Дело № 2-1149/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2016 года г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Ю.М.,
при секретаре Денисенко А.В.,
с участием истицы Ш.Т.А.,
третьего лица Ш.Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.У.У. к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс о возложении обязанности произвести выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору, взыскании судебных расходов
У с т а н о в и л:
Ш.У.У. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс о возложении обязанности произвести выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ истцом был заключен кредитный договор № с ОАО «Сбербанк России» по программе «приобретение готового жилья – Молодая семья» на приобретение объекта недвижимости – квартиры, находящейся по адресу: <адрес> на срок <...> месяцев. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Государственного бюджетного учреждения – управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс было решено предоставить ей социальную выплату в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту № от ДД.ММ.ГГГГ. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за ответчиком имеется задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов в размере <...> рублей. До настоящего времени задолженность истице не выплачена, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ №. Обязательства по компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту являются обязательствами государства. Каких-либо законов или подзаконных актов, отменяющих взятые государством обязательства по компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, не выносилось, следовательно, взятые государством обязательства должны исполняться им перед гражданами РФ в полном объеме. Отсутствие должного финансирования не может служить основанием для отказа гражданам в выплате гарантированных государством компенсаций, в том числе и компенсации расходов по уплате процентов ипотечным кредитам. Просит возложить на ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Райчихинску и пгт. Прогресс обязанность осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <...> руб. и взыскать с ответчика в ее пользу расходы, понесенные на уплату государственной пошлины <...> руб.
Представители ГКУ – управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс, Министерства социальной защиты Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Правительства Амурской области, представитель ПАО «Сбербанк России» в судебное заседание не явились по неизвестной причине, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Истец Ш.У.У. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Третье лицо Ш.Г.Ф. выразил согласие с заявленными истцом требованиями.
Из отзыва государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс следует, что механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2012 года № 20. Положение утверждено в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 года № 617, затем (в связи с признанием утратившими силу постановления Правительства Амурской области от 23.09.2011 года № 617) в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 446. В соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2015 год, согласно приложению № 9 к Закону Амурской области от 10.12.2014 года № 458-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», объем бюджетных ассигнований на выплату компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями на территории Амурской области, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, составил <...> тыс.руб. Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, в размере <...> тыс. рублей (2015 год) были выделены в полном объеме министерством социальной защиты населения Амурской области государственным казенным учреждениям Амурской области – управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области. Считают, что в случае удовлетворения судом заявленных требований, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ УСЗН раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору. В соответствии с Законом Амурской области от 14.12.2015 г. № 619-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» в 2016 году на выплаты компенсаций расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями на территории Амурской области, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за средств областного или местных бюджетов предусмотрено <...> тыс. руб., которые в установленном порядке (по очередности подачи заявления) будут распределены между гражданами – получателями указанной меры социальной поддержки. Просят в удовлетворении исковых требований Ш.У.У. отказать в полном объеме.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России» и Ш.У.У., Ш.Г.Ф. был заключен кредитный договор № по условиям которого заемщикам было предоставлен ипотечный кредит в размере <...> руб. на приобретение объекта недвижимости – квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, на срок <...> месяцев.
Решением государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты по г. Райчихинск и пгт. Прогресс № от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден тот факт, что Ш.У.У. является получателем социальной выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты по г. Райчихинск и пгт. Прогресс № от ДД.ММ.ГГГГ сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислена, но не выплачена в сумме <...> руб.
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 -2013 года» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617), затем (в связи с признанием утратившими силу постановления Правительства Амурской области от 23.09.2011 года № 617) в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 446.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 1 января 2014 года.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждено справкой о сумме задолженности, что истец Ш.У.У. соответствует условиям действия государственной программы, введенной с 01 января 2014 года, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 — 2020 годы».
Из материалов дела также следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, заявителю не осуществлялась. При этом истец в установленные законодательством сроки подтверждала свое намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставляя необходимые документы (справки об отсутствии просроченной задолженности и пр.).
Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области. В соответствии с приложением № 9 к Закону Амурской области от 10.12.2014 года № 458-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», объем бюджетных ассигнований на выплату компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями на территории Амурской области, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов составил <...> тыс.руб.
По информации, представленной министерством социальной защиты населения Амурской области, данные финансовые средства освоены в полном объеме, выделение дополнительных финансовых средств в ближайшее время не ожидается.
Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20 (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями на территории Амурской области, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в областном государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов муниципальных образований области.
Согласно пункту 5 Положения компенсации подлежат фактические расходы молодой семьи, уплаченные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом или займом. Размер социальной выплаты за месяц определяется в сумме фактически уплаченных молодой семьей процентов по кредитному договору за месяц.
Исходя из пункта 6 Положения, молодая семья, претендующая на получение социальной выплаты, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по муниципальному району и городскому округу (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН рассматривает заявление молодой семьи и принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты по форме согласно приложениям № 4, № 5 к настоящему Положению.
Согласно пункту 10 Положения Предоставление социальной выплаты молодым семьям производится на основании решения о предоставлении социальной выплаты в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Предоставление социальной выплаты производится ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения области путем их перечисления на банковский счет члена молодой семьи, открытый в кредитной организации, указанный в заявлении.
Расходы на предоставление социальной выплаты, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета получателей осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий финансовый год.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7: статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).
В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституций Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от них причинам не может надлежащий уровень материального благосостояния.
Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.
Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.
Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.
Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-ГК, от 23 апреля 2004 года № 9-11. Определение от 4 декабря 2003 года № 415-0 и др.)
Применения данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким - либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.
Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.
Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год).
При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.
Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решении по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год).
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции, и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права, и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.
Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. №54-Ф3 «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.
Принимая во внимание приведенные принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что истец Б.Н.А. в установленном порядке приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохранял указанный статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты, суд находит, что отсутствие достаточного финансирования, не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права. Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.
Интересы других граждан, которые ранее Ш.У.У. обратились в ГКУ УСЗН с заявлениями о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору и имеют право на предоставление компенсации, не нарушаются настоящим решением.
С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным суд считает необходимым возложить на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс обязанность произвести в пользу истца компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <...> рублей <...> копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере <...> руб. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК Российской Федерации, суд,
Р е ш и л:
Исковое заявление Ш.У.У. удовлетворить.
Возложить на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс обязанность осуществить в пользу Ш.У.У. выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <...> рублей <...> копеек.
Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Райчихинск и пгт. Прогресс в пользу Ш.У.У. судебные расходы, понесенные на уплату государственной пошлины, в размере <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий Ю.М. Кузнецова