Дело №2-53/2022
УИД: 52RS0048-01-2021-001249-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сергач 14 января 2022г.
Сергачский районный суд Нижегородской области в составе
Председательствующего судьи Гусева С.А.,
С участием представителя Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры пом. прокурора Рябовой А.А.,
Представителя Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Пупыгина В.К.,
При секретаре судебного заседания Макаровой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к ООО «Водоканал-Строй-Сервис» о возмещении ущерба, причиненного водному объекту,
установил:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском к ООО «Водоканал-Строй-Сервис» о возмещении ущерба, причиненного водному объекту.
В обосновании иска указано, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании поступившего обращения проведена проверка исполнения законодательства об охране вод на территории г. Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области.
В ходе проверки установлено, что деятельность по водоотведению в г. Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области осуществляет ООО «Водоканал-Строй-Сервис».
В соответствии с п. 2.5 Устава, утвержденного собранием учредителей ООО «Водоканал-Строй-Сервис» от 18.12.2009, вышеуказанный хозяйствующий субъект осуществляет удаление и обработку сточных вод.
В целях осуществления деятельности по удалению и обработке сточных вод Комитетом по управлению муниципальным имуществом и жилищно- коммунальным хозяйством администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, ООО «Водоканал-Строй-Сервис», на основании договора аренды, переданы объекты водоотведения, включающие в себя, в том числе, канализационную насосную станцию, расположенную по адресу: *****.
.
Согласно информации Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 12.02.2021 № Исх-319-60187/21, специалистами органа государственного контроля (надзора) в ходе рассмотрения устных обращений жителей города Сергача, зафиксирован факт аварийного сброса неочищенных сточных вод с канализационной насосной станции, расположенной по адресу: ***
В соответствии с письмом генерального директора ООО «Водоканал-Строй- Сервис» Токарева А.Ю. от 24.09.2021, на канализационной насосной станции № 3, расположенной по адресу: *** произошел прорыв внутреннего центрального коллектора, а также остановка насосов, что привело к выходу из строя указанной канализационной насосной станции и сбросу неочищенных сточных вод в реку Сергачка.
По информации Минэкологии Нижегородской области от 18.02.2021 № Исх-319-72960/21, органом государственного контроля (надзора), с привлечением аккредитованной лаборатории ООО «Зиверт-Н», в целях мониторинга состояния водного объекта, трижды отбирались пробы природной воды, по результатам химического анализа которой установлено ухудшение качества природной воды.
Кратность превышения фактической концентрации вредных (загрязняющих) веществ в природной воде, по следующим веществам составила: БПК5 (допустимая либо фоновая концентрация - 3,03, фактическая усредненная концентрация - 152,17), ХПК (допустимая либо фоновая концентрация - 26,5, фактическая усредненная концентрация - 441,2), нефтепродукты (допустимая либо фоновая концентрация - 0,083, фактическая усредненная концентрация - 1,62), сухой остаток (допустимая либо фоновая концентрация - 757, фактическая усредненная концентрация - 1051,3), фосфат-ион (допустимая либо фоновая концентрация - 0,15, фактическая усредненная концентрация - 9,7), взвешенные вещества (допустимая либо фоновая концентрация - 9,42, фактическая усредненная концентрация - 189,42), аммоний-ион (допустимая либо фоновая концентрация - 0,4, фактическая усредненная концентрация - 21,5).
Таким образом, согласно заключению Минэкологии Нижегородской области от 18.02.2021, результаты протоколов химического анализа воды доказывают, что произошло загрязнения водного объекта - р. Сергачка. Сотрудниками Минэкологии Нижегородской области произведен расчет размера вреда, причиненного водному объекту при сбросе вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, который составил 5 599 608 руб.
По факту загрязнения р. Сергачка, органом государственного контроля (надзора) юридическое лицо ООО «Водоканал-Строй-Сервис» 06.10.2020 и 21.12.2020 привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ, природоохранной прокуратурой 08.04.2021 в МО МВД России «Сергачский» направлялись материалы для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 1 ст. 250 УК РФ.
Согласно ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено.
Таким образом, ущерб, причиненный водному объекту р. Сергачка в г. Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области, подлежит зачислению в бюджет Сергачского муниципального района Нижегородской области по нормативу 100 процентов.
В судебном заседании помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Рябова А.А., поддержала исковые требования, просит суд взыскать с ООО «Водоканал-Строй-Сервис» в пользу бюджета Сергачского муниципального района Нижегородской области сумму ущерба, причиненного водному объекту в размере 5 599 608 руб.
Представитель ответчика- ООО «Водоканал-Строй-Сервис» в судебное заседание не явился. Имеется ходатайство о рассмотрении дела без их участия (л.д.88).
Представителя третьего лица- Межрайонного управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республики Мордовии в судебное заседание не явился. Имеется ходатайство о рассмотрении дела без их участия (л.д.68).
Представитель третьего лица- администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился. Имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.63).
Представитель Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Пупыгин В.К. в судебном заседании поддержал доводы искового заявления и просит его удовлетворить.
Выслушав представителя Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, представителя Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 1 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст. 1, ст. 8 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, должна осуществляться на основе принципа допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, а также запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, которые могут привести истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии с п.4, п. 8, п. 19 ст. 1 Водного Кодекса РФ, водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В соответствии с п.2 ст. 3 Водного Кодекса РФ, одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
К поверхностным водным объектам, согласно ч.2 ст. 5 Водного кодекса РФ, относятся в частности водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
В соответствии с п.п. 1,3 ст. 6 Водного Кодекса РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
В соответствии с п.п. 2.п.3 ст. 11 Водного Кодекса РФ, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: сброса сточных вод.
В соответствии с п.2 ст. 21 Водного Кодекса РФ, в иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ст. 44 Водного Кодекса РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.2 ст. 55 Водного Кодекса РФ, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статья 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.
В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В абзаце 2 пункта 7 постановления Пленума Верховного суда РФ № 49 от 30 ноября 2017 года «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).
По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом (пункты 6, 7 Постановления Пленума N 49).
В соответствии с п.1 ст. 69 Водный кодекс РФ, лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 21.12.2011 № 17430-О-О отметил, что окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В судебном заседании установлено, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой, на основании поступившего обращения, проведена проверка исполнения законодательства об охране вод на территории г. Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области.
В ходе проверки установлено, что деятельность по водоотведению в г. Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области осуществляет ООО «Водоканал-Строй-Сервис».
В соответствии с п. 2.5 Устава ООО «Водоканал-Строй-Сервис», данный хозяйствующий субъект осуществляет удаление и обработку сточных вод (л.д.13).
В целях осуществления деятельности по удалению и обработке сточных вод Комитетом по управлению муниципальным имуществом и жилищно- коммунальным хозяйством администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, на основании договора аренды, ООО «Водоканал-Строй-Сервис» переданы объекты водоотведения, включающие в себя, в том числе, канализационную насосную станцию, расположенную по адресу: ***** (л.д.29).
Как следует из письма Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 12.02.2021, специалистами органа государственного контроля (надзора) в ходе рассмотрения устных обращений жителей города Сергача, зафиксирован факт аварийного сброса неочищенных сточных вод с канализационной насосной станции (КНС), расположенной по адресу: ****** (л.д.30-32).
Как установлено, на КНС № 3, расположенной по адресу: *****произошел прорыв внутреннего центрального коллектора, а также остановка насосов, что привело к выходу из строя указанной канализационной насосной станции и сбросу неочищенных сточных вод в реку Сергачка.
Как следует из письма Минэкологии Нижегородской области от 18.02.2021, органом государственного контроля (надзора), с привлечением аккредитованной лаборатории ООО «Зиверт-Н», в целях мониторинга состояния водного объекта, трижды отбирались пробы природной воды, по результатам химического анализа которой установлено ухудшение качества природной воды.
Кратность превышения фактической концентрации вредных (загрязняющих) веществ в природной воде, по следующим веществам составила: БПК5: допустимая либо фоновая концентрация - 3,03, фактическая усредненная концентрация - 152,17, ХПК: допустимая либо фоновая концентрация - 26,5, фактическая усредненная концентрация - 441,2, нефтепродукты: допустимая либо фоновая концентрация - 0,083, фактическая усредненная концентрация - 1,62, сухой остаток: допустимая либо фоновая концентрация - 757, фактическая усредненная концентрация - 1051,3, фосфат-ион: допустимая либо фоновая концентрация - 0,15, фактическая усредненная концентрация - 9,7, взвешенные вещества: допустимая либо фоновая концентрация - 9,42, фактическая усредненная концентрация - 189,42, аммоний-ион: допустимая либо фоновая концентрация - 0,4, фактическая усредненная концентрация - 21,5 (л.д.37-44).
Таким образом, результаты протоколов химического анализа воды доказывают, что произошло загрязнения водного объекта - р. Сергачка. Сотрудниками Минэкологии Нижегородской области произведен расчет размера вреда, причиненного водному объекту при сбросе вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, который составил 5 599 608 руб. (л.д.45-48).
По факту загрязнения р. Сергачка, Минэкологии Нижегородской области ООО «Водоканал-Строй-Сервис» 31.08.2020, 06.10.2020 и 21.12.2020 привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ в виде административных штрафов в размере: 90000 руб., 95000 руб. и 100000 руб. соответственно (л.д.30,31,84-86).
Природоохранной прокуратурой 08.04.2021 в МО МВД России «Сергачский» направлялись материалы для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 1 ст. 250 УК РФ. Материал проверки был передан в Сергачский межрайонный следственный отдел следственного управления СК России по Нижегородской области. В возбуждении уголовного дела отказано (л.д.84-86).
Как установлено, в настоящее время на КНС расположенной по адресу: Нижегородская область, город Сергач, улица Терешковой, дом 22Б смонтировано новое оборудование, фактов сброса неочищенных вод не фиксировалось.
Оценивая все обстоятельства и доказательства по делу в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно п.20 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено.
В данном случае, ущерб, причиненный водному объекту р. Сергачка в г. Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области, подлежит зачислению в бюджет Сергачского муниципального района Нижегородской области по нормативу 100 процентов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░-░░░░░-░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 599608 (░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░ 2022░.
░░░░░: ░░░░░ ░.░.