Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 апреля 2018 года город Новосибирск
дело № 2-2145/2018
Октябрьский районный суд г. Новосибирска
в составе:
судьи |
Котина Е.И. |
при секретаре |
Павленко К.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2145/2018 по заявлению прокурора Октябрьского района города Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор Октябрьского района города Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информации, содержащейся в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование иска указано, что Прокуратурой Октябрьского района г.Новосибирска в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции установлены Интернет-ресурсы: №; №; №, где посетителю сайта предлагается получить на платной основе в городе Новосибирске постоянную либо временную регистрацию на территории Российской Федерации, а также миграционные карты и патенты для работы на территории Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от /дата/ №-Ф3 «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных
правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных,
информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых,
специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Согласно статье 2 Федерального закона от /дата/ №149-ФЗ «Об информации информационных технологиях и о защите информации» информационно телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Статьями 10, 15 названного закона определено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно -телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно пункту 6 Федерального закона от /дата/ №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Как установлено, вход на Интернет-ресурсы: №; №; № свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь.
Размещенная там информация вводит в заблуждение неопределенный круг лиц о допустимости и широкой распространенности подобных действий.
В соответствии со ст. 29.2 Федерального закона Российской Федерации от /дата/ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции включает в себя федеральный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации и федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников.
Исходя из положений ст.ст. 30 и 32 Федерального закона от /дата/ №115-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации, а равно федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников па территории Российской Федерации осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Согласно статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от /дата/ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.
По смыслу приведенных норм, миграционный учет иностранных граждан, а равно регистрация граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, бесплатно.
Статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации.
Кроме того, статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку официального документа, освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей общество приобретать постоянную либо временную регистрацию на территории Российской Федерации, а также миграционные карты и патенты для работы на территории Российской Федерации, фактически способствует совершению преступлений, по использованию подложных документов, тем самым нарушая публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению па территорию Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона от /дата/ №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лип, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от /дата/ №149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах, как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в том числе несовершеннолетних в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
На основании вышеизложенного, истец просит суд:
признать информацию размещенную на страницах Интернет ресурсов №; №; №, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора фио поддержала заявленные исковые требования, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу не явились, извещены, в суд направили отзыв, в котором не возражали против удовлетворения заявления.Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно ч.1, 6 ст.10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч.5 ст.15 данного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от /дата/ №-Ф3 «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
В соответствии со ст. 29.2 Федерального закона Российской Федерации от /дата/ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от /дата/ №115-ФЗ) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции включает в себя федеральный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации и федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников.
Согласно статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от /дата/ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.
По смыслу приведенных норм, миграционный учет иностранных граждан, а равно регистрация граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, бесплатно.
Статьей 322.2 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно представленному скриншоту сайта в сети «Интернет» по адресу: №; №; №, актам от /дата/ и от /дата/ установлено, что в сети «Интернет» в свободном доступе для неограниченного круга лиц неустановленными лицами размещена информация, где посетителю сайта предлагается получить на платной основе в городе Новосибирске постоянную либо временную регистрацию на территории Российской Федерации, а также миграционные карты и патенты для работы на территории Российской Федерации.
В силу п.1 ст.2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет" (п.13 ст.2 данного Федерального закона).
По смыслу вышеперечисленных понятий сайт в сети «Интернет» представляет собой разновидность информации, состоящей из совокупности содержащихся на нем информационных материалов, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Ст.15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Основаниями для включения в данный реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что признание информационных материалов, размещенных на странице сайта по адресу: №; №; №, направленных на предоставление возможности приобретения постоянной либо временной регистрации на территории Российской Федерации, а также миграционные карты и патенты для работы на территории Российской Федерации, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством (ст. 322.2, 327 УК РФ, Федеральный закон от /дата/ №115-ФЗ), и в силу этого представляют реальную угрозу неопределенному кругу лиц.
Согласно ч. 1 ст. 268 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Таким образом, учитывая, что в судебном заседании нашел подтверждение факт наличия доступа у неопределённого круга лиц к информации, размещенной на интернет странице сайта «№; №; №», в силу указанных норм действующего законодательства надлежит пресечь доступ неограниченного круга лиц к таким материалам.
Руководствуясь ст. 194-198, 268 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую в сети Интернет на странице сайта №; №; №, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Настоящее решение является основанием для включения указателя страницы сайта №; №; № в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение месяца.
Судья Е.И. Котин
Подлинник хранится в гражданском деле № 2-2145/2018 Октябрьского районного суда г. Новосибирска