 % х 1 : 130 = 331,18
с 20.09.2022 по 23.07.2023: 53 816 х 308 х 7,5 % х 1 : 130 = 9 562,69
с 24.07.2023 по 14.08.2023: 53 816 х 22 х 8,5 % х 1 : 130 = 351,88
с 15.08.2023 по 15.08.2023: 53 816 х 1 х 12 % х 1 : 130 = 49,68
331,18 + 9 562,69 + 351,88 + 49,68 = 10 295,43
В силу ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Учитывая изложенное, размер взыскиваемой суммы задолженности за потребленный коммунальный ресурс, период просрочки, явную несоразмерность заявленной неустойки последствиям нарушения обязательства, суд взыскивает с ответчиков в пользу истца солидарно неустойку в размере 10 000 руб. за период с 08.09.2022 по день фактического исполнения обязательства.
Исходя из положений ст.ст. 94, 98 ГПК РФ, с ответчиков подлежат взысканию в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 160,83 руб.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать солидарно с Кожевникова Александра Сергеевича (паспортные данные), Кожевниковой Маргариты Васильевны (паспортные данные) в пользу ООО «Газпром теплоэнерго МО» (ИНН 5007101649) задолженность с 01.11.2020 по 30.04.2022 в размере 53 816,54 руб., пени за период с 26.12.2020 до 08.09.2022 в размере 11 544,44 руб., пени за период с 09.09.2022 в размере 10 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 160,83 руб.
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
В удовлетворении встречных исковых требований Кожевниковой Маргариты Васильевны к ООО «Газпром теплоэнерго МО», Минстрою России, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии о соответствии свидетельства и сертификата вычислителя тепла устройству распределителя тепла, о возможности применения сертифицированного устройства вычислителя тепла, об обязании представить платежные документы с указанием обязательных реквизитов, взыскании неустойки, штрафа, компенсации морального вреда и ущерба– отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Гагаринский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░