Дело №
Решение
(Заочное)
Именем Российской Федерации
город Шарыпово ДД.ММ.ГГГГ
Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Корнева И.А.,
при секретаре судебного заседания Прохоренко Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства и приостановлении деятельности по договору аренды лесного участка до устранения нарушений,
Установил:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» (далее по тексту ООО «Коммунальщик) о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства и приостановлении деятельности по договору аренды лесного участка до устранения нарушений.
В обоснование своих требований истец указал, что между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и ответчиком ООО «Коммунальщик» (арендатор, лесопользователь) заключен договор аренды лесного участка №/р от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому арендатор принял во временное пользование лесной участок общей площадью 1,0 га., расположенный в Красноярскому крае, Шарыповском районе, на территории государственного лесного фонда Краевого государственного бюджетного учреждения «Ужурское лесничество». В целях мониторинга подготовки лесопользователей к пожарному сезону ДД.ММ.ГГГГ в адрес всех лесничеств края истцом были направлены требования о проведении осмотров пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря на лесных участках, принадлежащих лесопользователям края и предоставлении информации о результатах осмотров до ДД.ММ.ГГГГ. По информации лесничества пункт сосредоточения противопожарного инвентаря ответчиком как лесопользователем не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с нормативами обеспеченности и нормами средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утвержденных Приказом Минприроды России от 28 марта 2014 года № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов».
При таких обстоятельствах, истец просит возложить на ответчика ООО «Коммунальщик» обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства следующим оборудованием и инвентарем: ранцевые лесные опрыскиватели (ранцы противопожарные) – 2 шт.; топоры – 1 шт.; лопаты – 10 шт.; емкость для доставки воды объемом 10-15 литров – 1 шт.; бидоны для питьевой воды – 1 шт.; дежурная спецодежда (защитные каски, защитные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы) – по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; аптечка первой помощи – по 1 на каждые 5 человек, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; индивидуальные перевязочные пакеты - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; а также приостановить деятельность ООО «Коммунальщик» по договору аренды лесного участка №/р от ДД.ММ.ГГГГ, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства до выполнения ответчиком требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дела организаций ведут их представители.
В судебное заседание истец - Министерство лесного хозяйства Красноярского края своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-35) представитель Блинова У.С. в своем ходатайстве просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства, исковые требования поддержала в полном объеме. Истец не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства (л.д. 38, 40).
При таких обстоятельствах, суд в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик ООО «Коммунальщик» в судебное заседание своего представителя не направил, неоднократно извещался судом по месту регистрации юридического лица (месту нахождения юридического лица): <адрес>, <адрес> (л.д. 32, 39); конверты возвращены почтовым отделением в связи с истечением срока хранения, иной информацией о месте нахождения ответчика суд не располагает.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе в реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
В соответствии с п. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении. Данное извещение необходимо в целях реализации предоставленных участникам судебного разбирательства прав и обязанностей, в том числе и права на личное участие при рассмотрении дела.
В силу ч. 1 ст. 115 ГПК РФ судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.
Согласно ч. 2 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
По имеющимся в деле сведениям местом нахождения ответчика ООО «Коммунальщик» является адрес: <адрес>, <адрес> (л.д. 17).
Судебное извещение, направленное ответчику по указанному адресу, возвращено отделением связи.
В соответствии с п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 года № 221) почтовые отправления при невозможности их вручения адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. По истечении срока хранения регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу.
Приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года № 343 введены в действие Особые условия приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное». Пунктами 3.4, 3.6 данного Приказа установлено, что при неявке адресатов за такими почтовыми отправлениями в течение трех рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются вторичные извещения. Неврученные адресатам заказные письма и бандероли разряда «Судебное» возвращаются по обратному адресу по истечении семи дней со дня их поступления на объект почтовой связи.
Из возвратившихся заказных писем, направленных по месту нахождения ответчика, видно, что извещения о необходимости получения заказного письма почтальоном опущено в почтовый ящик неоднократно.
Однако представитель ответчика за получением корреспонденции не явился, препятствий к такому получению судом не усмотрено, в связи, с чем суд расценивает действия ответчика как отказ от получения судебного извещения.
В силу ч. 2 ст. 117 ГПК РФ ответчик ООО «Коммунальщик» считается извещенным о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Учитывая вышеизложенное и то, что ответчик ООО «Коммунальщик», злоупотребив своим правом на защиту от иска, уклонился от получения судебной повестки, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и с учетом мнения истца, определил рассмотреть дело в соответствии со ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Третье лицо – Краевое государственное бюджетное учреждение «Ужурское лесничество» в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, отзыв на заявленные требования не направило (л.д. 37).
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица – Краевого государственного бюджетного учреждения «Ужурское лесничество».
Исследовав представленные материалы дела, суд пришел к следующему:
На основании ч. 1 ст. 46 ГПК РФ органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.ст. 83, 97 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.3 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05 июня 2013 года № 476, Законом Красноярского края от 16 июня 2009 года № 8-3427 «О полномочиях органов государственной власти края в сфере природопользования и охраны окружающей среды», ч. 1, п.п. «а, г, з» ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», постановления Правительства Красноярского края от 26 июля 2016 года № 371-п, указа Губернатора Красноярского края № 139-уг от 13 июля 2016 года, распоряжения Правительства Красноярского края № 700-р от 24 августа 2016 года, Министерство лесного хозяйства Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный пожарный надзор в лесах и обладает правом на обращение в суд с требованиями об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации, охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пункт 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, устанавливает, что мерами пожарной безопасности в лесах, в числе других, является предупреждение лесных пожаров, то есть противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Согласно под. «в» п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны: соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены, в соответствии с ч. 7 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, Приказом Минприроды России от 28 марта 2014 года № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов» (зарегистрирован в Минюсте России 05 августа 2014 года № 33456, начало действия документа 05 октября 2014 года).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и ответчиком ООО «Коммунальщик» (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка №/р, согласно которому арендодатель предоставил арендатору во временное пользование лесной участок площадью 1,0 га., расположенный по адресу: <адрес>, кв. (выд.) № (13, 15), номер учетной записи в государственном лесном реестре № на срок 49 лет, находящийся в государственной собственности, предназначен для осуществления рекреационной деятельности (л.д. 7-8).
Согласно под. «е» п. 13 указанного договора аренды, арендатор обязан: соблюдать требования «Правил пожарной безопасности в лесах», «Правила санитарной безопасности в лесах РФ», в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение. Осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, прокладку противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и др.), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектов освоения лесов.
Кроме того, как следует из акта приема – передачи лесного участка в аренду, являющемуся приложением № в указанному договору аренды лесного участка, сторонами были определены объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке, в том числе обеспечение пожарной безопасности в лесах, а именно: устройство предупредительных аншлагов, назначение на противопожарный период ответственного дежурного по обнаружению и тушению лесных пожаров, организация пункта сосредоточения пожарного инвентаря, ранцевые лесные опрыскиватели, лопаты, топоры, пилы поперечные, аптечка первой помощи и т.д., срок исполнения установлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
Таким образом, судом установлено, что в соответствии с нормами действующего лесного законодательства на ответчике ООО «Коммунальщик» лежит обязанность по соблюдению норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, а также содержанию средств предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
В целях мониторинга подготовки лесопользователей к пожарному сезону 2016 года, 16 ноября 2015 года в адрес руководителей краевых государственных бюджетных учреждений (лесничеств) Красноярского края Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края было направлено уведомление о необходимости проведения осмотров пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря по каждому арендатору лесных участков с целью оценки соответствия комплектации пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, нормам, установленным приказом Минприроды России от 28 марта 2014 года № 161 и предоставлении информации о результатах осмотров до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12).
На основании указанного уведомления и.о. руководителя КГБУ «Ужурское лесничество» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «Коммунальщик» были направлены уведомления о том, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, будет проведен осмотр пункта сосредоточения противопожарного инвентаря с целью оценки соответствия комплектации с нормами, установленными приказом Минприроды России от 28 марта 2014 года № 161 (л.д. 9-10).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края № 1/60-од от 01 апреля 2016 года «Об установлении начала противопожарного сезона в 2016 году на территории государственного лесного фонда Красноярского края» определено начало пожарного сезона с 01 апреля 2016 года (л.д. 13).
Согласно сведениям, представленным лесничим Ужурского сельского лесничества КГБУ «Ужурское лесничество» о результатах осмотра пункта сосредоточения противопожарного инвентаря от ДД.ММ.ГГГГ, пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, расположенный на арендуемом ответчиком ООО «Коммунальщик» лесном участке, не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с нормами, утвержденными приказом Минприроды России от 28 марта 2014 года № 161 (л.д. 14).
Учитывая, что отсутствие у ответчика средств и оборудования, необходимых для тушения лесных пожаров свидетельствует о нарушении правил пожарной безопасности в лесах, влечет неготовность лесопользователя к тушению пожара, в результате возникновения которого может привести не только к уничтожению огнем значительной площади лесного фонда, но и повлечь переход лесных пожаров на населенные пункты, суд приходит к выводу о том, что обязанность укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, в соответствии с требованиями действующего лесного законодательства лежит на ответчике ООО «Коммунальщик» как на лесопользователе лесным участком, находящимся в государственной собственности.
В силу ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что в судебном заседании установлены допущенные ответчиком ООО «Коммунальщик» нарушения действующего лесного законодательства, с учетом того, что отсутствие необходимого противопожарного инвентаря свидетельствует о наличии существенной опасности причинителя вреда, исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края о приостановлении деятельности по договору аренды лесного участка до устранения нарушений, подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных доказательств, которые суд оценивает исходя из относимости, допустимости каждого доказательства, а так же достаточности и взаимной связи в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Как следует из ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края освобождено от уплаты государственной пошлины.
Сведений о том, что ответчик освобожден от уплаты судебных расходов, суду не представлено.
В соответствии с п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
В силу п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия.
Из содержания данных норм следует, что при обращении в суд общей юрисдикции государственная пошлина должна быть уплачена в местный бюджет по месту нахождения соответствующего суда.
При таких обстоятельствах, поскольку судом удовлетворены исковые требования, учитывая, что отсутствуют основания для освобождения ответчика ООО «Коммунальщик» от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования «Шарыповский район Красноярского края», государственная пошлина в размере 6000 рублей, исходя из размера, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые Министерства лесного хозяйства Красноярского края удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря на территории лесного участка, площадью 1,0 га., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, кв. (выд.) № (13,15), номер учетной записи в государственном лесном реестре №, занимаемого по договору аренды лесного участка №/р от ДД.ММ.ГГГГ, следующим инвентарем и оборудованием: ранцевые лесные опрыскиватели (ранцы противопожарные) – 2 шт.; топоры – 1 шт.; лопаты – 10 шт.; емкость для доставки воды объемом 10-15 литров – 1 шт.; бидоны для питьевой воды – 1 шт.; дежурная спецодежда (защитные каски, защитные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы) – по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; аптечка первой помощи – по 1 на каждые 5 человек, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; индивидуальные перевязочные пакеты - по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров.
Приостановить деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» по использованию лесного участка, площадью 1,0 га., расположенного по адресу: <адрес>, кв. (выд.) № (13,15), номер учетной записи в государственном лесном реестре № с видом использования для осуществления рекреационной деятельности, арендованного по договору аренды лесного участка №/р от ДД.ММ.ГГГГ, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства до выполнения требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» государственную пошлину в доход муниципального образования «Шарыповский район Красноярского края» в размере 6000 (Шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано истцом в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик вправе в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения суда подать в Шарыповский районный суд заявление об отмене заочного решения суда, которое должно соответствовать требованиям ст. 238 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: И.А. Корнев