Дело № 2-878/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2018 года г.Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе председательствующего судьи Шведенко М.В.,
при секретаре Колыбельниковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шашлова Т.А. к ГУ - УПФ РФ в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону о назначении досрочно пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Шашлова Т.А. обратилась с иском к ГУ УПФ РФ в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону о назначении досрочно страховой пенсии по старости, указава, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N 441 от 23.11.2017 года истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, предусмотренной подп.20ч. 1 ст. 30 ФЗ N400-ФЗ «О страховых пенсиях», из-за отсутствия требуемого льготного стажа.
С данным отказом комиссии УПФ РФ в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону истец не согласна, в связи, с чем обратилась в суд с настоящим иском, в котором с учетом уточнения иска в порядке ст. 39 ГПК РФ в редакции от 02.04.2018 г. просит суд:
Признать решение № от 12.02.2018г. УПФ РФ в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости –незаконным.
Обязать УПФ РФ в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ.г. – заведующая здравпунктом АДГУВПиС (Азово-Донского Государственного бассейна управления водных путей и судоходства)
ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ.г. – ФГБУЗ «Южный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства», период нахождения на курсах повышения квалификации.
Назначить выплату пенсии с момента обращения в ГУ УПФ РФ в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону а именно – с 04.09.2017г.
В судебное заседание истец явилась, требования иска поддержала, дав пояснения аналогичные изложенные в иске; представитель истца Немиров И.К., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ГУ УПФ РФ в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону Наникова Э.Г. возражала против удовлетворения данного искового заявления, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Выслушав объяснения истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Приказом от 17.06.1998 г. N 135Л Шашлова Т.А. принята на должность заведующего медицинской сестры в структурном подразделение здравпункт АДГУВПиС, что подтверждается справкой от 01.02.2018г. В период с 09.04.2013г. по 17.05.2013г. истец в период работы медицинской сестрой поликлиники КБ № ФГБУЗ ЮОМЦ ФМБА России проходила курсы по повышению квалификации (справка от 11.09.2017г.)
04.09.2017г. истец обратилась в УПФР в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону от 12.02.2018г. N 61 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В силу подпункта "н" пункта 1 этого постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Список должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 г. N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Согласно Списку профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464 (подлежащему применению для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, и действовавшему в том числе в период работы Шашловой Т.А. в должности заведующей здравпунктом АДГУВПиС, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 3.11.1999 №395, в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава от 3.06.2003г. №, и в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом здравоохранения и социального развития РФ от 07.10.2005г. предусмотрены различные учреждения здравоохранения.
Здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим, учащимся.
Положениями «О фельдшерском здравпункте», утвержденными Приказами МЗ Р от 03.01.1978г. №, Минздравмедпрома РФ от 23.06.1994г. № и штатными нормативами предусмотрено, что фельдшерские здравпункты возглавляются фельдшером или медицинской сестрой.
В абзаце первом пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 названного порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что за период с 16.06.1998г. по 31.01.2002г. согласно приказу от 17.06.1998г. №Л, истец работала в должности заведующего медицинской сестры в структурном подразделение здравпункт АДГУВПиС, что подтверждается справкой от 01.02.2018г. За период с 09.04.2013г. по 17.05.2013г. истец в период работы медицинской сестры поликлиники КБ № ФГБУЗ ЮОМЦ ФМБА России проходила курсы по повышению квалификации (справка от 11.09.2017г.).
ДД.ММ.ГГГГ истцу работодателем выдана справка о стаже работы №, которой подтверждается, что период работы с 16.06.1998г. по 31.01.2002г. включен в специальный трудовой стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (л.д.56-60).
Оснований подвергать сомнению подлинность сведений, указанных работодателем истца, у суда не имеется.
Исследовав все обстоятельства настоящего гражданского дела, доказательства. представленные сторонами, суд приходит к выводу о том, что требования иска Шашловой Т.А. о включении в специальный стаж работы истца, дающего право на досрочное назначение пенсии, спорного периода с 16.06.1998 – 31.12.2001 г.г. – работы в должности заведующей здравпунктом АДГУВПиС – подлежат удовлетворению.
Что касается требований истца о включении периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации в специальный стаж работы истицы, суд исходит из следующего.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В непрерывный трудовой стаж, помимо работы, засчитываются также некоторые периоды, в течение которых работник фактически не работал, но выполнял другие трудовые обязанности. К числу таких периодов относятся:
служба в силовых ведомствах (как по призыву, так и по контракту). Причем такие периоды включаются в непрерывный стаж и в том случае, когда после увольнения работник поступил на учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение (в том числе на подготовительное отделение), в аспирантуру и т.п.;
время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;
время обучения в учреждениях профессионального образования, а также на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовала работа в качестве рабочего или служащего либо поступлению на эти курсы или в школу предшествовала служба в силовых ведомствах.
Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж в специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 07 и 14 июня 2006 г.)
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования о включении в специальный стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода нахождения на курсах повышения квалификации с 09.04.2013г. – 17.05.2013г. – также подлежат удовлетворению.
Таким образом, суд считает, что спорные периоды работы истца необходимо засчитать в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, и назначить истцу страховую пенсию досрочно с04.09.2017г.
Поскольку документы, подтверждающие право истца на назначение досрочно страховой пенсии были представлены только суду и отсутствовали у стороны ответчика при вынесении оспариваемого решения, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований иска о признании незаконным решения пенсионного органа №№ от 12.02.2018г., что, с учетом установленных судом обстоятельств, не умаляет прав истца на назначение досрочно страховой пенсии по старости.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в Пролетарском районе г.Ростова-на-Дону:
- включить в специальный стаж работы Шашлова Т.А., дающий право на досрочное назначение пенсии, следующие периоды:
16.06.1998 – 31.12.2001 г.г. – заведующая здравпунктом АДГУВПиС (Азово-Донского Государственного бассейна управления водных путей и судоходства)
09.04.2013 – 17.05.2013 г.г. – ФГБУЗ «Южный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства», период нахождения на курсах повышения квалификации.
Обязать ГУ УПФР в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону назначить Шашлова Т.А. страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с 4 сентября 2017 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 28.04.2018 г.
Мотивированное решение составлено 28.04.2018 г.
Судья: