№ 11RS0008-01-2019-002332-18
Дело № 2-1113/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2019 года город Сосногорск Республика Коми
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пушиной М.А., при секретаре Ксендзовой О.Б., с участием представителя истца Подоровой Л.С., представителей ответчиков Ивановой А.Ю., Андрющенко Е.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования муниципального района «Сосногорск», Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа» с. Усть-Ухта об обязании произвести действия, направленные на устранение нарушений требований санитарного законодательства,
установил:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Коми (далее по тексту – Роспотребнадзор) обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми с иском в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать Администрацию муниципального образования муниципального района «Сосногорск» (далее по тексту – Администрация МО МР «Сосногорск»), Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» <адрес> (далее по тексту – МБОУ «ООШ») произвести действия, направленные на устранение нарушений норм и требований санитарного законодательства РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ: отремонтировать кровлю и восстановить целостность покрытия потолка в учебных помещениях русского языка, истории, химии, начальных классов, фойе, буфете, в снарядной при спортивном зале, в рекреации, в подсобном помещении для хранения уборочного инвентаря, в санитарном узле для мальчиков, кабинете заместителя директора, обеспечивающих качественную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств; обеспечить соблюдение требований к мытью кухонной посуды отдельно от столовой посуды, в моечной двухсекционной ванне; установить для мытья столовой посуды трехсекционную ванну для обеспечения требований, предъявляемых к мытью столовой посуды; оборудовать третью секцию ванны для полоскания столовой посуды металлической сеткой с ручками; обеспечить наличие шкафа для хранения столовой посуды около раздаточной линии.
Требования мотивированы тем, что Роспотребнадзором в связи с истечением сроков выполнения МБОУ «ООШ» предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства № 9 от 15.02.2019, была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в частности, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.5.2409-08.
Представитель истца Подорова Л.С., действующая на основании доверенности, на иске настаивала по доводам, изложенным в иске.
Представители ответчиков Андрющенко Е.Я., Иванова А.Ю., действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признали в полном объеме, положения ст.ст. 35, 39, 173 ГПК РФ им разъяснены и понятны. Пояснили, что часть указанных в иске требований уже исполнена, а именно составлена смета на ремонт кровли, а также приобретены необходимые моечные ванны, металлическая сетка с ручками, но их установка возможна в летний период после окончания учебного года. Получено коммерческое предложение на приобретение шкафа, но монтаж шкафа также возможен только в летний период. Соглашаются с требованием истца об устранении выявленных нарушений в указанный в иске срок.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу п.1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.2019 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ-52), главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст. 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ-52, в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Ст. 1 вышеназванного закона определено, что под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного санитарного врача по г. Ухте, г. Сосногорску, Вуктылу, Троицко-Печорскому району, заместитель начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Ухте ФИО7 при рассмотрении материалов, составленных по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения Заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении юридического лица МБОУ «ОООШ» <адрес> вынесено предписание №, которым предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ: отремонтировать кровлю и восстановить целостность покрытия потолка в учебных помещениях русского языка, истории, химии, начальных классов, фойе, буфете, в снарядной при спортивном зале, в рекреации, в подсобном помещении для хранения уборочного инвентаря, в санитарном узле для мальчиков, кабинете заместителя директора, обеспечивающих качественную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств; обеспечить соблюдение требований к мытью кухонной посуды отдельно от столовой посуды, в моечной двухсекционной ванне; установить для мытья столовой посуды трехсекционную ванну для обеспечения требований, предъявляемых к мытью столовой посуды; оборудовать третью секцию ванны для полоскания столовой посуды металлической сеткой с ручками; обеспечить наличие шкафа для хранения столовой посуды около раздаточной линии.
Согласно ст. 11 ФЗ-52, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
В п.1 ст. 2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ-273) закреплено понятие образование, как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В силу пп. 15 п. 3 ст. 28 ФЗ-273 к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В соответствии с п. 2 ст. 41 вышеназванного закона, организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Согласно пп. 8, 10 и п. 1 ст. 41 ФЗ-273 охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
П.7 ст. 28 ФЗ-273 образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функции, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, образовательной организации.
Из материалов дела следует, что в рамках осуществления вышеуказанной выездной плановой проверки в отношении МБОУ «ООШ» <адрес> установлены нарушения требований действующего санитарного законодательства, а именно: ст. 11, ст. 28 ФЗ-52, п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях», п. 4.7, п. 5.4, п. 5.10, п. 5.11 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Согласно п.1.8 Устава МБОУ «ООШ» <адрес>, полномочия собственника имущества осуществляет муниципальное образование муниципальный район «Сосногорск», от которого полномочия переданы Управлению образования администрации МР «Сосногорск».
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно п. 3, п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ-273, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Принимая во внимание, что вышеуказанные нарушения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства МБОУ «ООШ» <адрес>, выявленные Роспотребнадзором, несоблюдение которых создает угрозу жизни, здоровью человека, возникновения и распространения заболеваний, тем самым нарушают права и свободы значительного числа граждан, то исковые требования является законными и обоснованными и подлежащими удовлетворении в полном объеме.
Поскольку признание иска ответчиками не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому может быть принято судом.
В соответствии со статьёй 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 173, 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования муниципального района «Сосногорск», Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа» <адрес> об обязании произвести действия, направленные на устранение нарушений требований санитарного законодательства - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования муниципального района «Сосногорск», Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести действия, направленные на устранение нарушений санитарного законодательства Российской Федерации, а именно:
- отремонтировать кровлю и восстановить целостность покрытия потолка в учебных помещениях русского языка, истории, химии, начальных классов, фойе, буфете, в снарядной при спортивном зале, в рекреации, в подсобном помещении для хранения уборочного инвентаря, в санитарном узле для мальчиков, кабинете заместителя директора, обеспечивающих качественную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств;
- обеспечить соблюдение требований к мытью кухонной посуды отдельно от столовой посуды, в моечной двухсекционной ванне;
- установить для мытья столовой посуды трехсекционную ванну для обеспечения требований, предъявляемых к мытью столовой посуды; оборудовать третью секцию ванны для полоскания столовой посуды металлической сеткой с ручками;
- обеспечить наличие шкафа для хранения столовой посуды около раздаточной линии.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 23 декабря 2019 года.
Председательствующий: М.А. Пушина
Копия верна: судья М.А. Пушина