Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2015 года город Тула
Советский районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Якушевой С.И.
при секретаре Бобылевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-394/15 по иску ФИО3 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на страховую часть трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о назначении страховой части пенсии и признании права на страховую часть трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что письмом от 24.11.2014г. № 12-М-0614 УПФ РФ в <адрес> ему отказано в назначении страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
В качестве основания принятия такого решения указано, что в справке об инвалидности указана, что его травма получена при исполнении служебных обязанностей, тогда как, для назначения страховой части трудовой пенсии должна быть запись о том, что травма получена при исполнении иных обязанностей военной службы, либо военная травма.
С указанными выводами ответчика он не согласен, поскольку они основаны на ошибочном толковании положений материального закона, подлежащего применению.
На основании изложенного, просил суд признать незаконным отказ Управления Пенсионного Фонда по <адрес> в назначении страховой части трудовой пенсии по старости и обязать назначить страховую часть трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части) с момента возникновения права на пенсию, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать право на получение страховой части трудовой пенсии по старости, обязав Управление Пенсионного Фонда по <адрес> назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ года.
Истец ФИО3 в судебном заседании поддержал в полном объеме заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель УПФ РФ (ГУ) в <адрес> по доверенности ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, факт получения увечья, ранения, травмы, контузии заболевания в период прохождением военной службы подтверждается военно-медицинскими документами, свидетельствами о болезни, справками ВВК и различными справками Министерства обороны. Поэтому в связи с тем, что у ФИО3 в справке МСЭК указана другая формулировка причины инвалидности, а не «военная орган пенсионного обеспечения отказал истцу назначении страховой части трудовой пенсии по старости.
На основании изложенного, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» по доверенности ФИО7 в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска ФИО3
Представитель третьего лица Управления Министерства внутренних дел РФ по доверенности ФИО8 в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассматривать исковые требования в ее отсутствие, против удовлетворения иска не возражала.
Выслушав объяснения сторон, допросив специалиста ВВК ФКЗ «МСЧ МВД РФ по <адрес>», исследовав материалы пенсионного и гражданского дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО3 обратился ДД.ММ.ГГГГ в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> с заявлением о назначении страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-Ф3 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно которому военнослужащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Письмом УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 12-М-0614 об отказе в установлении пенсии истицу отказано в назначении страховой части трудовой пенсии по старости, в частности, ввиду того, что п.2 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 213-ФЗ) предусмотрено, что инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе, в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия или при исполнении иных обязанностей военной службы. В представленной ФИО3.В. справке об инвалидности серии МСЭ-2006 № указана причина инвалидности: травма, полученная сотрудниками ОВД при исполнении служебных обязанностей, что не относится к травме в связи с исполнением обязанностей военной службы (л.д.14)
Так, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с п. 1 ст. 10 указанного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.
Необходимыми условиями для назначения страховой части трудовой пенсии по старости являются наличие 5 лет страхового стажа (за исключением периодов службы, предшествующих назначению пенсии по инвалидности, либо периодов службы, работы и иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12.02.1993года) и достижение общеустановленного пенсионного возраста 55 лет женщины и 60 лет мужчины.
Согласно пункту 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Абзацем вторым пункта 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
В соответствии с пп.З п.1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Закона. В частности, инвалидам вследствие военной травмы трудовая пенсия по старости назначается: мужчинам по достижении 55 лет, если они имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Как усматривается из анализа вышеприведенного материального закона, страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в орган пенсионного обеспечения, при этом, истец работал по трудовому договору:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Тульском заводе точного машиностроения;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в средней школе № <адрес>;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в ОВД - данный период не учитывается при определении права на трудовую пенсию;
с ДД.ММ.ГГГГ по 04. 08.1997 г. в средней школе № <адрес>;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Лицее № <адрес>;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в средней школе № <адрес>;
с ДД.ММ.ГГГГ по 30.08. 2001 г. в средней школе № <адрес>;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тульском электромеханическом колледже им. Рогова;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тульском сельскохозяйственном колледже;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Тульском институте экономики и информатики;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.. в филиале ОАО «Страховая компания «Прогресс Гарант»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.. в горбольнице № г. Тулы 13;
с ДД.ММ.ГГГГ на момент подачи иска в территориальном управлении администрации <адрес> и администрации <адрес>.
Таким образом, страховой стаж ФИО3, необходимый для назначения страховой части трудовой пенсии, составляет более 25 лет, что соответствует одному из условий для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, определенных в пп.3 п. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ, что подтверждается записями в трудовой книжке.
Вторым условием для назначения трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, ранее достижения возраста, установленного ст. 7 №173-ФЗ, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 данного Закона является наличие инвалидности вследствие военной травмы - травмы полученной при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Отказывая в праве на оформление досрочной трудовой пенсии по старости, ответчик сослался на то, что травма, полученная сотрудниками ОВД при исполнении служебных обязанностей, не относится к травме в связи с исполнением обязанностей военной службы.
С таким выводом органа пенсионного обеспечения суд не может согласиться по следующим мотивам.
Статья 2 вышеупомянутого Федерального Закона № 166-ФЗ носит расширительное толкование и применяется только относительно правоотношений, возникающих в связи с государственным пенсионным обеспечением. В контексте указанной статьи военнослужащими являются лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации;
В ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» понятие военной службы определяется как особый вид федеральной государственной службы. К федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, относится Служба во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, что подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № 17-П, согласно которой служба в органах внутренних дел Российской Федерации рассматривается как служба, аналогичная военной службе.
Таким образом, травма, полученная при исполнении служебных обязанностей в ОВД в смысле пенсионного обеспечения аналогична травме при исполнении иных обязанностей военной службы.
Основным законодательным актом, регулирующим пенсионное обеспечение военнослужащих, является Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
К лицам, указанным в ст. 1 данного Закона относятся лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 7 данного Закона лица, указанные в статье 1 настоящего закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
Статья 21 Закона № относит лиц, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей к инвалидам вследствие военной травмы. Указанная статья подразделяет инвалидов в зависимости от причины инвалидности на инвалидов вследствие военной травмы и инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), и возлагает обязанность по выявлению и аргументации факта причинной связи увечья (травмы) с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) на военно-врачебные комиссии (ВВК).
Медико-социальные экспертизы согласно разъяснению Минтруда РФ (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от 29.04.2005) «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», определяют причину инвалидности в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК.
Как следует из материалов дела, в октябре 2005 года ФИО3 определена вторая группа инвалидности, причина инвалидности – «травма получена при исполнении служебных обязанностей».
Решением бюро № ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 признан инвали<адрес> группы бессрочно, причина инвалидности – «травма получена при исполнении служебных обязанностей).
В силу Методических указаний Министерства социального обеспечения РСФСР по определению причин инвалидности от ДД.ММ.ГГГГ врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причину инвалидности в точном соответствии с заключением военно-врачебной комиссии, изменять заключение ВВК о причине заболевания (увечья) ВТЭК не имеет права.
Заключение ВВК оформляется свидетельством о болезни, при этом, согласно свидетельству о болезни истца № от ДД.ММ.ГГГГ, ОВВК УВД Тулоблисполкома вынесла заключение, которым установлена причинная связь полученной травмы с исполнением служебных обязанностей.
ВТЭК выдала истцу справку об инвалидности Сер. ВТЭ-81 № 074820, причина инвалидности в которой определена как травма, полученная при исполнении служебных обязанностей.
С ДД.ММ.ГГГГ Приказом Начальника УВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с ФИО3 был уволен по ст. 58 п.«ж» (по болезни).
С ДД.ММ.ГГГГ УВД <адрес> ФИО3 назначена пенсия по военной травме полученной при исполнении служебных обязанностей, что подтверждается пенсионным удостоверением УВД <адрес> № 43/9967, справкой управления кадров УВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 7/1-45, справкой отдела пенсионного обслуживания УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Минтруда России и ПФР утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии по старости и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно Перечню, в качестве документа, подтверждающего, что гражданин является инвалидом вследствие военной травмы, принимается выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемая федеральным учреждением МСЭ и удостоверение инвалида о праве на льготы.
Справка МСЭ серии 2006 № 0010085574, представленная истцом в орган пенсионного обеспечения, причину инвалидности определяет как травму, полученную при исполнении служебных обязанностей.
Согласно п. 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений инвалидов Отечественной войны, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. Постановления Госкомтруда СССР от ДД.ММ.ГГГГ № действующего и в настоящее время), удостоверение инвалида Отечественной войны выдается: приравненным к инвалидам Отечественной войны другим инвалидам из числа: лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей. Данное удостоверение является документом, свидетельствующим о получении инвалидности вследствие военной травмы.
Указанное обстоятельство подтверждается удостоверением инвалида о праве на льготы серия XVIII № 85739, выданным ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 Управлением внутренних дел <адрес>.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № КАСО-23, разъяснил, что телесное повреждение (ранение, контузия, травма, увечье), полученное в связи с осуществлением служебной деятельности, относится к формулировке «военная травма». Под формулировку «военная травма» подпадают именно телесные повреждения, полученные сотрудником милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности, исключающие для него возможность дальнейшего прохождения службы.
Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу п.3.ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» (с последующими изменениями), распространяются на граждан ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Как установлено Конституционным Судом РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № 1051-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах», в пункте 1 ст. 14 ФЗ «О. ветеранах» содержится перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам войны. Данные меры социальной поддержки пунктом 3 той же статьи распространяются на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
К указанным мерам относятся льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством, то есть в соответствии с Законом № 4468-1, ст. 21 которого относит инвалидов вследствие травмы при исполнении служебных обязанностей к инвалидам вследствие «военной травмы», что и явилось основанием для органа пенсионного обеспечения УВД <адрес> назначить истцу пенсию как инвалиду вследствие «военной травмы» по п. а ст. 22 данного Закона.
В соответствии с п. 41 Положения "О военно-врачебной экспертизе", утвержденном Постановлением Правительства РФ N 123 от ДД.ММ.ГГГГ, Военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками:
"военная травма", если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
"заболевание получено в период военной службы": если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо достигло в указанный период степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы в органах, если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах; если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
В соответствии с п. п. 43, 44 Положения "О военно-врачебной экспертизе", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 123 от ДД.ММ.ГГГГ, военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем органа), в которой гражданин проходил военную службу (военные сборы), службу в органах в момент получения увечья. В справке указываются обстоятельства получения увечья. Форма справки определяется соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
При освидетельствовании граждан, проходивших военную службу (военные сборы), службу в органах и получивших в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах увечье, но не имеющих справки о травме, военно-врачебная комиссия может вынести заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании рассмотрения других документов, отражающих обстоятельства получения увечья, заболевания. Свидетельские показания об обстоятельствах получения гражданином ранения, травмы могут быть приняты военно-врачебной комиссией во внимание только при наличии у него явных последствий телесных повреждений, полученных в период боевых действий, и при условии, что показания даны 2 и более свидетелями, проходившими военную службу (военные сборы), службу в органах вместе с освидетельствуемым в период получения телесных повреждений. Факт прохождения свидетелями военной службы (военных сборов), службы в органах вместе с освидетельствуемым должен быть подтвержден командиром воинской части (руководителем органа), в которой освидетельствуемый проходил военную службу (военные сборы), службу в органах, или военным комиссаром по месту жительства свидетелей. Свидетельские показания не являются основанием для установления факта перенесения гражданином, проходившим военную службу (военные сборы), службу в органах, заболевания или контузии.
Таким образом, анализ вышеуказанных правовых актов позволяет суду сделать вывод о том, что формулировка причинной связи увечий и заболеваний "военная травма" выносится при увечье, которыми являются травма, ранение, контузия, в том числе, полученном при исполнении обязанностей военной службы, а также при заболевании, если такое заболевание возникло в период пребывания на фронте, на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, во время службы за границей, в государстве, где велись боевые действия, или в период конкретных событий (гражданская война, Великая отечественная война и др.) либо такое заболевание, возникшее до этих событий, достигло такой степени, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, в случаях, если имеются медицинские документы, позволяющие отнести начало заболевания к указанным периодам.
При этом, формулировка причинной связи увечий и заболеваний "заболевание получено в период военной службы" выносится при увечьях, полученных в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы либо если документы об обстоятельствах получения увечья отсутствуют, а также при заболеваниях, если такое заболевание возникло в период прохождения военной службы, либо до поступления на нее, но оно изменяет категорию годности или приводит к негодности лица к военной службе.
В соответствии с п. 222, 223 Приказа Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 200 "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации", справка о травме составляется на основании материалов расследования. В ней указываются обстоятельства, при которых военнослужащий получил увечье.
Справка о травме должна быть составлена не позднее 3 месяцев с момента получения указанных выше повреждений здоровья, храниться в истории болезни или как приложение к книге протоколов заседаний военно-врачебной комиссии, вынесшей заключение о причинной связи увечья, заболевания. При вынесении заключения о причинной связи увечья ВВК может принимать во внимание и другие документы, в которых содержатся сведения об обстоятельствах получения военнослужащим увечья.
При отсутствии справки о травме при вынесении заключения о причинной связи увечья, заболевания ВВК могут быть приняты во внимание документы, в которых указаны причина и обстоятельства получения увечья, заболевания (если они составлены не позднее 3 месяцев с момента получения увечья, заболевания): служебная и медицинская характеристики; выписка из книги учета больных в амбулатории о первичном обращении за медицинской помощью; материалы административного или служебного расследования, дознания или уголовного дела; аттестации; справка учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения или военно-медицинского учреждения; история болезни или выписка из нее; свидетельство о болезни; запись врача-специалиста учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, врача воинской части или военно-медицинского учреждения в медицинской книжке военнослужащего (гражданина, проходившего военные сборы) о первичном обращении за медицинской помощью; справка архивного учреждения.
Разрешая возникший спор, суд исходит из того, что ФИО3 в ходе судебного разбирательства представлены доказательства, подтверждающие факт получения травмы истцом при исполнении обязанностей военной службы, а именно:
Из заключения Военно-врачебной комиссии федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел РФ по <адрес>» МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что ФИО3, 1958 года рождения, старший лейтенант внутренней службы в отставке, бывший инструктор отдела воспитательной работы учреждения ИЗ - 67/1 СИДиСР УВД <адрес>, имеет диагноз: Последствия травмы: размозжение тканей левой стопы от 14.09.1992г. Травматическая ампутация левой стопы на уровне клиновидных костей с умеренным нарушением функции. Хронический остеомиелит культи левой стопы в стадии ремиссии, что относится к «военной травме» (основание: акт без номера от 24.12.92г., утвержденный начальником учреждения ИЗ - 67/1 СИДиСР УВД <адрес> подполковником внутренней службы ФИО9). Заболевание получено в период прохождения службы в ОВД. На основании статей 43-а, 38-6 графы 1 приказа МВД СССР от ДД.ММ.ГГГГг. № Не годен к военной службе в мирное время, ограниченно годен второй степени в военной время.
При этом, данным заключением было отменено заключение окружной военно-врачебной комиссии УВД Гул облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № 979, из которого следовало, что истцом травма получена при исполнении служебных обязанностей в период прохождения службы в ОВД.
Судом был допрошена в качестве специалиста ФИО10, являющаяся председателем Военно-врачебной комиссии федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел РФ по <адрес>» МВД России, которая показала суду, чтоу истца имеется причина инвалидности с формулировкой «заболевание, получено вследствие военной травмы», что непосредственно связано с исполнением обязанностей военной службы, и определяется такая причина инвалидности только в случаях, если инвалидность военнослужащего наступила вследствие увечья, полученного в период военной службы. В рассматриваемом случае имеется наличие причинно-следственной связи между исполнением истцом обязанностей военной службы и наступившим заболеванием (увечьем), то есть, ФИО3 определена причинная связь увечья (травмы) с исполнением обязанностей военной службы в формулировках «военная травма». Указанная причинная связь и категория годности военнослужащего к военной службе определяются военно-врачебной комиссией в соответствии с «Положением о военно-врачебной экспертизе», утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 123.
Дав оценку представленным сторонами доказательствам, суд приходит к выводу о том, что вышеприведенное заключение ВВК о причинной связи увечья как "увечье, полученное в период военной службы" принято в соответствии с законом в пределах полномочий ВВК МВД РФ, в соответствии с фактическими обстоятельствами дела. Обстоятельства, указанных в п. 41 Положения "О военно-врачебной экспертизе", для заключения причинной связи "военная травма" в данном случае имеются, поскольку факт получения истцом травмы при исполнении обязанностей военной службы подтвержден актом без номера от 24.12.92г., утвержденным начальником учреждения ИЗ - 67/1 СИДиСР УВД <адрес>.
В соответствии с ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" N 166-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Данная норма права предполагает наряду с получением пенсии по инвалидности одновременное получение трудовой пенсии по старости.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17 утверждено разъяснение N 1 от ДД.ММ.ГГГГ "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 317), согласно которому федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации: общее заболевание; инвалид с детства; профессиональное заболевание; трудовое увечье; военная травма; заболевание получено в период военной службы; заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; заболевание радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с аварией на ПО "Маяк"; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО "Маяк"; заболевание связано с последствиями радиационных воздействий; заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
В соответствии с п. 7 указанных Разъяснений причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие заболевания, полученного при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
Согласно п. 8 Разъяснений причина инвалидности с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Факт получения в период военной службы заболевания либо увечья (ранения, травмы, контузии), не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой ВВК, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, ФИО1 государственного военного архива.
Рассматриваемые Разъяснения соответствуют аналогичным нормам, содержащимся в пп. 1 п. 2 и в пп. 2. п. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
При таких данных, суд принимает во внимание, что действующее законодательство разграничило такие виды заболеваний как "заболевание, полученное вследствие военной травмы", которое непосредственно связано с исполнением обязанностей военной службы, и "заболевание, полученное в период военной службы", не связанное с исполнением обязанностей военной службы, и как следствие разграничило причины инвалидности, в зависимости от вида полученного заболевания. Различие в видах заболевания и причинах инвалидности влечет нетождественные правовые последствия.
Так, в силу п. 1 ч. 3 ст. 3 указанного Федерального закона право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 данного Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
В то время как для граждан, ставших инвалидами вследствие заболевания, полученного в период военной службы, право на одновременное получение двух пенсий (пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости) законом не предусмотрено.
Поскольку факт получения ФИО3"военной травмы" в судебном заседании доказан, а значит и то обстоятельство, что инвалидность у истца установлена вследствие военной травмы, то у суда имеются правовые основания для признания за ним права на назначение страховой части трудовой пенсии, а потому суд приходит к выводу о том, что Управление Пенсионного Фонда по <адрес> необоснованно отказало истцу в назначении страховой части трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что в Управлении Пенсионного фонда по <адрес> ФИО3 получает ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) с кодом как лицо, приравненное к инвалидам войны, для получения данной выплаты необходимо наличие инвалидности вследствие воной травмы. Данное обстоятельство известно ответчику, поскольку ЕДВ устанавливает и выплачивает территориальный орган ПФР на основании заявления и необходимых для выплаты документов, руководствуясь Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты гражданам проходящим (проходившим) военную и приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, приобретение военнослужащим права на единовременное пособие назначается, если негодность к военной службе вызванная увечьем или заболеванием произошли при исполнении ими обязанностей военной службы, следовательно, юридически значимым обстоятельством для возникновения права на единовременное пособие являются причинная связь между заболеванием и негодностью к военной службе и наступление данной категории годности при исполнении военнослужащим обязанностей именно военной службы, действующее законодательство выделяет «заболевание, полученное в период военной службы» в качестве самостоятельной причинной связи заболевания, наряду с «военной травмой» и «заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы».
В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку истец обратился в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении страховой части трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ года, то есть, после возникновения права на пенсию, то данный вид пенсии не может ему быть назначен ранее последовавшего обращения, вопреки указанию в иске о назначении пенсии с момента возникновения права на пенсию (с ДД.ММ.ГГГГ), а потому имеются основания для назначения ФИО3 страховой части трудовой пенсии с момента обращения за ней.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования ФИО3 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на страховую часть трудовой пенсии по старости - удовлетворить частично.
Признать за ФИО3 право на страховую часть трудовой пенсии по старости, возложив на Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> обязанность по назначению ФИО3 страховой части трудовой пенсии по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд <адрес> через Советский районный суд <адрес> в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий