Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-4173/2020 (33-49142/2019;) от 18.12.2019

Судья Климчук В.Н. Дело № 33 – 4173/2020 (2-9597/19) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 января 2020 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Поповой Е.И.

судей Кудинов А.В., Золотова Д.В.

по докладу судьи Поповой Е.И.

при помощнике Бондарь М.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению О.В. к Л, О.А. о признании права собственности в порядке наследования, уменьшении наследственной доли по апелляционной жалобе О.В., О.Т. на решение Советского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 31 октября 2019 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

О.В. обратился в суд с исковыми требованиями к Л, О.А. о признании права собственности, по праву наследования по закону, на 1/4 долю в праве общей долевой собственности на наследственное имущество в виде квартиры №88, общей площадью 78,1 кв.м., расположенной по адресу <...>, уменьшении доли Л с целой до 3/4 доли в праве долевой собственности на квартиру.

В обоснование исковых требований указал, что является родным сыном О.С., умершего <...>. Наследственное имущество наследодателя на момент его смерти состояло из квартиры <...>, общей площадью 78,1 кв. метров, расположенной по адресу <...> а также имущественного пая в ПГСК № 47, расположенного в <...>, в виде гаражного бокса № <...>. Полагает, что он в период с <...> по октябрь 2004 года фактически вступил во владение частью наследственным имуществом умершего отца, поскольку пользовался гаражным боксом №<...> с указанного времени. Решением Советского районного суда города Краснодара от 24.04.2019 года установлен факт принятия О.В. наследства, открывшегося после смерти О.С., в части имущественного пая в ПГСК № 47 города Краснодара и признано на него право собственности.

Решением Советского районного суда <...> Краснодарского края от <...>, в удовлетворении исковых требований О.В. к Л, О.А. о признании права собственности в порядке наследования, уменьшении наследственной доли - отказано.

Не согласившись с данным решением, О.В. и О.Т. подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на то, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции О.Т. на доводах жалобы настаивала, просила решение отменить.

Представитель О.Т. и О.В. по доверенности Ж на доводах жалобы также настаивал, просил решение районного суда отменить, исковые требования удовлетворить.

О.А., Л, а также представитель О.А. по доверенности З просили решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

О.В., а также Нотариус Рубан Л.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте разбирательства извещены надлежащим образом посредством направления судебных извещений, что подтверждается почтовыми уведомлениями. Данное извещение судебная коллегия считает заблаговременным, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, возражении на апелляционную жалобу, выслушав стороны по делу, судебная коллегия не находит оснований для отмены и изменения решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.

Согласно пункту 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

В силу пункта 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.

В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, О.С. умер <...>, что подтверждается свидетельством о смерти серия П-АГ №533767 от 20.04.2004.

После смерти О.С. открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <...>.

Наследниками по закону, после смерти О.С. являются его жена - О.А., сын - О.В. и дочь - Л

Из наследственного дела №164/2004 следует, что 23.07.2004 нотариусу Краснодарского нотариального округа Я поступило заявление О.А. о принятии наследства по закону после смерти О.С.

Наследники О.В. и Л с заявлениями о принятии наследства к нотариусу не обращались.

05.11.2004 О.А. выдано свидетельство о праве на наследство по закону серия <...>, после смерти О.С., состоящее из квартиры <...> по <...>.

15.09.2015 года между О.А. и Л был заключен договор дарения вышеуказанной квартиры.

Решением Советского районного суда г. Краснодара от 20.12.2017 года по иску О.В. к О.А. Л о признании недействительным свидетельства о праве на наследство, признании недостойным наследником и исключении из наследников первой очереди по закону, установлении факта принятия наследства и признании права собственности на долю в квартире, признании недействительным договора дарения квартиры, аннулировании записи ЕГРП, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10.06.2018 года решение Советского районного суда г. Краснодара от 20.12.2017 года оставлено без изменений, а жалоба О.В. без удовлетворения.

Как следует из указанных судебных актов истец уже обращался к ответчикам с данными требованиями, также ссылаясь на то, что он фактически принял наследство, вступив в члены ГСК после своего отца, однако указанными судебными актами истцу было отказано в удовлетворении исковых требований.

Поскольку вышеуказанные судебные акты при рассмотрении данного дела, в соответствии со ст.61 ГПК РФ, носят преюдициальный характер, суд полагает возможным положить в основу решения установленные ими факты.

Как установлено данными судами, подтверждено О.В. в процессе рассмотрения иска о признании недействительным свидетельства о праве на наследство, признании недостойным наследником и исключении из наследников первой очереди по закону, установлении факта принятия наследства и признании права собственности на долю в квартире по существу, истец, зная о смерти своего отца, О.С., в установленный законом срок, с заявлением к нотариусу не обращался, заявления о восстановлении срока принятия наследства не подавал. Более того, О.В. в судебном заседании подтвердил факт того, что он знал об открытом наследстве, но не счел нужным обратиться к нотариусу, полагая, что его права не нарушены.

Мотивируя свои требования, истец указывает на то, что он фактически принял наследство, открывшееся после смерти отца в виде имущественного пая в гаражно-строительном кооперативе и, следовательно, принял наследство в виде спорной квартиры.

Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что право собственности на гараж не было на момент смерти зарегистрировано за О.С., таким образом, гараж не входил в наследственную массу. Апелляционной инстанцией указано, что доводы О.В. о фактическом принятии наследства со ссылкой на вступление в члены ГСК не приняты, поскольку в состав наследства входят принадлежащие наследователю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Основанием для настоящего обращения истца в суд послужило решение Советского районного суда от 24.04.2019 года, которым установлен факт принятия О.В. наследства, открывшегося после смерти О.С., состоящего из имущественного пая в ПГСК №47 г. Краснодара, в виде владения и пользования, а также признания права собственности.

Однако, в данном решении суда указано, что суд устанавливает юридическое право О.В. на имущественный пай в ПГСК-47, которое он реализовал фактически, вступив в члены кооператива, но не дает право на наследство в виде квартиры, поскольку в правопритязаниях истца на жилое помещение отказано вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Краснодара от 20.12.2017 года.

Необоснованно также утверждение истца, что пользование имущественным паем в гаражном кооперативе, не зарегистрированном в установленном законом порядке, дает ему правовые основание на получение доли в наследстве умершего отца О.С., поскольку для принятия наследства в виде имущественного пая в кооперативе, он должен был соблюдать общий порядок и сроки вступления в наследство, согласно ст. 1154 ГК РФ.

Указанный факт отражен как в решении Советского районного суда г. Краснодара от 20.12.2017 года, в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10.06.2018 года, так и решении Советского районного суда г. Краснодара от 24.04.2019 года.

Как разъяснено в п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» содержаться следующие разъяснения: Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.

В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства, обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами.

Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ (в течение 6 месяцев с момента открытия).

Вместе с тем, с момента смерти О.С. до предъявления иска в суд прошло более 15 лет. Кроме того, из решения Советского районного суда г. Краснодара о 20.12.2017 года усматривается, что истец проживает в спорной квартире только с 2015 года. Факт принятия наследства в виде содержания квартиры суду также не подтвержден.

При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии достоверных и достаточных доказательств, свидетельствующих о принятии истцом наследства после смерти О.С., в связи с чем отказал в удовлетворении иска.

Оценка доказательств по делу была произведена судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом принципов относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд отразил в решении. Несогласие с оценкой принятых судом доказательств не свидетельствует о незаконности принятого судом решения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, не подтверждают наличие предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 31 октября 2019 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу О.В., О.Т. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 января 2020 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-4173/2020 (33-49142/2019;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Осипов В.С.
Ответчики
Лагунова Н.С.
Осипова А.А.
Другие
Осипова Т.И.
Нотариус
Жуков А.С.
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Попова Екатерина Ивановна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
18.12.2019Передача дела судье
28.01.2020Судебное заседание
07.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее