ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 января 2022 года г.Владивосток
Судья Советского районного суда г.Владивостока Осипенко О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.1.1 КРФоАП, в отношении юридического лица ООО «<данные изъяты>» (ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты> (в лице обособленного подразделения ООО «<данные изъяты>» ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты>), место нахождения: <адрес>, г.Владивосток, ул.<адрес>, <адрес>, <адрес>, ОГРН <данные изъяты>, дата постановки на учет <дата>, дата снятия учета – <дата>),
УСТАНОВИЛ:
Настоящее дело поступило в Советский районный суд г.Владивостока, при этом согласно протоколу главного государственного налогового инспектора межрайонной ИФНС России <номер> по Приморскому краю ВОЮ <номер> от <дата> об административном правонарушении в отношении ООО «<данные изъяты>» (в лице обособленного подразделения ООО «<данные изъяты>»), при проведении <дата> сотрудниками Межрайонной ИФНС России <номер> по Приморскому краю на основании Поручения <номер> от <дата> осмотра нежилого здания в рамках проверки требований Федерального закона <номер> от <дата> «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ООО «<данные изъяты>», ИНН <данные изъяты>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <адрес> по адресу: <адрес>, Приморский край, г.Владивосток, ул.<адрес>, <адрес>, по которому на <адрес> в помещении <номер> осуществляет свою деятельность по организации и проведению азартных игр обособленное подразделение ООО «<данные изъяты>» ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты>, выявлено, что на данном земельном участке находятся киоск (точка общественного питания) и павильон, в котором ведется торговля непродовольственными товарами иностранными гражданами. ООО «<данные изъяты>» в период с <дата> по <дата> осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр в пункте приема ставок букмекерской конторы по адресу: г.Владивосток, ул.Русская, <адрес> <адрес> этаж, пом. <номер>, включенному в Лицензию <номер> от <дата>, на осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, что подтверждается выгрузкой в программном комплексе налоговых органов АСК ККТ фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники ООО «<данные изъяты>» модели «АТОЛ Fprint-22ПТК», заводской <номер>, адрес установки: г.Владивосток, ул.<адрес>, <адрес>, <адрес> этаж, пом. <номер>. Согласно данным фискальных документов ООО «<данные изъяты>» <дата> выдано 5 чеков, выручка (расход) составила (-363) руб. Таким образом, должностное лицо, составившее вышеназванный протокол об административном правонарушении полагает, что ООО «<данные изъяты>» <дата> фактически осуществляло лицензируемый вид деятельности по организации и проведению азартных игр в пункте приема ставок букмекерской конторы по адресу: г.Владивосток, ул.Русская, <адрес>, 2 этаж, пом. <номер>, при этом одновременно с ООО «<данные изъяты>» на земельном участке с кадастровым номером <адрес> располагались временные постройки: киоск (точка общественного питания) и павильон, в котором велась торговля непродовольственными товарами. Согласно сведениям ЕГРН ЧКЕ, ИНН <данные изъяты>, является единоличным арендатором земельного участка с кадастровым номером <адрес> с <дата>. В целях сбора доказательственной базы для возбуждения дела об административном правонарушении (о проведении административного расследования) МИФНС России <номер> по Приморскому краю <дата> проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером <адрес> (протокол осмотра <номер> от <дата>), в результате которого установлено, что на данном торговом участке располагается торговый центр «<данные изъяты>» и временные постройки (киоск общественного питания и павильон, в котором ведется торговля непродовольственными товарами). Граница земельного участка не проходит по границам здания. В связи с этим МИФНС России <номер> по Приморскому краю сделало вывод, что временные постройки размещены на территории земельного участка с кадастровым <номер>. Для установления принадлежности указанных временных построек <дата> проведен допрос ГДВ, ИНН <данные изъяты>, действующего от имени ЧКЕ на основании нотариальной доверенности <данные изъяты> от <дата>, которая зарегистрирована в реестре <номер> (протокол допроса свидетеля <номер> от <дата>). На допросе ГДВ пояснил, что временные постройки (киоск общественного питания и вещевой киоск), расположенные на земельном участке с кадастровым номером <адрес> по адресу: г. Владивосток, ул. <адрес>, сдаются ЧКЕ в аренду. В связи с чем, МИФНС России <номер> по Приморскому краю был направлен ЧКЕ запрос <номер> от <дата> о представлении договоров аренды на нежилые помещение (временные постройки), расположенные по адресу: г.Владивосток, ул.<адрес>, на вышеуказанном земельном участке. ГДВ, действующим от имени ЧКЕ, представлены следующие договоры аренды: - №У <номер> от <дата> с ИП ГДВ, ИНН <данные изъяты>; - №<номер> от <дата> с ИП ПРБ, ИНН <данные изъяты>; - №<номер> от <дата> с ИП ДММ ИНН <данные изъяты>. В рамках проведенного повторного допроса ГДВ подтвердил факт осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по июнь 2020 года в киоске общественного питания, расположенном на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> (протокол допроса свидетеля <номер> от <дата>). Осуществление деятельности в киоске общественного питания с апреля 2021 года подтверждено ИП ДММ в рамках проведенного допроса (протокол допроса свидетеля <номер> от <дата>). В павильоне, расположенном справа при входе в ТЦ «<данные изъяты>» и примыкающем к зданию данного Торгового центра в период с 2018 года до <дата>, и с <дата> по настоящее время предпринимательскую деятельность без заключения договора аренды осуществлял ИП НТТЛ, ИНН <данные изъяты>, что подтверждено договором аренды №<номер> от <дата>, а также пояснениями индивидуального предпринимателя ИП НТТЛ, ИНН <данные изъяты>, от <дата>, данные на запрос МИФНС России <номер> по Приморскому краю <номер> от <дата>. По изложенному, должностное лицо, составившее вышеназванный протокол об административном правонарушении полагает, что ООО «<данные изъяты>» усматривает в действиях ООО «<данные изъяты>» состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1.1 КРФоАП.
В судебном заседании представители МИФНС России <номер> по Приморскому краю ГЕГ и КЕВ настаивали на выводах, изложенных в протоколе <номер> от <дата> об административном правонарушении в отношении ООО «<данные изъяты>».
Представитель ООО «<данные изъяты>» МКВ в судебном заседании возражал против привлечения Общества к административной ответственности, отмечая об отсутствии состава административного правонарушения, а также пояснял, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены нарушения.
Выслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся материалы, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ №506 от 30.09.2004, Федеральная налоговая служба осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности:
- 5.1. осуществляет контроль и надзор за:
= 5.1.1. соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
= 5.1.6 соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения (в соответствии с положениями Федерального закона №54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ»);
= 5.1.7 полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
= 5.1.10. исполнением организаторами азартных игр и операторами лотерей Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля;
- 5.3. осуществляет:
= 5.3.8. федеральный государственный надзор в области организации и проведения азартных игр (на основании Постановление Правительства РФ №1011 от 25.06.2021 «О федеральном государственном контроле (надзоре) за организацией и проведением азартных игр»).
Согласно п.п.5, 7-8 Указанного положения, к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Далее – ФЗ №294-ФЗ от 26.12.2008) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ст.15.1 Федерального закона №244-ФЗ от 29.12.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».
Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со ст.ст.9-13, 14 ФЗ №294-ФЗ от 26.12.2008 г.
Согласно ст.7 Закона РФ №943-1 от 21.03.1991 «О налоговых органах РФ» налоговым органам, в числе прочего, предоставляется право:
- осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
- обследовать с соблюдением соответствующего законодательства РФ при осуществлении своих полномочий производственные, складские, торговые и иные помещения организаций и граждан.
Согласно п.12 «Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах», утвержденного Постановлением Правительства РФ №1625 от 08.10.2020 «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах», лицензионный контроль осуществляется лицензирующим органом с применением риск-ориентированного подхода в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом №99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В п.п.13-17 указанного Положения определяется порядок проведения лицензионного контроля букмекерских контор.
Согласно ст.26.2 КРФоАП, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В указанном ключе протокол <номер> от <дата> об административном правонарушении следует считать составленным незаконно, поскольку у его основу положен недопустимые доказательства:
- протокол осмотра ООО «<данные изъяты>» от <дата>, при отсутствии решения о проверке самого ООО «<данные изъяты>», дело об административном правонарушении в отношении которого было возбуждено лишь <дата>,
- и иные документы, в частности, поручение <номер> от <дата> о проведении проверки ООО «<данные изъяты>», но не ООО «<данные изъяты>»,
- протокол <номер> от <дата> осмотра территории по адресу: г.Владивосток, ул.<адрес>, с кадастровым номером <адрес>, поскольку таковой проведен без привлечения специалиста, который мог бы дать разъяснения о границах территории с указанным кадастровым номером,
- определение <номер> от <дата> о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «<данные изъяты>», при ссылке на основание такого возбуждения – наличие фотографий, которые на самом дела в материалах дела отсутствуют.
Частью 4 ст.14.1.1 КРФоАП предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, однако, для установления Лицензионных нарушений, необходимо проведение лицензионной проверки порядок проведения которой закреплен как в ст.15.1 Федерального закона №244-ФЗ от 29.12.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», так и в Положении «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах», утвержденного Постановлением Правительства РФ №1625 от 08.10.2020, в то время как законных проверочных мероприятий в отношении ООО «<данные изъяты>» не проводилось.
Государственный надзор в области организации и проведения азартных игр осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов РФ, указанными в ч.2 ст.9 Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006, согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области организации и проведения азартных игр, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения ст.ст.9, 13, 15-18 ФЗ №294-ФЗ от 26.12.2008, с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ч.ч.3-6 ст.15.1 Федерального закона №244-ФЗ. от 29.12.2006 г.
Как усматривается из материалов дела, <дата> должностными лицам ФНС, в отсутствие на то законных, предусмотренных ч.1 ст.92 НК РФ, оснований проведения каких-либо проверок, в отсутствие мотивированного распоряжения или постановления подписанного руководителем (заместителем) налогового органа, в отсутствии понятных, в отсутствии представителя Собственника (пользователя) земельного участка и без применения технических средств фото-фиксации, без специалистов и кадастровых инженеров со спец.приборами для определения границ земельного участка, проведен осмотр земельного участка (кадастровый номер) <адрес>, расположенного как указано в протоколе <номер> от <дата>, по адресу: г.Владивосток, ул.<адрес>, и это при том, что ООО «<данные изъяты>» не арендовало земельный участок с кадастровым номером <адрес>
Кроме того, каких-либо плановых, внеплановых, согласованных проверок в отношении ООО «<данные изъяты>» осуществляющего лицензированную деятельность не проводилось. А значит, законных оснований ни для вынесения определения <номер> от <дата> о возбуждении дела об административном правонарушении, ни для составления протокола <номер> от <дата> об административном правонарушении, не имелось.
Также, должностные лица налоговых органов не обладают правом на проведение Оперативно-розыскных мероприятий, в объемах и размере правоохранительных органов, т.е. не могут по своему усмотрению проводить какие-либо проверки в отношении организаций, без наличия вынесенного в установленной форме поручения, либо распоряжения на проведения того или иного вида проверки, а равно не могут выходить за рамки предоставленных при проведении проверки полномочий.
Согласно положениям ч.3 ст.28.1 КРФоАП, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.ч.1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении согласно ч.1 ст.28.1 КРФоАП, являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Таким образом по настоящему делу, законные поводы к возбуждению дела, перечисленные в ст.28.1 КРФоАП, отсутствовали, а значит, правовые оснований для возбуждения административного дела, проведения проверки в отношении ООО «<данные изъяты>» и составления протокола <номер> от <дата> об административном правонарушении, отсутствовали.
Наличие признаков виновного деяния должно быть доказано уполномоченным государственным органом или их должностным лицом. При этом, необходимо не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. Между тем, данные требования при производстве по делу исполнены не были. Документы основания подтверждающие законность получения доказательств в материалах отсутствуют.
Так, как было указано выше, доказательствами по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст.26.2 КРФоАП, являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ст.26.6 КРФоАП, под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.
Согласно ст.27.10 КРФоАП, изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в ст.ст.27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в ст.28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
В нарушение ст.27.10 КРФоАП, соответствующий процессуальный документ об обнаружении и изъятии документов, заявленных налоговым органом как доказательства совершения административного правонарушения, сведений о ведении деятельности ООО «<данные изъяты>» во вменяемый обществу период, в материалах дела не содержится, как и правовых документов подтверждающих законность получения перечисленных доказательств. Каким образом указанные документы появились в материалах дела, из исследуемых документов не установлено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст.26.11 КФРоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, в соответствии с ч.3 ст.26.2 КРФоАП, согласно которой не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что приобщенные к делу документы являются недопустимыми доказательствами, поскольку получены с нарушением закона.
Налоговым органом трижды проводились налоговые проверки в Отношении ООО «<данные изъяты>» по указанному адресу, объект с разрешения налогового органа осуществлял деятельность на протяжении 3-х лет, при этом каких-либо нарушений в период ведения деятельности налоговыми органами не устанавливалось, и деятельность Общества по данному адресу была разрешена ФНС России, о чем представлены:
- распоряжение ИФНС России по <адрес> о проведении проверки <номер> от <дата> о проведении внеплановой выездной налоговой проверки;
- акт проверки <номер> от <дата> МИФНС России <номер>, причем согласно выводам указанного акта – «…Игорное заведение ООО «<данные изъяты>» находится на земельном участке, на котором не расположены объекты указанные в ч.2 ст.15 Федерального закона №244-ФЗ),
- распоряжение ИФНС России по г.Брянску о проведении проверки <номер> от <дата> о проведении внеплановой выездной налоговой проверки;
- Акт проверки <номер> от <дата> МИФНС России <номер>, причем согласно выводам указанного акта – «…Игорное заведение ООО «<данные изъяты>» находится на земельном участке, на котором не расположены объекты указанные в ч.2 ст.15 Федерального закона <номер>),
- распоряжение ИФНС России по <адрес> о проведении проверки <номер> от <дата> о проведении внеплановой выездной налоговой проверки;
- Акт проверки <номер> от <дата> МИФНС России <номер>, причем согласно выводам указанного акта – «…Игорное заведение ООО «<данные изъяты>» находится на земельном участке, на котором не расположены объекты указанные в ч.2 ст.15 Федерального закона <номер>)
Кроме того, в материалы дела не представлен протокол допроса ГДВ от <дата>, ссылка на который дана в протоколе допроса свидетеля <номер> от <дата> (<данные изъяты>), и который последним из названных протоколов разъясняется.
Пояснения ИП НТТЛ, даны без разъяснения прав, давать пояснения на родном ей языке, представляют собой опросный лист, заполненный без участия переводчика, что является недопустимым.
Протокол допроса ИП ДММ не является относимым к делу, так как она осуществляла предпринимательскую деятельность с апреля 2021 года, а ООО «<данные изъяты>» инкриминируется осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в период с <дата> по <дата>, после чего они прекратили свою деятельность на объекте по адресу: г.Владивосток, ул.<адрес>
Более того, объекте ООО «<данные изъяты>» по адресу: г.Владивосток, ул.<адрес>, вообще не включен в Лицензию <номер> (<данные изъяты>), оформленную за №<номер> от <дата>, а не как указано в протоколе <номер> от <дата> - «01.10.2010», что также говорит о незаконности данного протокола.
Иных допустимых доказательств в подтверждение вины юридического лица представленные материалы не содержат.
Согласно ст.2.1 КРФоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст.1.5 КРФоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В совокупности описанных выше обстоятельств, суд полагает, что действиях ООО «<данные изъяты>» отсутствует состава инкриминируемого административного правонарушения, что в силу п.2 ч.1 ст.24.5 КРФоАП влечет прекращение производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КРФоАП, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.1.1 КРФоАП, в отношении юридического лица ООО «<данные изъяты>», – ПРЕКРАТИТЬ на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КРФоАП за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г.Владивостока в течение 10 дней.
Судья О.К. Осипенко