Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2018 года г<данные изъяты>
<данные изъяты>
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Савиной О.В.,
с участием старшего помощника Белебеевского межрайонного прокурора РБ Новиковой ФИО6.,
при секретаре судебного заседания Ивановой ФИО7.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белебеевского межрайонного прокурора в интересах Борисова ФИО8 к МАОУ ООШ с. <данные изъяты> муниципального района <адрес> РБ о взыскании невыплаченной заработной платы,
установил:
Белебеевский межрайонный прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с иском в интересах Борисова ФИО9. к МАОУ ООШ <данные изъяты> муниципального района <адрес> РБ о взыскании невыплаченной заработной платы, в котором просит суд взыскать с МАОУ ООШ с<данные изъяты> муниципального района <адрес> РБ в пользу работника организации Борисова ФИО10. невыплаченную заработную плату в размере 6886,38 рублей.
В обоснование требований указал, что Белебеевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения трудового законодательства за 2017 год в МАОУ ООШ с. <данные изъяты> муниципального района <адрес> РБ.
Проверкой установлено, что Борисов ФИО11. работал в МАОУ ООШ с<данные изъяты> муниципального района <адрес> РБ в качестве технического персонала. Согласно представленным МКУ Управление образования муниципального района <адрес> РБ расчетным листкам по начислению заработной платы с января по май 2017 года, следует, что заработная плата Борисова ФИО12. составляла 61780,93 рублей (справка прилагается), то есть уральский коэффициент не начислялся свыше минимального размера оплаты труда. Из справки МКУ Управление образования следует, что за указанный период сумма заработной платы с учетом районного коэффициента свыше МРОТ составляет 69787,37 рублей. Таким образом, в пользу Борисова ФИО13. подлежит взысканию не начисленная и невыплаченная заработная плата в сумме 6886,38 рублей (69787,37 – 61780,93 рублей - проф.взносы и НДФЛ).
Истец Борисов ФИО14. своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, в материалах дела имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика МАОУ ООШ <данные изъяты> муниципального района <адрес> РБ своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. В адрес суда от директора Никитиной ФИО15 поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия. Просят оставить требования истца без удовлетворения, с предъявляемыми исковыми требованиями не согласны.
Представитель третьего лица МКУ Управление образования Администрации муниципального района <адрес> РБ своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, в адрес суда поступило ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя. С исковыми требованиями, указанными в исковом заявлении, согласны в полном объеме.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, мнения прокурора, суд определил рассмотреть дело при указанной явке.
В судебном заседании старший помощник Белебеевского межрайонного прокурора РБ Новикова ФИО16. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила их удовлетворить.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации минимальный размер оплаты труда установлен в размере 7500 рублей.
В соответствии со ст. 148 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Совместным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ № «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в <адрес>, в размере 1,15.
Статьей 2 ТК РФ определены основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, к которым исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ относятся, в том числе, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда и обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 данного Кодекса предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу статьи 133.1 данного Кодекса в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть первая) для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (часть вторая); размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем (часть третья) и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть четвертая); месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 данного Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой статьи 133.1 данного Кодекса, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (часть одиннадцатая).
В силу требований ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
Таким образом, по смыслу приведенных положений закона доплата к зарплате в виде районного коэффициента не связана с объемом и (или) качеством выполняемой работы, а зависит только от природных условий местности, где выполняется работа, а именно за работу и проживание с неблагоприятными климатическими условиями. В противном случае умаляется цель, для достижения которой установлены доплаты к зарплате в виде районного коэффициента за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с указанными выше требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N11-11, Определение КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О).
Из анализа приведенного выше законодательства следует, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшего в этот период норму времени, ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функции, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях.
А потому соблюдение требований ст.ст. 146. 148 ТК РФ Российской Федерации для работников, работающих в особых климатических условиях возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в нее.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П.
Белебеевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения трудового законодательства в МАОУ ООШ <данные изъяты> муниципального района <адрес> РБ и установлено, что работодателем при формировании системы оплаты труда заработная плата техническому персоналу установлена в размере 7 500 рублей, то есть в размере минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента.
Борисов ФИО17. работал в МАОУ ООШ <данные изъяты> в качестве технического персонала. Согласно представленным МКУ Управление образования муниципального района <адрес> РБ расчетным листкам по начислению заработной платы с января по май 2017 года, следует, что заработная плата Борисова ФИО18 составляла 61780,93 рублей, то есть уральский коэффициент не начислялся свыше минимального размера оплаты труда.
Из справки МКУ Управление образования следует, что за указанный период сумма заработной платы с учетом районного коэффициента свыше МРОТ составляет 69787,37 рублей.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Белебеевского межрайонного прокурора РБ подлежат удовлетворению, с ответчика подлежит взысканию не начисленная и невыплаченная заработная плата в размере 6886,38 рублей (69787,37 – 61780,93 рублей - проф.взносы и НДФЛ).
Представленный прокурором расчет суммы невыплаченной заработной платы верный, является арифметически точным, ответчиком не опровергнут.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Белебеевского межрайонного прокурора в интересах Борисова ФИО19 к МАОУ ООШ <данные изъяты> муниципального района <адрес> РБ о взыскании невыплаченной заработной платы, удовлетворить.
Взыскать с МАОУ ООШ <данные изъяты> муниципального района <адрес> РБ в пользу Борисова ФИО20, проживающего по адресу: РБ, <адрес> невыплаченную заработную плату в размере 6886 (шесть тысяч восемьсот восемьдесят шесть) рублей 38 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В.Савина