Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-189/2018 (2-7303/2017;) ~ М-7447/2017 от 26.10.2017

Дело № 2-189/9/2018 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2018 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Быковой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску администрации Петрозаводского городского округа к Ланкинену М.А. об освобождении земельного участка,

установил:

Администрация Петрозаводского городского округа (далее – истец, администрация) обратилась в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к Ланкинену М.А. (далее – ответчик), в котором просила обязать ответчика освободить самовольно занятый земельный участок, выходящий за пределы границ земельного участка с кадастровым номером по <адрес>, от самовольно установленных сооружений (ограждение, столбы от ограждения), строительных материалов, автомобилей, автозапчастей, автомобильных покрышек в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда. В случае удовлетворения иска истец просит указать в решение право администрации совершить действия по освобождению земельного участка с возложением на ответчика расходов по исполнению решения суда.

В последующем истец изменил исковые требования и просил обязать ответчика освободить самовольно занятый земельный участок площадью 614 кв.м, относящийся к территории общего пользования, расположенный в кадастровом квартале , прилегающий с севера к земельному участку с кадастровым номером по адресу: <адрес>, от расположенных на земельном участке объектов. Изменение исковых требований было принято отдельным определением.

Для участия в деле в качестве третьих лиц были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее – Управление Росреестра по РК), Министерство имущественных и земельных отношений (далее – Министерство), государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее – Комитет), Ланкинен А.А. и Журих Н.И.

Представитель администрации Даниленко Т.С. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении и в заявлении об изменении иска. Право собственности на земельный участок, который истец просит освободить, не разграничено, администрация выступает в качестве исполнения функции муниципального контроля.

Представитель ответчика Плотникова Е.О. иск не признала, полагает, что администрация не имеет право обращаться с заявленными требованиями в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Сторона ответчика сослалась на практику системы арбитражных судов Российской Федерации по данному вопросу. Министерство или Комитет с такими требованиями не обращались.

Истец, третьи лица и их представителя в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Министерство, Ланкинен А.А. представили в материалы дела свои письменные доводы.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 63, 67 и 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 25), суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие указанных лиц и их представителей.

Заслушав объяснения сторон, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Ланкинену М.А. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1173 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

С земельным участком ответчика граничат земельный участок, принадлежащий Журих Н.И., с кадастровым номером:, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок, принадлежащий ФИО8, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

С северной части земельного участка Ланкинена М.А. расположен земельный участок, относящийся к территории общего пользования в кадастровом квартале (далее – спорный участок). Право собственности на этот участок не разграничено. Все участки входят в границы Петрозаводского городского округа.

На спорном участке на момент его обследования администрацией 16.01.2018 на площади 614 кв.м расположены бетонный фундамент от ограждения, арматурная сетка, каменная плитка, автомобильные покрышки, автозапчасти, автомобильные кузова, металлические контейнеры и иные предметы. По мнению стороны истца, данное имущество должен убрать ответчик, освободив спорный участок.

Ранее ответчику должностными лицами Управления Росреестра по РК выдавались предписания (последнее от 29.01.2018), в которых требовалось привести принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером в его границы. Требования контролирующего органа были связаны и с нарушениями прав Журих Н.И. на пользование земельным участком. Ланкинен М.А. привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные последней проверки Управлением Росреестра по РК противоречат доводам администрации, так как государственным инспектором был установлен факт превышения занимаемой площади на 54 кв.м., а не на 614 кв.м, как просит сторона истца.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.

В пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 – 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);

На основании части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 01.03.2015) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В силу пункта 2 статьи 3.3 названного Федерального закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.

При этом действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки подлежат возврату их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками; приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных нарушениях, или за их счет.

Как было установлено в судебном заседании право собственности на земельный участок, который администрация просит освободить, не разграничена. Исковые требования администрации основаны на функции органа местного самоуправления по осуществлению муниципального контроля за соблюдением земельного законодательства в границах Петрозаводского городского округа.

Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (пункт 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктами 2-3 названной статьи также предусмотрено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Согласно пунктам 5 и 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

В тоже время, положениями пункта 4 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

На территории Республики Карелия с 01.01.2016 действует Закон Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее – Закон от 29.12.2015 № 1980-ЗРК).

Статьями 1-3 названного Закона от 29.12.2015 № 1980-ЗРК установлено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Полномочия, указанные в статье 1 настоящего Закона, перераспределяются на неопределенный срок. При этом предусмотренное настоящим Законом перераспределение полномочий устанавливается на срок не менее пяти лет.

Полномочия, указанные в статье 1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.

В статье 5 Закона от 29.12.2015 № 1980-ЗРК указано на то, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Закона органом местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который расположен в границах этого городского округа, поселения, муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении такого земельного участка, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение.

Как следует из пункта 1 «Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия», утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия: осуществляющим функции по проведению государственной политики в сфере приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия; осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Как указано в пункте 45 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление № 10/22), применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо учитывать, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

При разрешении возникшего спора суд исходит из того, что спорный земельный участок, смежный с участком, принадлежащим истцу, расположен в границах города Петрозаводска, не закреплен за кем-либо на вещном или обязательственном праве, и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Объекты, от которых истец требует освободить земельный участок, не имеют признаков недвижимой вещи, что исключают их квалификацию в качестве самовольных построек по смыслу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в Постановлении № 10/22.

У администрации отсутствуют полномочия на предъявление иска об освобождении земельного участка, поскольку полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г. Петрозаводске, наделено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, которое не передавало администрации соответствующие полномочия. Право на осуществление муниципального контроля не дает права на обращение с иском в суд об освобождении участка, которым истец распоряжаться не могут.

То обстоятельство, что нарушения земельного законодательства начались до введения в действие Закона от 29.12.2015 № 1980-ЗРК, не являются юридически значимым, так как обращение в суд последовало уже в период действия новых правоотношений по распоряжению земельных участков, право собственности на которые не разграничено.

Правоприменительная практика по схожим правоотношениям отражена, в частности, определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2016 № 303-ЭС16-10468 по делу № А51-34950/2014.

При таких обстоятельствах суд признает исковые требования не подтвержденными и не подлежащими удовлетворению, так как иск заявлен лицом, не имеющим прав и полномочий на предъявление таких требований в области земельных правоотношений.

В этой связи суд не рассматривает вопрос о правомерности действий ответчика, его нарушений земельного законодательства, его виновности в занятии не принадлежащего ему земельного участка.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия

решил:

В удовлетворении исковых требований администрации Петрозаводского городского округа отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья П.А. Малыгин

Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2018 года.

2-189/2018 (2-7303/2017;) ~ М-7447/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Петрозаводского городского округа
Ответчики
Ланкинен Матти Андреевич
Другие
Журих Наталья Игоревна
Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок
Ланкинен Андрей Адамович
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Малыгин П.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
26.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2017Передача материалов судье
26.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.11.2017Предварительное судебное заседание
13.12.2017Судебное заседание
11.01.2018Судебное заседание
23.01.2018Судебное заседание
14.02.2018Судебное заседание
06.03.2018Судебное заседание
19.03.2018Судебное заседание
26.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2018Дело оформлено
15.06.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее