Дело № 2–853 /2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 2 апреля 2019 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Петровой Е.А.
при секретаре судебного заседания Рожковой Ю.В.,
с участием представителя истцов Моховикова С.В., Моховикова Д.С., Моховикова Б.С. – Гачегова В.В., действующего на основании доверенностей от .....,
представителей ответчика ПАО «Уралкалий» - Шиман С.А., Лапеньковой Е.Ю., действующих на основании доверенностей от .....,
представителя третьего лица администрации г. Березники – Вылегжаниной Л.Н., действующей на основании доверенности от .....,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Моховикова С.В., Моховикова Д.С., Моховикова Б.С. к Публичному акционерному обществу «Уралкалий» о взыскании убытков,
у с т а н о в и л:
истцы обратились в суд с иском к ПАО «Уралкалий» о взыскании убытков в размере 7531778,2 руб. В обоснование заявленных исковых требований указали, что им (истцам) на праве общей долевой собственности принадлежит одноэтажный жилой дом с теплым пристроем, крыльцом, гаражами, баней, овощной ямой, воротами, замощениями №, расположенный по адресу: ...... С 2012 года в их доме стали происходить процессы, которые неизбежно вели к ухудшению технического состояния дома. В 2013 году дом был осмотрен ОАО «Галургия», из отчета которого следует, что строительные конструкции имеют эксплуатационные повреждения, вызванные неравномерным оседанием земной поверхности, подработанной горными работами рудника БКПРУ-1. Имеется тенденция к дальнейшему увеличению длины и ширины раскрытия трещины. Отмечают, что причина негативных процессов в доме – неравномерное оседание земной поверхности подработанной горными работами рудника. Разработку недр на этой территории осуществляло ПАО «Уралкалий». В отчете ОАО «Галургия» от 2016 года зафиксировано наличие трещин по всему дому, в том числе сквозных, шириной раскрытия до 20 мм, отслоение и обрушение облицовочной плитки, разрушение перемычек в доме. Указывают, что техническое состояние дома стало ухудшаться из-за наличия горных выработок под домом, а затопление рудника лишь усугубило ситуацию. ..... постановлением администрации ..... № дом истцов признан непригодным для проживания. Истцам предписано незамедлительно прекратить дальнейшее использование помещения в качестве жилого. Постановлением администрации ..... от ..... № в указанное постановление были внесены изменения, основания для признания дома непригодным для проживания были дополнены нахождением дома в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях. Письмом от ..... № администрация уведомила истцов о том, что они имеют право на получение квартиры, площадью 67,1 кв.м., а также денежной компенсации в размере 4193980 руб. Согласно отчету рыночная стоимость дома с земельным участком составляет 14443845 руб. ..... истцами в ПАО «Уралкалий» направлено письмо о возмещении причиненных убытков. Ответ на указанное письмо направлен не был. В связи с тем, что дом стал непригодным для проживания в результате повреждений, вызванных неравномерным оседанием земной поверхности из-за подработки территории горными работами, которую производило ПАО «Уралкалий», надлежащим ответчиком является ПАО «Уралкалий». Просят взыскать с ПАО «Уралкалий» убытки в размере 7531778,2 руб.
Истцы Моховиков С.В., Моховиков Д.С., Моховиков Б,С. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие с участием представителя.
Представитель истцов Гачегов В.В. в судебном заседании представил уточненные исковые требования. Просил взыскать с ПАО «Уралкалий» в пользу Моховикова С.В. – 5370535,64 руб., Моховикова Д.С. – 895089,28 руб., Моховикова Б.С. - 895089,28 руб. Указал, что причиной разрушения дома послужила не авария, а именно подработка (шахтные выработки) земной поверхности. Истцам положена социальная выплата в сумме 2718086,8 руб. В соответствии с постановлением ..... от ..... № нам полагается дополнительная социальная выплата в размере 4193980 руб. Таким образом, размер компенсаций и социальных гарантий, установленных государством и органами местного самоуправления ..... составляет 6912066,80 руб. Обязательным условием предоставления социальной выплаты является безвозмездная передача жилого дома в собственность муниципального образования «.....». Дом включен в зону вероятных разрушений и постановлением администрации ..... от ..... № истцам предписано незамедлительно прекратить дальнейшее использование помещения в качестве жилого. Таким образом, истцы не могут ни владеть, ни пользоваться, ни распоряжаться жилым домом иначе, как предписано нормативными документами. Согласно рыночному отчету стоимость принадлежащего истцам имущества определена в сумме 14 072 781 руб. Таким образом, истцам нанесен ущерб в размере 7160714,20 руб. ПАО «Уралкалий» относится к опасным производственным объектам, так как ведет горные работы. В связи с тем, что дом стал непригодным для проживания в результате повреждений, вызванных неправомерным оседанием земной поверхности из-за подработки территории горными работами, которую производило ПАО «Уралкалий».
Представители ответчика ПАО «Уралкалий» – Шиман С.А., Лапенькова Е.Ю. с заявленными исковыми требованиями не согласились в полном объеме. В письменном отзыве на исковое заявление указали, что исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Отмечают, что 28.10.2006 на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» произошла авария – прорыв подземных вод и рассолов в горные выработки рудника, который повлек его затопление. По итогам расследования причин аварии специальной комиссией установлено, что совокупность обстоятельств, предшествующих аварии, по источникам возникновения, масштабу и интенсивности протекания можно квалифицировать как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях, независящие от воли всех участников правоотношений. Таким образом, поскольку причина аварии – действие природных сил, которое ответчик не мог предвидеть и предотвратить, на ПАО «Уралкалий» не может быть возложена обязанность по возмещению вреда. ПАО «Уралкалий» осуществляло добычу подземным способом и переработку калийно-магниевых содей Верхнекамского месторождения калийных солей на основании лицензии № от ...... Ответчик осуществлял указанную деятельность в соответствии с законодательством и условиями лицензии. Деятельность по добыче калийно-магниевых солей не может быть признана нарушающей какие-либо имущественные права истцов или причинять им какой-либо вред. Распоряжением Правительства РФ от 22.06.2007 № 814-р «О финансировании расходов по переселению граждан из жилых помещений, находящихся в границах зоны вероятных разрушений, вызванных затоплением рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей г. Березники» установлены первоочередные мероприятия по предотвращению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением БКПРУ-1, в том числе – переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным вследствие техногенной аварии. Реализация мероприятий по переселению осуществляется в соответствии с Порядком предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету г. Березники на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» в г. Березники», утв. Постановлением Правительства Пермского края от 30.09.2015 № 764-п. Порядок переселения предусматривает предоставление социальной выплаты на приобретение нового равнозначного по площади жилого помещения взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания. Изъятие земельных участков, жилых помещений путем выкупа либо 100% компенсации Порядком переселения не предусмотрена. Правовые основания для взыскания с ПАО «Уралкалий» убытков отсутствуют. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица администрации г. Березники – Вылегжанина Л.Н. в судебном заседании выразила несогласие с заявленными исковыми требованиями в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что истцам Моховикову Д.С., Моховиков Б,С. принадлежит по ..... доли, истцу Моховикову С.В. – ..... доли в праве собственности на жилой ..... теплым пристроем, крыльцом, гаражами, баней, овощной ямой, воротами, замощениями, а также земельный участок, расположенные по адресу: ....., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 7-12).
Постановлением администрации г. Березники № от ..... жилой ..... в ..... признан непригодным для проживания. Согласно п. 2 постановления необходимо незамедлительно прекратить дальнейшее использование помещения в качестве жилого (л.д. 20).
На основании постановления администрации г. Березники № от ..... внесены изменения в постановление администрации г. Березники № от ..... (л.д. 21-22).
Истцы обратились в администрацию г. Березники об изъятии земельного участка и возмещении убытков за имущество.
Письмом № от ..... администрации г. Березники истцам разъяснено право на получение социальной выплаты и дополнительной социальной выплаты (л.д. 23-24).
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно частям 1 и 8 статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа либо по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
К порядку выкупа жилых помещений применяются нормы ч.ч. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ.
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительством Российской Федерации принято Постановление № 304 от 21.05.2007 «О классификации ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии с которым определены чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального межрегионального и федерального характера.
Авария, вызванная затоплением рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в г. Березники (Пермский край), в границах зоны вероятных разрушений распоряжением Правительства РФ от 22.06.2007 № 814-р признана чрезвычайной ситуацией федерального характера.
Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1331-п (ред. от 04.07.2016) утверждена государственная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края». В подпрограмму 3 «Развитие жилищного строительства в Пермском крае», являющей приложением 6 программы, включено переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» г. Березники.
Правительством Пермского края 30.09.2015 принято Постановление № 764, которым утвержден Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету г. Березники на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» г. Березники (далее – Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов).
В силу п. 1.4 Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов финансирование мероприятий по переселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджета Пермского края, а также за счет внебюджетных источников - средств ПАО «Уралкалий».
Согласно п. 2.1 указанного Порядка иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджету города Березники в целях переселения из непригодного для проживания жилищного фонда и обеспечения благоустроенным жильем нанимателей жилых помещений по договору социального найма, собственника(ов) индивидуальных жилых домов, жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, посредством предоставления социальных выплат гражданам, переселяемым из непригодного для проживания жилищного фонда.
В п. 3.8 Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты расходуются городом Березники в соответствии с их целевым назначением и не могут быть направлены на другие цели.
Из п. 4.1 Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов следует, что иные межбюджетные трансферты направляются администрацией города Березники на предоставление социальных выплат гражданам, переселяемым из непригодного для проживания жилищного фонда.
В соответствии с п. 4.2 Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов расходование иных межбюджетных трансфертов производится администрацией города Березники путем перечисления социальных выплат на расчетные счета продавцов или застройщиков в соответствии с договорами купли-продажи жилого помещения либо договорами участия в долевом строительстве, заключенными между администрацией города Березники, гражданами, которым предоставляются социальные выплаты, и продавцами либо застройщиками в соответствии с порядком реализации мероприятий по переселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, утвержденным нормативным правовым актом администрации города Березники, в течение 7 рабочих дней с момента поступления межбюджетных трансфертов в бюджет города Березники.
В силу п. 4.3 указанного Порядка социальная выплата предоставляется: нанимателям жилых помещений по договору социального найма и членам их семей; собственнику(-ам) индивидуального жилого дома и жилых помещений в многоквартирном доме и членам их семьи, проживающих совместно с ним(-и).
В разделе V Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов закреплены правила определения размера социальной выплаты.
Из п. 5.1 следует, что размер социальной выплаты рассчитывается по формуле: Dc = S x P, где Dc - социальная выплата, перечисляемая продавцу или застройщику, рублей; S - общая площадь приобретаемого(-ых) жилого(-ых) помещения(-ий), но не более норматива общей площади жилого помещения, указанного в пунктах 5.2.1-5.2.3 настоящего Порядка, метров; P - норматив средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Пермскому краю, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (по состоянию на дату заключения договора(-ов)).
Согласно п. 5.2 норматив общей площади жилого (-ых) помещения (-ий) для расчета размера социальной выплаты составляет:
5.2.1. для нанимателей и собственников, занимающих жилые помещения общей площадью до 33 кв. метров, - в размере 33 кв. метров;
5.2.2. для нанимателей и собственников, занимающих жилые помещения общей площадью от 33,1 до 67 кв. метров, - в размере жилого(-ых) помещения(-ий), равнозначного(-ых) по общей площади занимаемому, либо жилого(-ых) помещения(-ий), общая площадь которого(-ых) превышает общую площадь занимаемого не более чем на 5 кв. метров;
5.2.3. для нанимателей и собственников, занимающих жилые помещения общей площадью от 67,1 кв. метра и более, - в размере жилого(-ых) помещения(-ий), равнозначного(-ых) по общей площади занимаемому, либо жилого(-ых) помещения(-ий), общая площадь которого(-ых) превышает общую площадь занимаемого, но составляет не более 72 кв. метров.
В соответствии с п. 5.5 характеристики расселяемого жилого помещения (общая площадь, количество комнат), применяемые для целей расчета размера социальной выплаты, определяются по данным Единого государственного реестра недвижимости на дату вынесения межведомственной комиссией по оценке и обследованию помещений в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной администрацией города Березники, заключения о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В разделе VI Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов урегулирована процедура предоставления и использования социальных выплат.
В силу п. 6.1. средства социальной выплаты должны быть направлены на полную или частичную оплату стоимости жилого(-ых) помещения(-ий), приобретаемого(-ых) нанимателем (нанимателями) жилого помещения по договору социального найма и членами его семьи (их семей) или собственником (собственниками) ИЖД, жилого помещения в МКД и членами его семьи (их семей), проживающими совместно с ним(-и), по договору.
Согласно пп. 6.3-6.5 Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов обязательным условием предоставления социальной выплаты является заключение между администрацией г. Березники и гражданами, переселяемыми из непригодного для проживания жилищного фонда, соглашения, в котором указывается срок передачи в муниципальную собственность ранее занимаемого жилого помещения, земельного участка и закрепляется обязанность такого гражданина закрепить за членами его семьи объем прав в отношении приобретаемого жилого помещения не менее объема прав в отношении освобождаемого жилого помещения.
Перечисление социальных выплат производится администрацией города Березники на счет продавца либо застройщика, указанный в договоре.
Приобретаемое жилое помещение оформляется:
1) в общую долевую собственность всех членов семьи (в отношении нанимателей жилых помещений и членов их семей);
2) в собственность одного или нескольких членов семьи (в отношении собственников жилых помещений и членов их семей).
Правительством Пермского края также принято постановление № 68-П от 01.03.2017, которым утвержден Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету города Березники на предоставление дополнительной социальной выплаты гражданам, переселяемым из жилых помещений общей площадью более 72 кв. м, находящихся в жилищном фонде, признанном непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества «Уралкалий» в г. Березники (далее – Порядок, утв. Постановлением Правительства Пермского края № 68-П от 01.03.2017).
Указанный Порядок определяет цели, условия, механизм предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету города Березники на предоставление дополнительной социальной выплаты гражданам, переселяемым из жилых помещений общей площадью более 72 кв. м, находящихся в жилищном фонде, признанном непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО «Уралкалий» в г. Березники.
Предоставление указанных межбюджетных трансфертов также имеет строго целевое назначение и в соответствии с п. 2.1 Порядка, утв. Постановлением Правительства Пермского края № 68-П от 01.03.2017, иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджету города Березники в целях переселения из непригодного для проживания жилищного фонда и обеспечения благоустроенным жильем нанимателей жилых помещений по договору социального найма, собственника(-ов) жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, общей площадью более 72 кв. м.
Иные межбюджетные трансферты направляются администрацией города Березники на предоставление дополнительной социальной выплаты гражданам (п. 4.1 Порядка, утв. Постановлением Правительства Пермского края № 68-П от 01.03.2017).
Размер и порядок использования дополнительной социальной выплаты определены в разделе V Порядка, утв. Постановлением Правительства Пермского края № 68-П от 01.03.2017.
В соответствии с Порядком предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов, а также Порядком, утв. Постановлением Правительства Пермского края № 68-П от 01.03.2017, предоставление иных межбюджетных трансфертов на осуществление социальных выплат и дополнительных социальных выплат гражданам, переселяемым из непригодного для проживания жилищного фонда, входит в компетенцию администрации г. Березники. ПАО «Уралкалий» в данном случае выступает лишь в качестве одного из внебюджетных источников по финансированию мероприятий по переселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.
Доводы истцов о том, что их дом стал непригодным для проживания в результате повреждений, вызванных неравномерным оседанием земной поверхности из-за подработки территории горными работами, которую производило ПАО «Уралкалий», являются несостоятельными.
Судебный акт, возлагающий ответственность за аварию техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 г. Березники на ПАО «Уралкалий», отсутствует, в связи с чем оснований для взыскания с ПАО «Уралкалий» выкупной цены жилого дома и земельного участка, принадлежащего истцам на праве общей долевой собственности, не имеется.
Таким образом, жилищные права истцов подлежат реализации посредством получения ими социальной выплаты в установленном порядке.
Какие-либо данные, указывающие на воспрепятствование истцам реализовать жилищные права в предусмотренном законом порядке, суду не представлены.
Моховиков С.В., Моховиков Д.С., Моховиков Б,С. являются собственниками квартиры в непригодном для проживания доме и в связи с этим несут риск неблагоприятного состояния своего имущества. Требовать выкупа жилья без соблюдения процедуры, установленной действующим законодательством, истцы не вправе.
Правовые основания для удовлетворения исковых требований о взыскании убытков с ПАО «Уралкалий» отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Моховикова С.В., Моховикова Д.С., Моховикова Б.С. к публичному акционерному обществу «Уралкалий» о взыскании убытков – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (.....).
Судья (подпись) Е.А.Петрова
Копия верна. Судья