Гражданское дело № 2-31/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2012 года город Смоленск
Смоленский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Панина М.А., при секретаре судебного заседания Амброзевич А.А.,
с участием представителя командующего войсками <данные изъяты> Канунникова В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего филиала № федерального государственного учреждения «№ окружной военный клинический госпиталь <данные изъяты>» Минобороны РФ подполковника Семенова Николая Васильевича об оспаривании бездействия командующего войсками <данные изъяты> и комиссии <данные изъяты>, связанного с нерассмотрением документов для включения заявителя в списки военнослужащих, которым в 2011 году были установлены дополнительные выплаты,
установил:
Семёнов обратился в суд с заявлением, в котором, указал, что в ноябре 2011 года командиром войсковой части №, где ранее он проходил военную службу по контракту, были подготовлены и представлены в комиссию <данные изъяты> по рассмотрению вопросов о дополнительных выплатах офицерам (далее – Комиссия) документы для назначения ему дополнительной выплаты предусмотренной, приказом Министра обороны РФ № от 24 февраля 2011 года. Однако до настоящего времени никакого решения по указанным документам принято не было.
Полагая свои права нарушенными, Семёнов, уточнив свои требования, просит суд:
- обязать комиссию <данные изъяты> направить командующему войсками <данные изъяты> документы для решения вопроса о назначении ему дополнительной выплаты, предусмотренной приказом Министра обороны от 24 февраля 2011 года №;
- обязать командующего войсками <данные изъяты> направить установленным действующим законодательством порядком документы для назначения ему дополнительной выплаты, предусмотренной приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2011 года № на 2011 года;
- возместить понесенные судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 200 рублей.
Семёнов, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суд не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Председатель Комиссии, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суд не прибыл.
Представитель командующего войсками <данные изъяты> требования заявителя не признал и пояснил, что документы для назначения заявителю оспариваемой выплаты командир войсковой части № представил в Комиссию лишь 28 ноября 2011 года, то есть уже после направления аналогичных документов на военнослужащих <данные изъяты> в комиссию Сухопутных войск. Исходя из изложенного, представитель должностного лица указал, что упомянутые документы в отношении Семенова не рассматривались и рассматриваться не будут.
Заслушав представителя должностного лица, исследовав письменные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с её окончанием.
Согласно пункту 9 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции указанного закона, действовавшей до 1 января 2012 года) кроме выплат, предусмотренных этим Федеральным законом, Министром обороны РФ, в пределах выделенных ассигнований, военнослужащим могли устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты. Указанные надбавки и выплаты устанавливались дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
Ныне действующая редакция статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» также предусматривает возможность устанавливать военнослужащим одновременно с денежным довольствием отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2011 года № «О дополнительных выплатах офицерам, проходящим военную службу в объединениях, соединениях, и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в 2011 году» была утверждена Инструкция о назначении и выплате офицерам дополнительных выплат в 2011 году (далее - Инструкция).
Дополнительные выплаты, утвержденные данным приказом, устанавливались с 1 января 2011 года.
Пунктом 4 Инструкции установлено, что перечни всех воинских частей с указанием баллов по критериям, списки лиц, виновных в причинении ущерба, и списки офицеров представляются главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими родами войск Вооруженных Сил, руководителями центральных органов военного управления в Комиссию Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению вопросов о дополнительных выплатах офицерам, проходящим военную службу.
Подготовка списка офицеров осуществляется командиром воинской части с обязательным участием руководителей кадровых органов и подразделений юридической службы.
Персональную ответственность за объективность представляемых сведений несут указанные должностные лица.
Комиссия Министерства обороны по результатам рассмотрения представленных перечней воинских частей и списков офицеров принимает решение о включении их в проект приказа Министра обороны Российской Федерации о назначении дополнительных выплат.
Приказом Министра обороны Российской Федерации утверждается поименный список офицеров, которым назначаются дополнительные выплаты, с указанием конкретной суммы денежных средств, выплачиваемой офицеру ежемесячно.
Пункт 5 Инструкции определяет, что главнокомандующие видами Вооруженных Сил, командующие родами войск Вооруженных Сил, руководители центральных органов военного управления еженедельно обеспечивают представление в Комиссию Министерства обороны сведений об офицерах, исключенных из списков личного состава. Контроль за подготовкой, достоверностью и своевременным направлением указанных сведений в Комиссию Министерства обороны осуществляется лично главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими родами войск Вооруженных Сил, руководителями центральных органов военного управления.
С учетом изложенного, военный суд приходит к выводу, что правом на принятия решения о включении (исключении) конкретного офицера в проект приказа Министра обороны Российской Федерации обладает вышеуказанная Комиссия Министерства обороны Российской Федерации, а исключительным правом на утверждение соответствующих списков обладает Министр обороны Российской Федерации.
Более того, исходя из смысла и содержания Инструкции, следует, что командующие войсками округов (флотов) получив от командиров воинских частей (учреждений) списки офицеров, должны направить эти списки в адрес главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих родами войск, руководителей центральных органов военного управления для последующего направления в Комиссию Министерства обороны Российской Федерации.
Данный вывод суда, к тому же, полностью соответствует статье 114 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно которой должностное лицо, получившее обращение по вопросам, не относящимся к его компетенции, обязано направить это обращение соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных вопросов.
Аналогичная обязанность возложена и на Комиссию, руководствующуюся в своей деятельности Положением о комиссии объединенного стратегического командования Западного военного округа по реализации приказа Минобороны РФ от 24 февраля 2011 года №, утвержденным приказом командующего войсками Западного военного округа от 27 апреля 2011 года №.
Из названного Положения усматривается, что основной целью данной комиссии является рассмотрение обращений офицеров по вопросам дополнительной выплаты и представления донесений в соответствующую Комиссию Министерства обороны Российской Федерации, а ее полномочия ограничиваются лишь сбором, проверкой достоверности представленных в отношении офицеров округа, представляемых для назначения дополнительной выплаты, и направлением списков таких офицеров в соответствующие органы военного управления.
В суде установлено, что войсковая часть № входит в список соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащим которой, назначается дополнительная выплата в 2011 году, что подтверждается приложением № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 22 апреля 2011 года №.
В соответствии с сообщением командира войсковой части № от 5 декабря 2011 года № и его докладом от 4 ноября 2011 года документы на включение заявителя в приказ Министра обороны РФ от 22 апреля 2011 года № были представлены в управление по работе с личным составом <данные изъяты> и зарегистрированы за входящим № от 28 ноября 2011 года.
Данные обстоятельства представителем заинтересованного лица не оспаривались.
Таким, образом, анализируя вышеприведенный приказ Министра обороны РФ №, суд приходит к выводу, что при поступлении документов о назначении дополнительных выплат Семенову в комиссию Западного военного округа, она должна их направить соответствующему должностному лицу, в данном случае – командующему войсками <данные изъяты>, а тот, в свою очередь, – в Комиссию, уполномоченную представлять эти документы в Комиссию Министерства обороны РФ.
В соответствии со статьей 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на лиц, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Какие-либо основания, по которым документы, представленные из войсковой части № в отношении Семёнова для назначения ему дополнительной выплаты, не были направлены вышестоящему командованию, представителем командующего войсками <данные изъяты> в судебном заседании не приведены, не усматриваются они и из материалов дела.
Напротив, из сообщения заместителя командующего войсками <данные изъяты> по работе с личным составом, который одновременно является председателем комиссии <данные изъяты> по реализации приказа Минобороны РФ от 24 февраля 2011 года <данные изъяты>, следует, что срок окончания представления документов от органов военного управления о назначении дополнительной выплаты определен 30 ноября 2011 года.
При таких обстоятельствах, ссылку представителя заинтересованного лица на невозможность рассмотрения кандидатуры Семенова и представления в отношении него документов для назначения дополнительной выплаты в Комиссию Минобороны РФ в связи с процессуальными и временными нормами следует признать несостоятельной, тем более, что заинтересованные лица имели такую возможность, поскольку документы в отношении заявителя к ним поступили 28 ноября 2011 года, то есть до окончания установленного Комиссией Минобороны РФ срока.
При таких обстоятельствах суд находит, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Ввиду удовлетворения заявления Семенову подлежат возмещению судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 98, 194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
Заявление Семенова Николая Васильевича удовлетворить.
Обязать комиссию <данные изъяты> направить командующему войсками <данные изъяты> документы для решения вопроса о назначении Семенову Н.В. дополнительной выплаты, предусмотренной приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2011 года №.
Обязать командующего войсками <данные изъяты> направить соответствующему должностному лицу документы для решения вопроса о назначении Семенову Н.В. дополнительной выплаты, предусмотренной приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2011 года №.
Взыскать в пользу Семенова Н.В. с управления Западного военного округа за счет довольствующего органа 200 (двести) рублей в счет возмещения понесенных судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Смоленский гарнизонный военный суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу