РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 апреля 2013 года с. Агинское
Федеральный Саянский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Захаровой Л.В.,
заместителя прокурора Саянского района Красноярского края Рябцевой Г.А.,
при секретаре Козиной Ю.А.,
а также с участием истицы В.М.А.,
представителя ответчика администрации <адрес> К.О.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-50/2013 по иску
В.М.А., прокурора Саянского района Красноярского края в интересах В.М.А. к муниципальному образованию Саянский район в лице <адрес> о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
В.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к <адрес> о признании права на дополнительные гарантии по социальной поддержке в виде внеочередного получения благоустроенного жилого помещения, не менее 18 кв.метров, предоставлении на условиях договора социального найма внеочередного благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, не менее 18 кв.м на территории <адрес>, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Требования мотивировала тем, что ее родители в 1996 году решением суда лишены родительских прав, мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец умер ДД.ММ.ГГГГ С 1996 г. по 2006 г. она проживала в Агинском детском доме, с 2006 г. по 2008 г. находилась на попечительстве ПТУ -71 <адрес>. Собственного жилья не имеет, жилья на условиях социального найма также не имеет. Считает, должна быть обеспечена жилым помещением в <адрес>, где проживает и рождена.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Саянского района Красноярского края в интересах В.М.А. обратился в суд с иском к муниципальному образованию <адрес> в лице <адрес> о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения. Требования мотивировал тем, что В.М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решением Саянского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ее родители лишены родительских прав в отношении нее и других детей. Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя В.М.А. была определена на полное государственное обеспечение в Агинский детский дом. На момент определения в государственное учреждение за несовершеннолетней не было закреплено жилье в связи с его отсутствием, что указано в п.2 постановления. Согласно выписок Управления Росреестра по <адрес> В.М.А. не является правообладателем объектов недвижимости. По данным администрации Агинского сельсовета, В.М.А. жилые помещения не предоставлялись. По данным Управления Росреестра по краю (Регистрационная палата) и Саянского БТИ за 2005 г. родители В.М.А. - В.А.Н. и К.Т.А. также не являлись собственниками жилых помещений. Регистрация по месту проживания В.М.А. (по <адрес> и <адрес>) произведена с согласия собственников жилых помещений, В.М.А. не может претендовать на данную жилую площадь. Таким образом, В.М.А., являясь лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жилым помещением.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ (далее Федерального закона №159-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с ч.14 <адрес> края «О защите прав ребенка» жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган местного самоуправления заключает с лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор найма специализированного жилого помещения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования о предоставлении лицу, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В.М.А. достигла возраста 23-лет, однако это не лишает ее права на обеспечение жильем. До достижения этого возраста В.М.А. обращалась в администрацию <адрес> (уполномоченный орган местного самоуправления) с пакетом документов для постановки ее на учет в целях обеспечения жильем. Письмом Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, от ДД.ММ.ГГГГ В.М.А. отказано в принятии документов в связи с достижением 23-летнего возраста.
ДД.ММ.ГГГГ В.М.А. обратилась к прокурору <адрес> с заявлением об оказании ей помощи в защите ее права на жилое помещение. В соответствии с чЛ ст.45 ГПК РФ прокурор вправе выступить с иском в защиту жилищного права гражданина. Кроме того, в данном случае затронуты права лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. прокурор выступает в защиту интересов семьи, материнства и детства.
Прокурор просит суд обязать администрацию <адрес> предоставить В.М.А. на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, общей площадью не менее установленной законом 33 квадратных метра.
В судебном заседании заместитель прокурора Саянского района Красноярского края Рябцева Г.А. исковые требования в интересах В.М.А. поддержала по изложенным в иске основаниям. Просит возложить на администрацию <адрес> обязанность по предоставлению В.М.А. на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, общей площадью не менее установленной законом 33 квадратных метра.
В судебном заседании истица В.М.А. исковые требования прокурора <адрес> поддержала, суду пояснила, что собственного жилого помещения либо жилого помещения по договору найма в Саянском, <адрес>х <адрес> не имеет. В настоящее время проживает и имеет регистрацию в жилом помещении по адресу <адрес> с согласия собственника жилого помещения, на данную площадь претендовать не может. По вопросу постановки на учет обращалась в администрацию <адрес>, Министерство науки и образования <адрес>, в чем ей было отказано. Просит обязать администрацию <адрес> предоставить ей на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенно применительно к условиям <адрес>, общей площадью не менее установленной законом 33 квадратных метра.
В судебном заседании представитель ответчика администрации <адрес> К.О.Н. исковые требования не признала, суду пояснила, что оснований для удовлетворения требований не имеется, у администрации на балансе не имеется жилых помещений для предоставления истице, истица обратилась с требованием о предоставлении ей жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, после достижения возраста 23 лет, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Представитель третьего лица – Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В возражениях на исковое заявление считают, что первоначальное требование истицы не подлежит удовлетворению по тем основаниям, что доказательств обращения в Министерство образования и науки <адрес> истицей не представлено, в список она не включена, административную процедуру постановки на учет (включение в список) не прошла, из необходимых документов для включения в список не представлена выписка из ЕГРП с участием В.М.А. Считают, удовлетворение искового требования истца в предложенной редакции (без учета изменений федерального и краевого законодательства в части обеспечения детей сирот жилыми помещениями) не представляется возможным.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления федерального казначейства по <адрес> не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются сведения. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления федерального казначейства по <адрес>.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается документально, что истица В.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения осталась без попечения родителей в 1996 году на территории <адрес>, что подтверждается решением Саянского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении ее родителей В.А.Н. и К.Т.А. родительских прав. В связи с чем, в соответствии со ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ В.М.А. является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя В.М.А. была определена на полное государственное обеспечение в Агинский детский дом. На момент определения в государственное учреждение за несовершеннолетней не было закреплено жилье в связи с его отсутствием, что указано в п.2 постановления администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельства о смерти, мать истицы К.Т.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец истицы В.А.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписок Управления Росреестра по Красноярскому краю В.М.А. не является правообладателем объектов недвижимости.
По данным администрации Агинского сельсовета, В.М.А. жилые помещения не предоставлялись. По данным Управления Росреестра по краю (Регистрационная палата) и Саянского БТИ за 2005 г. родители В.М.А. - В.А.Н. и К.Т.А. также не являлись собственниками жилых помещений.
Регистрация по месту проживания В.М.А. (по <адрес> и <адрес>) произведена с согласия собственников жилых помещений, В.М.А. не может претендовать на данную жилую площадь.
Таким образом, в суде достоверно установлено, что В.М.А., являясь лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечена.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ (далее Федерального закона №159-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения в соответствии с ч.б ст.8 Федерального закона составляет пять лет. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
В соответствии с ч.З ст.8 Федерального закона №159-ФЗ Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
В соответствии с ч.ч.7, 8, 9 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Статья <адрес> «О защите прав ребенка» № в редакции от ДД.ММ.ГГГГ (далее - <адрес>) предусматривает аналогичную норму об обеспечении лица указанной категории жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с ч.5 ст. <адрес> формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным <адрес> органом исполнительной власти края в области образования. В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании определенного перечня документов, приведенного в ч.5 ст. 17.
Статья <адрес> регламентирует порядок рассмотрения документов и принятия решения о предоставлении ребенку-сироте, включенному в список, решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с ч.13 ст. <адрес> «О защите прав ребенка» и <адрес> № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из данных категорий.
В соответствии с ч.14 ст.<адрес> «О защите прав ребенка» жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
<адрес> жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров.
Уполномоченный орган местного самоуправления заключает с лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор найма специализированного жилого помещения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования о предоставлении лицу, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, достижение В.М.А. 23-летнего возраста не лишает ее права на обеспечение жильем. До достижения этого возраста В.М.А. обращалась в администрацию <адрес> (уполномоченный орган местного самоуправления) с пакетом документов для постановки ее на учет в целях обеспечения жильем. Письмом Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, от ДД.ММ.ГГГГ В.М.А. отказано в принятии документов в связи с достижением 23-летнего возраста.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор выступает с иском в защиту жилищного права гражданина, так как ДД.ММ.ГГГГ В.М.А. обратилась к прокурору <адрес> с заявлением об оказании ей помощи в защите ее права на жилое помещение.
Кроме того, в данном случае затронуты права лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. прокурор выступает в защиту интересов семьи, материнства и детства.
Суд считает, что требование прокурора <адрес>, обратившегося с иском в защиту жилищного права В.М.А. о возложении обязанности на муниципальное образование <адрес> в лице администрации <адрес> предоставить В.М.А. на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, общей площадью не менее установленной законом 33 квадратных метра подлежит удовлетворению.
Суд считает, что обязанность по предоставлению истице жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, в силу названных выше норм, должна быть возложена на муниципальное образование <адрес> в лице администрации <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Саянского района Красноярского края в интересах В.М.А. – удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное образование в лице администрации <адрес> предоставить В.М.А. на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, общей площадью не менее установленной законом 33 квадратных метра.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Красноярский краевой суд через Саянский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: