постановление
21 декабря 2021 года г. Тула ул. Марата, д. 162а
Судья Пролетарского районного суда г. Тулы Кузнецова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело № 5-2412/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ, в отношении
Шпаковского С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина <данные изъяты>, <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении Шпаковский С.А. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> по адресу: <адрес> осуществил незаконную реализацию водоспиртовой смеси, с содержанием этилового спирта, крепостью 29,7% об., согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушил Указ Президента РФ от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.2 КоАП РФ.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шпаковский С.А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен смс-сообщением по номеру телефона, указанному им в расписке о разъяснении права на извещение посредством смс, о чем имеются сведения в материалах дела.
Ходатайство об отложении рассмотрения дела от Шпаковского С.А. не поступало.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие Шпаковского С.А.
Исследовав письменные материалы, прихожу к следующему выводу.
По смыслу ч. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
Виды продукции, полностью изъятые из оборота или ограниченно оборотоспособные, должны быть прямо указаны в законе или определены в порядке, установленном законом.
Федеральными законами устанавливаются отдельные виды продукции, свободная реализация которых запрещена или ограничена.
Согласно Указу Президента РФ от 22.02.1992 №179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» в перечень таких видов входит спирт этиловый.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» производство и оборот (к которому относится, в том числе розничная продажа) алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями, розничная продажа спиртосодержащей непищевой продукции осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.
В силу ст. 26 данного закона в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе: розничная продажа этилового спирта, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий; оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Статья 14.2 КоАП РФ устанавливает, что незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Шпаковский С.А. осуществил незаконную реализацию водоспиртовой смеси, с содержанием этилового спирта, крепостью 29,7% об., согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ,
В силу положений ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Часть 2 ст. 26.2 КоАП РФ содержит перечень источников доказательств, указывая, в том числе, заключение эксперта.
Положениями ст. 26.4 КоАП РФ установлено, что в случае, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, назначается экспертиза, по итогам которой эксперт дает заключение в письменной форме.
В соответствии с ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ до направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении с учетом объема и содержания прав, предоставленных потерпевшему и лицу, в отношении которого ведется производство по делу (часть 1 статьи 25.1, часть 2 статьи 25.2, часть 4 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), необходимо выяснить у названных участников производства по делу их мнение о кандидатуре эксперта, экспертного учреждения и о вопросах, которые должны быть разрешены экспертом.
В соответствии с п. 18 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Экспертиза по данному делу назначалась и была проведена на основании постановления старшего УУП ФИО4, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ.
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Не является нарушением порядка назначения и проведения экспертизы неисполнение обязанностей, изложенных в ч. 4 ст. 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было надлежащим образом сообщено о времени и месте ознакомления с определением о назначении экспертизы, но оно в назначенный срок не явилось и не уведомило о причинах неявки, либо если названные лицом причины неявки были признаны неуважительными.
Из материалов дела следует, что с постановлением о назначении экспертизы спиртосодержащих жидкостей по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что с данным документом лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шпаковский С.А. до проведения экспертизы ознакомлен не был.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что лицу, привлекаемому к ответственности, должностным лицом полиции, проводившим административное расследование, было надлежащим образом сообщено о времени и месте ознакомления с постановлением о назначении экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, но он в назначенный срок не явился и не уведомил о причинах своей неявки, либо если названные им причины неявки были признаны неуважительными.
Принимая во внимание изложенное, имеющееся по делу заключение эксперта нельзя признать допустимым доказательством утверждаемых в нем обстоятельств.
На основании изложенного, прихожу к выводу, что в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состав правонарушения, предусмотренный ст. 14.2 КоАП РФ, отсутствует.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии в действиях лица состава административного правонарушения.
Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
При установленных обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Шпаковского С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. 29.9 КоАП РФ, судья
постановил:
прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Шпаковского С.А. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренном ст. 14.2 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Тульский областной суд либо через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья