Дело 2-2164/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 июля 2017 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Ивановой В.В.,
при секретаре Джавадовой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьевой Галины Валерьевны к Администрации г. Смоленска о признании права собственности на имущество в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Соловьева Г.В. обратилась в суд с иском к Администрации г. Смоленска о признании права собственности на имущество в порядке наследования, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж ФИО1 После его смерти открылось наследство в виде гаража № в ГСК «Тихвинка-3» <адрес> и земельного участка №-а в СТ «Завод радиодеталей» в районе <адрес>. Как единственный наследник умершего, истец обратилась к нотариусу с заявлением об оформлении наследственных прав, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство ей было отказано, со ссылкой на то, что право собственности наследодателя на данные объекты недвижимости не зарегистрировано. Просит признать за собой право собственности на вышеуказанный гараж и земельный участок.
Истец в судебном заседании поддержала требования по вышеизложенным обстоятельствам, дополнительно указав, что она после смерти мужа занималась его похоронами, распорядилась личными вещами умершего по своему усмотрению, пользуется гаражом и землей, оплачивает налоги и членские взносы, то есть фактически вступила во владение и пользование наследственным имуществом. Наследники умершего сын Соловьев А.В. и дочь Сабурова М.В. от своих наследственных прав отказались в пользу матери.
Представитель ответчика -Администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Третье лицо – нотариус Смоленского городского нотариального округа Борисов В.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица.
Третьи лица Соловьев А.В. и Сабурова М.В. против удовлетворения заявленных требований не возражают.
Суд, выслушав истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2. ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно копии свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приходится мужем Соловьевой Г.В. (л.д. 7).
На основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ исполнительного комитета Промышленного районного Совета народных депутатов <адрес> ФИО1 предоставлено место № под строительство гаража в ГСК «Тихвинка-3» <адрес> (л.д. 16).
После перенумерации гаражей объекту был присвоен №. Гараж поставлен на учет и на него выдан технический паспорт. Собственником гаража указан член ГСК «Тихвинка 3» ФИО1 (л.д. 17,18-25).
Также ФИО1 является членом СТ «Завод радиодеталей» в <адрес> и ему передан в пользование земельный участок №-а площадью 420 кв.м (л.д. 9-15).
Участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый № (л.д. 14)
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти 1-МП № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
В силу ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ст. 1142 ГК РФ).
Наследниками умершего ФИО1 первой очереди по закону являются его жена Соловьева Г.В. и дети- дочь Сабурова М.В., сын Соловьев А.В., которые от своей доли причитающего им наследства после смерти отца отказалась в пользу матери.
В соответствии с частью 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Представленные в материалы дела документам однозначно свидетельствуют о том, что ФИО1 при жизни открыто и добросовестно пользовался гаражом и земельным участком, нес бремя по содержанию данного имущества, оплачивал членские взносы, его право на данные объекты никем не оспорено. В связи с этим суд признает гараж № в ГСК «Тихвинка-3» <адрес> и земельный участок №-а, площадью 420 кв.м, в СТ «Завод радиодеталей» <адрес>, принадлежащими ФИО1, поэтому данное имущество может быть включено в наследственную массу и передано его наследникам в порядке наследования.
Из пояснений истца следует, что она после смерти мужа пользуется гаражом и земельным участком, производит ремонт, оплачивает необходимые платежи.
Согласно ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о наследовании" от 29 мая 2012 г. N 9 под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истец совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии ею наследственного имущества, оставшегося после смерти мужа.
В соответствии с ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Соловьевой Галины Валерьевны удовлетворить.
Признать за Соловьевой Галиной Валерьевной в порядке наследования по закону после смерти мужа ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ,, право собственности на гараж №, в гаражно - строительном кооперативе «Тихвинка-3» <адрес> и земельный участок площадью 420 кв.м, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Завод радиодеталей» <адрес> №-а.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Иванова