КОПИЯ
дело № 2-8865/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2016 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего (судьи) Липковой Г.А.,
при секретаре Драпчук Д.А.,
с участием:
истца Лавриненко Л.К.,
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главе Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности провести референдум, принять решение о переименовании города Петропавловска-Камчатского,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Главе Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности провести референдум, принять решение о переименовании города Петропавловска-Камчатского.
В обосновании своих исковых требований истец указал, что мэром Петропавловск-Камчатского городского округа, несмотря на обещание, до настоящего времени не проведен референдум по вопросу переименования города Петропавловска-Камчатского.
Указал, до 1924 года наименование города было «Петропавловск», после образования СССР в стране оказалось два города с одинаковым наименованием, в связи, с чем было присвоено наименование «Петропавловск-Камчатский».
Однако после распада СССР, с 1991 года употребление приставки «Камчатский» необоснованно.
Расчет стоимости затрат, был сделан в 2006 год, когда переименовали область в край.
На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований просил возложить обязанность на Главу Петропавловск-Камчатского городского округа провести референдум по вопросу переименования города Петропавловска-Камчатского, принять решение о переименовании города Петропавловска-Камчатского.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Представила письменный отзыв на исковое заявление и в судебном заседании пояснила, что Глава Петропавловск-Камчатского городского округа является ненадлежащим ответчиком, так как не полномочен принимать решение о переименовании географических объектов в силу норм Федерального закона № 152-ФЗ от 18.12.1997 года «О наименованиях географических объектов», данное полномочие отнесено к компетенции Законодательных (исполнительных) органов государственной власти субъектов РФ. Проведение референдума по данному вопросу не требуется, в связи с тем, что по предложению переименования географического объекта выявляется мнение населения. Выявление мнения осуществляется Законодательным (исполнительным) органом государственной власти субъекта РФ
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 130 Конституция Российской Федерации, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В ведении Российской Федерации находятся, в том числе наименования географических объектов (ст. 71 Конституция Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 3, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Правовые основы деятельности в области переименования географических объектов, а также нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов как составной части исторического и культурного наследия народов Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 18.12.1997 №152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» (далее Федеральный закон № 152-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов могут вноситься органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями, юридическими лицами, гражданами Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ предложения о переименовании географических объектов (за исключением железнодорожных станций, морских портов и речных портов, аэропортов, географических объектов в пределах внутренних вод, географических объектов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, географических объектов, открытых или выделенных российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики), документы, обосновывающие указанное предложение, и расчеты необходимых затрат направляются в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены такие географические объекты.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации рассматривают указанные предложения, информируют население соответствующих территорий о необходимых затратах и выявляют его мнение об указанных предложениях в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Указанные предложения (в случае одобрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации), документы, обосновывающие указанные предложения, и расчеты необходимых затрат направляются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации на экспертизу в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
В силу ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 02.07.2009 N 138-нд «О порядке назначения и проведения опроса граждан в Петропавловск-Камчатском городском округе» определяет порядок назначения и проведения опроса граждан в Петропавловск-Камчатском городском округе (далее - опрос граждан).
Согласно ст. 3 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 02.07.2009 N 138-нд «О порядке назначения и проведения опроса граждан в Петропавловск-Камчатском городском округе», решение о назначении опроса граждан принимается Городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа или Главой Петропавловск-Камчатского городского округа.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 обратился к Главе Петропавловск-Камчатского городского округа с обращением о переименовании города Петропавловск-Камчатского.
Согласно ответу Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, оформленного письмо от 27 января 2015 года № 01-02-02-01/478/15, просьба Лавриненко Л.К. о переименовании города Петропавловск-Камчатского не обоснована и не подкреплена документами, установленными частью 2 статьи 9 Федеральным законом от 18.12.1997 №152-ФЗ «О наименованиях географических объектов». Кроме того, название города широко известно в прошлом и в настоящем, и отражает как наиболее характерные признаки географического объекта, местности, так и исторические факты, непосредственно, связанные с историей открытия, изучения, основания данного географического объекта
Ответ Главы Петропавловск-Камчатского городского округа на обращение ФИО1, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ №№ содержит аналогичную информацию. Также указано, что произвести расчет необходимых затрат на осуществление переименования города Петропавловск-Камчатского не представляется возможным.
Ответом ФИО2 Камчатского края ФИО6, разъяснено, что вместе с предложением о переименовании города городов в России, направляемых в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен это субъект, направляются обосновывающие документы, в том числе решение органа местного самоуправления и мнения населения об этом предложении, а также расчет затрат на реализацию этого предложения. Указано, что ранее обращение было рассмотрено и признано нецелесообразным.
В сообщении заместителя Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – руководителя Управления делами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ №, направленного в адрес ФИО1 указано, что на официальном сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа организован онлайн-опрос по вопросу о целесообразности переименования города, в котором может принять участие каждый житель города Петропавловск-Камчатского.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 152-ФЗ переименование географического объекта допускается в случаях, если: два или более однородных географических объекта в пределах административно-территориального образования (административно-территориальной единицы) имеют одно и то же наименование, что затрудняет осуществление хозяйственной или иной деятельности; географический объект обозначен аббревиатурой, номером или словосочетанием, выполняющими функции наименований географических объектов, но в действительности ими не являющимися; существующее написание наименования географического объекта на государственном языке Российской Федерации или на других языках народов Российской Федерации не соответствует правилам русской орфографии или орфографии других языков народов Российской Федерации и традициям употребления наименований географических объектов на указанных языках.
Переименование географических объектов допускается также в целях возвращения отдельным географическим объектам наименований, широко известных в прошлом и настоящем.
Статьей 11 Федерального закона № 152-ФЗ установлено, что наименования географических объектов как составная часть исторического и культурного наследия народов Российской Федерации охраняются государством. Произвольная замена одних наименований географических объектов другими, употребление искаженных наименований географических объектов не допускаются.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, предложение ФИО1 о переименовании города Петропавловска-Камчатского было рассмотрено Законодательным ФИО2 Камчатского края и признано нецелесообразным.
С учетом изложенного, правовых оснований для возложения обязанности на Главу Петропавловск-Камчатского городского округа провести референдум по вопросу переименования города Петропавловска-Камчатского не имеется, поскольку по данному вопросу Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации выявляют мнение населения путем опроса.
Требования истца о возложении обязанности на Главу Петропавловск-Камчатского городского округа переименовать город Петропавловск-Камчатский, также не могут быть удовлетворены на том основании, что в силу указанных норм права Главе Петропавловск-Камчатского городского округа не представлены полномочия по решению вопроса о переименовании географических объектов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Главе Петропавловск-Камчатского городского округа о возложении обязанности провести референдум, принять решение по переименованию города Петропавловска-Камчатского отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца с даты составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 02 декабря 2016 года.
Судья подпись Г.А. Липкова
Копия верна.
Судья Г.А. Липкова