Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Серов 6 августа 2013 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего Тимофеевой И.П., при секретаре Мосуновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1775/2013
по иску Серовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Энергоремонт» об устранении нарушений прав инвалидов,
при участии в судебном заседании:
процессуального истца – помощника Серовского городского прокурора Семёновой А.Д.,
представителя ответчика ООО «Энергоремонт» - Ляпуновой Л.А. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица ГУ Центр занятости населения – Гоока А.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Процессуальный истец – Серовский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику – ООО «Энергоремонт» об устранении нарушений прав инвалидов – выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.
Свои исковые требования истец обосновал обязанность ответчика, как работодателя с численностью работников более 100 человек, установить квоту для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% от среднесписочной численности работников. При среднесписочной численности работников 472 человека квота составляет 9 рабочих мест. Рабочие места в соответствии с установленной квотой не выделены.
В судебном заседании процессуальный истец – помощник Серовского городского прокурора Семёнова А.Д. предъявленные требования поддержала. Суду пояснила, что Серовской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов. В ООО «Энергоремонт» не выполнена установленная квота для приема на работу инвалидов. Среднесписочная численность работающих на предприятии в июне 2013 года составила 491 человек. Установленная квота по приёму инвалидов составляет 10 человек, однако ответчиком сведения о вакантных местах, выделенных для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, в ЦЗН не предоставляются. Указанное является нарушением ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Просит обязать ответчика выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Представитель ответчика ООО «Энергоремонт» - Ляпунова Л.А. явилась в судебное заседание, требования признала. Суду пояснила, что в настоящее время среднесписочная численность работников в учреждении 491 человек. Организация находится на территории ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова», где в основном работают рабочие, занятые на работах с вредными или особо вредными условиями труда. Люди с ограниченными возможностями работать на предприятии не могут, поэтому, сведения о вакантных местах для инвалидов в ЦЗН не предоставляли. В будущем намерены устранить данные нарушения.
Представителя третьего лица ГУ Центр занятости населения – Гоок А.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, явился в судебное заседание, требования прокурора поддержал. Суду пояснил, что ООО «Энергоремонт» регулярно предоставляет сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов. В июне численность работников составила 491 человек. Квота составляет 10 человек. Фактическое количество работающих на предприятии инвалидов – 3 человека. Ответчик должен показывать сведения о вакантных рабочих местах, выделенных для устройства инвалидов в счет установленной квоты, но этого сделано не было.
Заслушав стороны, третье лицо, исследовав письменные доказательства, суд считает требования Серовского городского прокурора, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В данном случае, требования прокурором заявлены в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - инвалидов.В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения в частности, таких специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда как установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
В соответствии со ст. 21 вышеуказанного ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квота - минимальное количество рабочих мест для инвалидов.
В целях реализации положений федерального законодательства <адрес> принято Постановление "Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории <адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ N 246-ПП, согласно которому организациям, расположенным на территории <адрес>, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников.
Согласно п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Как усматривается из материалов дела, среднесписочная численность ООО "Энергоремонт" составляет 491 работник. В силу вышеприведенных норм размер квоты для приема на работу инвалидов, исходя из среднесписочной численности работников, должен составлять 2 % или 10 рабочих мест. На предприятии работает 3 инвалида.
Установлено судом, что в представляемой ООО "Энергоремонт" в ГКУ "Серовский центр занятости" информации о среднесписочной численности работников и размере установленной квоты для трудоустройства инвалидов отсутствуют сведения о наличии вакантных мест для трудоустройства граждан из числа инвалидов, указано на отсутствие вакансий (л.д. 15).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчик в нарушение закона не предоставил в ГКУ "Серовский центр занятости" информацию о размере установленной квоты для трудоустройства инвалидов, а также о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для трудоустройства инвалидов. Следовательно, ответчиком не выполняется установленная законом квота для приема на работу граждан из числа инвалидов.
Поэтому, требования Серовского городского прокурора об обязании ООО «Энергоремонт» выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, подлежат удовлетворению.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ и ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае, взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 223-ФЗ).
Таким образом, суд считает необходимым взыскать с ответчика ООО «Энергоремонт» государственную пошлину в размере 200 руб. 00 коп., от уплаты которой, истец в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, был освобожден.
На основании изложенного, исковые требования Серовского городского прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Серовского городского прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «Энергоремонт» выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты среднесписочного количества работников.
Взыскать с ООО «Энергоремонт» государственную пошлину в доход местного бюджета Серовского городского округа в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 1 месяца, с даты изготовления решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Серовский районный суд.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.