Дело № 2-2046/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской федерации
город Соликамск 13 ноября 2013 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шатуленко И.В.,
с участием заместителя Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Т.
представителя ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по Пермскому краю – Т., действующей на основании доверенности,
представителя ГУФСИН России по Пермскому краю – К., действующей на основании доверенности,
при секретаре Мехоношиной Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании <...> гражданское дело по иску Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, предъявленного в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <...>» (далее по тексту – ФКУ ИК№ ГУФСИН России <...>, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по <...> (далее по тексту – ГУФСИН России по Пермскому краю) о принуждении к выполнению законных требований,
у с т а н о в и л :
Березниковский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с указанным выше иском, в обоснование которого указал, что в ходе совместной проверке, проведенной совместно с Управлением Росздравнадзора по <...>, в деятельности администрации ФКУ ИК№ ГУФСИН России по <...> <дата> были выявлены нарушения требований Уголовно-исполнительного закона и Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ ««Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в оснащении отделений Краевой больницы отсутствует необходимое оборудование, а именно:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
По результатам проверки прокурором в адрес <...> ФКУ ИК№ <дата> исх. № было вынесено представление об устранении вышеуказанных нарушений закона. Из ответа на представление начальника ФКУ ИК№ от <дата> исх. № следует, что отсутствие указанного медицинского оборудования связано с тем, что учреждение обеспечивается за счет централизованных поставок через отдел медицинского снабжения медицинского отдела ГУФСИН России по <...>. Администрацией ФКУ ИК№ <дата> исх. № в адрес ГУФСИН России по <...> была направлена дополнительная заявка, в которой указано, что учреждению необходимо приобрести недостающее медицинское оборудование. Согласно сведениям, представленным <...> учреждения, в настоящее время ГУФСИН России по <...> указанная заявка не исполнена.
Неисполнение администрацией ФКУ ИК№ и ГУФСИН России по <...> требований ст. 101 УИК РФ и ст.ст. 10 и 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части отсутствия необходимого оборудования, предусмотренного утвержденными порядками оказания медицинской помощи, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, чем нарушаются права и законные интересы осужденных на защиту жизни и здоровья.
Просит признать незаконным осуществление медицинской деятельности администрацией ФКУ ИК№ ГУФСИН России по <...> в связи с отсутствием необходимого медицинского оборудования и обязать ФКУ ИК№ и ГУФСИН России по <...> в шестимесячный срок организовать оснащение учреждения необходимым медицинским оборудованием.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования: просит обязать ФКУ ИК№ и ГУФСИН России по <...> в двенадцатимесячный срок организовать оснащение учреждения необходимым медицинским оборудованием, а именно: <данные изъяты>
<данные изъяты>
В судебном заседании заместитель Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Т. на удовлетворении исковых требований с учетом уточнений настаивает. От исковых требований в части признания незаконным осуществления медицинской деятельности администрацией ФКУ ИК№ ГУФСИН России по <...> в связи с отсутствием необходимого медицинского оборудования отказался.
Определением суда от 13 ноября 2013 года производство по делу в данной части прекращено.
Представитель ФКУ ИК№ ГУФСИН России по Пермскому краю –Т. исковые требования не признала. Пояснила, что ФКУ ИК№ является получателем бюджетных средств. Распорядителем средств федерального бюджета является ГУФСИН России по Пермскому краю. Отсутствие необходимого медицинского оборудования вызвано недостаточным финансированием со стороны Министерства Финансов РФ. Объем и характер выявленных в ходе проверки нарушений не оспаривает.
Представитель ГУФСИН России по Пермскому краю – К. исковые требования не признала по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 49-51). Объем и характер выявленных в ходе проверки нарушений не оспаривает.
Министерство финансов Российской Федерации о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявило, возражений не представило.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства финансов Российской Федерации в порядке ч.4 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.
Согласно ст. 18 и ст. 46 Конституции Российской Федерации права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии со ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и ст.ст. 10 и 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 –ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Согласно ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения исполняющие уголовные наказания обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В соответствии с частью 1 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Согласно п.118 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 г. № 205, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, организуется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения совместно с заинтересованными органами исполнительной власти.В судебном заседании установлено, что <дата> в ходе совместной проверки, проведенной Березниковской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и Управлением Росздравнадзора по <...>, в деятельности администрации ФКУ ИК№ ГУФСИН России по <...> были выявлены нарушения требований Уголовно-исполнительного закона и Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ ««Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а именно: в оснащении отделений Краевой больницы отсутствует следующее медицинское оборудование:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Отсутствие в краевой больнице ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по <...> вышеперечисленного оборудования и необходимость его приобретения подтверждается справкой от <дата> г., составленной главным специалистом-экспертом и государственным инспектором отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения Управления Росздравнадзора по <...> (л.д. 7-10), и ответчиками в судебном заседании не оспаривается.
По результатам проведенной проверки прокурором в адрес начальника ФКУ ИК№ <дата> исх. № было вынесено представление об устранении вышеуказанных нарушений закона. Из ответа на представление начальника ФКУ ИК№ от <дата> исх. № следует, что отсутствие указанного медицинского оборудования связано с тем, что учреждение обеспечивается за счет централизованных поставок через отдел медицинского снабжения медицинского отдела ГУФСИН России по <...>. Администрацией ФКУ ИК№ <дата> исх. № в адрес ГУФСИН России по <...> была направлена дополнительная заявка, в которой указано, что учреждению необходимо приобрести недостающее медицинское оборудование. Согласно сведениям, представленным начальником учреждения, до настоящего времени ГУФСИН России по <...> указанная заявка не исполнена.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава ФКУ ИК№ ГУФСИН России по <...> предметом и целями деятельности учреждения являются организация оказания медицинской помощи осужденным в Учреждении и оказание стационарной медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым ми осужденным, содержащимся в учреждениях ГУФСИН России по <...>.
Согласно пункту 2.5.2 Устава ФКУ ИК№ ГУФСИН России по <...> осуществляет медико-санитарное обеспечение осужденных, реализуя исполнение санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану их здоровья, а также оказание медицинской помощи в объемах, предусмотренных государственными гарантиями бесплатной медицинской помощи, по видам медицинской деятельности в соответствии с полученной лицензией; амбулаторно-поликлиническую и стационарную медицинскую помощь по различным направлениям деятельности, в том числе психиатрическое и наркологическое обследование, лечение и медицинскую реабилитацию.
Согласно п.3.9 Устава в структуру Учреждения входит краевая больница.
В соответствии с п.1,3,4 Положения о краевой больнице ФКУ ИК № ГУФСИН России по <...> краевая больница является структурным подразделением ФКУ ИК№ ГУФСИН России по <...>. Её основными задачами являются оказание доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, консультативной квалифицированной и специализированной помощи по номенклатуре видов деятельности согласно лицензии ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; обеспечение лекарственными средствами для оказания медицинской помощи и медицинским имуществом.
Краевая больница оказывает медицинскую помощь в пределах и объемах медико-экономических стандартов Пермского края согласно разрешенных лицензионных услуг (п. 10 Положения).
Согласно лицензии № от <дата> на осуществление медицинской деятельности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, ФКУ ИК№ ГУФСИН России по <...> в номенклатуре работ и услуг указаны работы (услуги), выполняемые при осуществлении специализированной медицинской помощи по пульмонологии; работы (услуги), выполняемые при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: гастроэнтерологии, офтальмологии, хирургии; при осуществлении специализированной медицинской помощи по гастроэнтерологии, офтальмологии, пульмунологии; работы (услуги), выполняемые при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: при осуществлении специализированной медицинской помощи по хирургии (л.д. 28-32).
В соответствии с п. 6 Положения о Главном управлении федеральной службы исполнения наказаний финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Главного управления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Согласно п.11 Положения ГУФСИН России по <...> является распорядителем средств федерального бюджета подведомственных учреждений (бюджетополучателей). Начальнику ГУФСИН России по <...> предоставляются полномочия по распределению лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении.
ФКУ ИК№ ГУФСИН России по <...> является участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств (п. 1.7).
Согласно п. 4.3 Устава ФКУ ИК№ ГУФСИН России по <...> в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств.
На момент рассмотрения настоящего иска вышеперечисленное медицинское оборудование в краевой больнице ФКУ ИК№ ГУФСИН России по <...> отсутствует.
Неисполнение администрацией ФКУ ИК№ и ГУФСИН России по <...> вышеуказанных требований закона, выразившееся в не обеспечении краевой больницы учреждения необходимым медицинским оборудованием, предусмотренными утвержденными порядками оказания медицинской помощи, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, чем нарушаются права и законные интересы осужденных на защиту их жизни и здоровья.
Доводы ответчиков об отсутствии денежных средств, необходимых для приобретения медицинского оборудования по причине надлежащего финансирования со стороны Министерства Финансов России, являются несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не освобождает ФКУ ИК№ ГУФСИН России по <...> и ГУФСИН России по <...> от возложенных на них законом обязанностей по оснащению учреждения необходимым медицинским оборудованием.
В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
С учетом вышеизложенного, исковые требования Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о возложении на ФКУ ИК№ ГУФСИН России по <...>, ГУФСИН России по <...> обязанности организовать оснащение ФКУ ИК№ ГУФСИН России по <...> необходимым медицинским оборудованием являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные в решении суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом объема и характера нарушений, подлежащих устранению, суд считает необходимым установить ответчикам срок для исполнения возложенной на них обязанности – 12 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу как наиболее разумный и достаточный для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, предъявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <...>», Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по <...> в течение двенадцати месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу в рамках предоставленных им полномочий организовать оснащение федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по <...>» необходимым медицинским оборудованием, а именно:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с 18 ноября 2013 года.
Судья И.В. Шатуленко