УИД 10RS0011-01-2020-006519-46 (№5-859/2020)
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
7 августа 2020 г. г. Петрозаводск
Резолютивная часть постановления объявлена 4 августа 2020 г.
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова Ирина Александровна, при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
акционерного общества «ДИКСИ Юг», <данные изъяты>,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении АО «ДИКСИ Юг» по контролю выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а также выполнения в установленный срок предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, в магазине по адресу: <адрес>, выявлено, что в нарушение пункта 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» АО «ДИКСИ Юг» не обеспечило выполнение в полном объеме требований, предписываемых к выполнению в целях проведения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в соответствии с предписанием от 3 апреля 2020 г., а именно:
-сотрудники предприятия торговли используют средства индивидуальной защиты (маски, перчатки и др.), кроме ФИО1 (работала в одной перчатке);
- режим проветривания в помещениях не соблюдается: проветривание осуществляется через только входную дверь, имеющиеся окна не используются для проветривания, так как подход к оконным проемам заставлен стеллажами;
- инструкции по приготовлению рабочих растворов дезинфицирующих средств не представлены, что является нарушением пункта 10.7 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», в соответствии с которым в организациях торговли применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре производителя;
- обеззараживание воздуха помещений с постоянным нахождением работников не проводится (договор на проведение обеззараживания воздуха отсутствует, оборудование по обеззараживанию воздуха, в том числе бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа, разрешенные к использованию в присутствии людей в наличии отсутствуют).
В судебное заседание законный представитель АО «ДИКСИ Юг» не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Согласно представленным объяснениям защитник АО «ДИКСИ Юг» Урвилов Е.А. просил признать АО «ДИКСИ Юг» невиновным в совершении административного правонарушения, прекратить производство по делу. Указано, что по делу имеет место неправильная квалификация, часть 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является специальной нормой по отношению к норме части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Невозможно установить, по каким критериям должностное лицо определило недостаточное проветривание. Оборудование по обеззараживанию воздуха, в том числе бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа, разрешенные к использованию в присутствии людей и предназначенные для использования в магазинах в настоящий момент находятся в дефиците. АО «ДИКСИ Юг» заключило с производителем оборудования договор купли-продажи оборудования и произвело оплату, что является основанием для смягчения административной ответственности. Кроме того, в деле отсутствуют согласование выезда должностных лиц, проводивших проверку, с прокуратурой, отсутствуют документы, подтверждающие ее извещение.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Егоренко А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании протокол об административном правонарушении поддержал в полном объеме, полагал возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа.
Заслушав объяснения представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, исследовав материалы настоящего дела об административном правонарушении, просмотрев видеозапись, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной в действие в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Согласно пункту 3.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.01.2020 № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» руководителям территориальных органов Роспотребнадзора постановлено давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием.
Распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р «О введении с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия» в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30.03.2020 №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 №15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и на основании статьи 2 Закона Республики Карелия от 26.12.2005 №938-ЗРК «О некоторых вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Карелия» с 12 марта 2020 г. на территории Республики Карелия введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.
В силу пункта 2.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 № 65, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Карелия от 31.03.2020 № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 в Республике Карелия» постановлено обеспечить в организациях и на объектах, расположенных на территории Республики Карелия, проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе предусмотренных распоряжениями Главы Республики Карелия (преамбула).
В силу пункта 3 вышеуказанного постановления территориальным органам Федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти Республики Карелия, руководителям организаций, учреждений и предприятий Республики Карелия независимо от организационно-правовой формы собственности, индивидуальным предпринимателям постановлено в срок до особого распоряжения обеспечить:
неукоснительное исполнение Распоряжения Главы Республики Карелия №127-р от 12.03.2020 с изменениями, внесенными распоряжениями Главы Республики Карелия от 14.03.2020г №145-р, от 16.03.2020г №151-р, от17.03.2020г №156-р, от 19.03.2020г №165-р, от 25.03.2020г №179-р, от 27.03.2020г №182-р, №184-р, от 28.03.2020г №186-р, от 30.03.2020г №189-р, от 31.03.2020 №190-р, №191-р, №192-р, постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 №5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции», от 13.03.2020 №6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19», от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19», от 30.03.2020 №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19» (пункт 3.1);
не допускать к работе сотрудников, прибывших из-за рубежа, на срок 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию (пункт 3.2);
ежедневную термометрию сотрудников, недопущение присутствия в организованном коллективе больных с признаками ОРВИ (пункт 3.3);
соблюдение в помещениях температурного режима, режима проветривания, текущей дезинфекции, увеличение кратности дезинфекции помещений, обеззараживание воздуха и поверхностей в помещениях с применением ультрафиолетовых облучателей рециркуляторного (закрытого) типа (пункт 3.4);
обязательное ношение масок всеми работниками (пункт 3.5);
внедрение дистанционных способов проведения собраний, совещаний и иных подобных мероприятий с использованием сетей связи общего пользования (пункт 3.6);
незамедлительную изоляцию лиц с признаками ОРВИ, передачу сведений о заболевших в обслуживающую поликлинику, проведение комплекса противоэпидемических мероприятий в случае выявления среди сотрудников больного симптомами, не исключающими новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), в том числе проведение заключительной дезинфекции (пункт 3.7).
В соответствии с предписанием должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор об организации противоэпидемических мероприятий, специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 3 апреля 2020 г. на АО «ДИКСИ Юг» возложена ответственность обеспечить ежедневно на объектах следующие мероприятия:
- разметку (любым способом) для соблюдения социальной дистанции не менее 1,5 м.;
- информирование о необходимости соблюдения мер личной гигиены (памятки), а именно: обязательное использование масок для защиты органов дыхания, частое мытье рук с мылом или протирку их кожными антисептиками;
- проведение текущей уборки с дезинфицирующими средствами, воздействующими на вирусные инфекции, путем протирания дезинфицирующими салфетками (или растворами дезинфицирующих средств) ручек дверей, поручней, столов, кассовых аппаратов, персональных ЭВМ, рабочих стульев, полок для выкладки товаров и иного торгового оборудования и инвентаря, обеззараживания воздуха;
- проведение проветривания помещений в течение дня;
- проведение уборки и дезинфекции туалетов в установленном порядке;
- организацию входного фильтра (контроль с измерением температуры работникам организации, с целью ограничения допуска персонала с признаками простудных заболеваний);
- обеспечить при выявлении (ежедневная термометрия) лиц, с проявлениями ОРВИ или признаками внебольничных пневмоний немедленную изоляцию (госпитализацию);
- внедрение дистанционных способов проведения собраний, совещаний и иных мероприятий с использованием сетей связи общего пользования (по необходимости);
- не допускать к работе сотрудников, прибывших из-за рубежа, на срок 14 дней со дня возвращения в Российскую Федерацию.
Об организации и проведении мероприятий в срок до 10 апреля 2020 г. предписано сообщить в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия.
Вышеуказанное предписание 6 апреля 2020 г. было направлено в адрес АО «ДИКСИ Юг» по электронной почте <данные изъяты>, а также заказным письмом с уведомлением по юридическому адресу: <адрес>, получено согласно уведомлению о вручению – 14 апреля 2020 г.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении АО «ДИКСИ Юг» на торговом объекте магазина «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выявлено следующее:
-сотрудники предприятия торговли используют средства индивидуальной защиты (маски, перчатки и др.), кроме ФИО1 (работала в одной перчатке);
- режим проветривания в помещениях не соблюдается: проветривание осуществляется через только входную дверь, имеющиеся окна не используются для проветривания, так как подход к оконным проемам заставлен стеллажами;
- инструкции по приготовлению рабочих растворов дезинфицирующих средств не представлены, что является нарушением пункта 10.7 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», в соответствии с которым в организациях торговли применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре производителя;
- обеззараживание воздуха помещений с постоянным нахождением работников не проводится (договор на проведение обеззараживания воздуха отсутствует, оборудование по обеззараживанию воздуха, в том числе бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа, разрешенные к использованию в присутствии людей в наличии отсутствуют).
Событие инкриминируемого административного правонарушения и виновность юридического лица в его совершении подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 30 июня 2020 г., который соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и существенных недостатков не имеет; актом обследования торгового объекта по вопросу проведения дополнительных мер, направленных на недопущение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием от 3 апреля 2020 г.; ответом АО «ДИКСИ Юг» на предписание от ДД.ММ.ГГГГ.; мотивированным представлением должностного лица органа государственного контроля (надзора) о назначении внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ; заявлением Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в адрес прокуратуры Республики Карелия о согласовании органом государственного контроля (надзора) внеплановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, решением прокуратуры Республики Карелия о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ с видеозаписью; ответом АО «ДИКСИ Юг» на определение об истребовании сведений от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРЮЛ; другими материалами дела.
Данные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины АО «ДИКСИ Юг» в совершении вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу вышеприведенной нормы закона, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм возлагается на юридическое лицо.
Между тем, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у АО «ДИКСИ Юг» имелась возможность для соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выполнения предписания, но юридическом лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, подтверждающих, что привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры по недопущению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, исполнению предписания, материалы дела не содержат, а выявленное административное правонарушение свидетельствует о виновном характере бездействия правонарушителя.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о доказанности вины АО «ДИКСИ Юг» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – невыполнение в установленный срок выданного в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
При этом, судья исключает из объема предъявленного АО «ДИКСИ Юг» обвинения нарушения в части работы сотрудника в одной перчатке, поскольку такие требования спорное предписание от 3 апреля 2020 г. не содержит.
Кроме того, судья исключает из объема предъявленного АО «ДИКСИ Юг» обвинения нарушение в части не соблюдения режима проветривания в помещениях по следующим основаниям.
Из диспозиции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что установленная ею административная ответственность наступает, в частности, только в случае неисполнения законного предписания органа.
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении нарушения требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно (постановления № 3-П от 25.04.1995, № 11-П от 15.07.1999, № 4-П от 25.02.2004, № 7-П от 20.04.2009, № 27-П от 06.12.2011, № 16-П от 29.06.2012, № 15-П от 27.06.2013, № 29-П от 23.12.2013, № 12-П от 22.04.2014 и др.) формулировалась правовая позиция, согласно которой исходя из фундаментальных принципов верховенства права и юридического равенства нормативное правовое регулирование должно отвечать требованиям ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретных нормативных положений или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями.
В еще большей мере требованиям ясности, четкости и непротиворечивости должны отвечать ненормативные акты органов, осуществляющих публичные полномочия, наделенных правом давать обязательные для исполнения предписания (требования), адресованные конкретному лицу, поскольку последние, являясь мерой реагирования на нарушение закона (признаваемого таковым лицом, выдавшим предписание), содержит властное волеизъявление, носит обязательный характер, устанавливает определенный срок исполнения, порождает правовые последствия для лица, которому оно выдано, в том числе, в виде административной ответственности.
Таким образом, предписание (требование) должно отвечать принципам конкретности и исполнимости, содержать четкое указание на выявленное нарушение, не допускать двусмысленного толкования при исполнении, поскольку любая неопределенность (двусмысленность, недосказанность, несогласованность и т.п.) будет создавать юридические предпосылки для признания лица, которому оно адресовано, не выполнившим предписание (требование) и, как следствие, влекущим соответствующие негативные последствия. При этом лицо, которому адресовано неопределенное предписание (требование), с тем, чтобы избежать возможные негативные последствия, связанные с малейшим отступлением от них, заведомо вынуждено принимать избыточные меры, направленные на устранение выявленных нарушений (признаваемых таковыми лицом, выдавшим предписание).
Так, в предписании указано лишь о проветривании помещений в течение дня, то есть в общем виде, без указания каким именно образом должно производиться такое проветривание. Обоснование необходимости использования при проветривании, помимо двери, также окон ни в протоколе об административном правонарушении, ни в иных материалах дела об административном правонарушении не приведено.
В пункте 3.4 постановления главного государственного санитарного врача по Республике Карелия от 31.03.2020 № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 в Республике Карелия», на который имеется ссылка в предписании от 3 апреля 2020 г., указано о необходимости соблюдения в помещениях режима проветривания.
Согласно пункту 2.9 методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0173/8-20 «Рекомендации по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в организациях торговли» (действовавших до 31 мая 2020 г.), пункту 2.9 методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в организациях торговли» (действующих с 1 июня 2020 г.) в рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сокращения контактов между сотрудниками для ограничения воздушно-капельного и контактного механизмов передачи инфекции на предприятиях (в организациях) работодателям целесообразно организовать и осуществлять следующие мероприятия: регулярное проветривание (каждые 2 часа) рабочих помещений.
В силу пункта 11 Рекомендаций Международной организации труда от 08.07.1964 № 120 «О гигиене в торговле и учреждениях» все места, предназначенные для работы или используемые для санитарных или других установок общего пользования, предоставленные в распоряжение работников, должны обеспечиваться достаточной и подходящей вентиляцией, естественной или искусственной, или и той и другой, обеспечивающей приток свежего или очищенного воздуха.
В соответствии с пунктами 3.2 и 3.25 Свода Правил СП 60.13330.2016 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» вентиляция – это организация естественного или искусственного обмена воздуха в помещениях для удаления избытков теплоты, влаги, вредных и других веществ с целью обеспечения допустимого микроклимата и качества воздуха в обслуживаемой или рабочей зонах; помещение без естественного проветривания - это помещение без открываемых окон или проемов в наружных стенах или помещение с открываемыми окнами (проемами) в наружных стенах, расположенных на расстоянии от внутренних стен, превышающем пятикратную высоту помещения.
Пунктом 4.2 указанного Свода Правил предусмотрено, что в зданиях следует предусматривать технические решения, обеспечивающие, в частности, нормируемые параметры микроклимата и концентрацию вредных веществ в воздухе, нормируемое качество воздуха.
При этом, из материалов дела, в том числе, акта проверки и протокола об административном правонарушении, неоднократных письменных пояснений и ответов АО «ДИКСИ Юг» следует, что проветривание осуществляется путем открытия дверей внешнего контура. Однако надлежащих и достаточных доказательств, что такое проветривание не соответствует соответствующим нормам, материалы дела не содержат. Также в ходе проверки не установлено наличие и/или отсутствие искусственного обмена воздуха.
Учитывая данные обстоятельства, а также существо законности предписания, которое должно содержать конкретные нарушения законодательства, подлежащие устранению, и перечень действий, которые необходимо осуществить для устранения выявленных нарушений, доводы защитника о неконкретности и неисполнимости предписания, а следовательно, и о его незаконности, заслуживают внимание.
Неконкретность вынесенного предписания в части указания объема и видов проветривания влечет возможность его неоднозначной трактовки и создает неопределенность для АО «ДИКСИ Юг» как при выдвижении возражений относительно данного нарушения, так и при их устранении, поскольку может повлечь для него дополнительные расходы, связанные с устранением нарушений не в надлежащем объеме.
Однако, данные обстоятельства на правовую оценку действий АО «ДИКСИ Юг» не влияют и не ухудшают его положение.
Доводы АО «ДИКСИ Юг» об отсутствии состава административного правонарушения и необходимости квалификации действий по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несостоятельны и основаны на неправильном толковании норм права.
Заключение договора купли-продажи оборудования (облучателя – рециркулятора бактерицидного) от 3 июля 2020 г. и произведенная оплата в июле 2020г. не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения.
Обстоятельств, установленных статьей 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключающих административную ответственность, по делу не установлено. Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется ввиду наличия угрозы жизни и здоровья граждан.
В силу части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, факт невыполнения предписания от 3 апреля 2020 г. о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции и введением с 12 марта 2020 г. на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия, кроме того принимает во внимание сложившуюся ситуацию с коронавирусной инфекцией в мире, количество заражений и смертей, а также степень вины нарушителя, обстоятельства совершения административного правонарушения, наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства в виде частичного добровольного исполнения до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, приходит к выводу о том, что в отношении АО «ДИКСИ Юг» возможно применить административное наказание в виде административного штрафа.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, а именно: значительного размера минимального штрафа, уплата которого может привести к неплатежеспособности АО «ДИКСИ Юг», а также учитывая устранение части нарушений, судья считает необходимым на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизить размер административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить АО «ДИКСИ Юг» наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб., полагая, что штраф в указанном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для применения наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать акционерное общество «ДИКСИ Юг» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (Сто тысяч) рублей.
Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Расчетный счет: 40101810600000010006 в Отделении – НБ Республика Карелия г. Петрозаводск. Получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия, л/сч 04061788030), ИНН 1001048857, КПП 100101001, БИК 048602001, ОКТМО 86701000, КБК 14111601061010003140, УИН (наименование платежа) <данные изъяты>.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33).
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Кузнецова