Дело № 2а-779/17
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 января 2017 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Астафьевой Т.С.,
при секретаре Басистой И.Р.,
с участием представителя административного истца Сухановой Ю.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чечулиной Елены Сергеевны к администрации г. Благовещенска о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, сохранении квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии,
УСТАНОВИЛ:
Чечулина Е.С. обратилась в Благовещенский городской суд с административным исковым заявлением к администрации г. Благовещенска, в обоснование указав, что истец является собственником жилого помещения по адресу: ***. Без наличия соответствующего разрешения было произведено самовольное переустройство и перепланировка вышеуказанного жилого помещения. На заявление в администрацию города Благовещенска с просьбой о согласовании произведенной перепланировки указанного жилого помещения был получен отказ от 15.12.2016 года № 354. На основании изложенного, истец просит признать указанный отказ незаконным, сохранить квартиру ***, расположенную по адресу: ***, ул. ***, 14/3, в перепланированном и переустроенном состоянии.
Административный истец, представитель администрации г. Благовещенска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд определил в порядке статьи 150, 226 КАС РФ рассмотреть дело при данной явке.
Представитель административного истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения – квартиры ***, расположенной по адресу: ***, площадью 40,4 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.12.2014 года ***.
Как следует из материалов дела, в целях рационального использования жилого помещения была произведена перепланировка данного жилого помещения, а именно: в прихожей возведена ненесущая каркасная перегородка толщиной 100 мм, что позволило выгородить гардероб; устроен дверной проем в ненесущей перегородке между жилой комнатой и гардеробом. Общая площадь квартиры после перепланировки составила 42,2 кв.м.
Данная перепланировка, требующая внесения изменений в технический паспорт на жилое помещение в связи с изменением конфигурации помещения и произведенная без согласования с органом местного самоуправления, является в силу ст. 29 ч. 1 ЖК РФ самовольной.
Административный истец обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением о согласовании перепланировки квартиры *** по адресу: ***.
Решением администрации г. Благовещенска № 354 от 15 декабря 2016 года Чечулиной Е.С. в согласовании перепланировки указанного жилого помещения было отказано.
Согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
По смыслу с ч.ч. 1, 2 ст. 29 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии согласования, являются самовольными.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
В соответствие с. ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 г., положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. При этом отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
На основании изложенного, учитывая положения п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. 26-28 ЖК РФ о том, что согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, положения ч. 4 ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения жилого помещения в перепланированном переустроенном состоянии в судебном порядке, которые не содержат запрета и не исключают указанные полномочия органа местного самоуправления по согласованию перепланировки и переустройства, а также основания к отказу в согласовании перепланировки и переустройства, изложенные в ст. 27 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что администрацией г. Благовещенска неправомерно было отказано МВ в согласовании перепланировки и переустройства в связи с подачей документов в ненадлежащий орган, поскольку администрация г. Благовещенска является органом, полномочным на согласование перепланировки и переустройства.
В соответствие с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
При этом правила ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения спорного жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии по решению суда, в их системном толковании с другими нормами ЖК РФ, по мнению суда, не освобождают истца от обязанности представления предусмотренных законом документов, необходимых для проведения перепланировки, равно как и от получения необходимых согласований и разрешений в целях предотвращения нарушения прав и законных интересов граждан, а также обеспечения отсутствия угрозы их жизни и здоровью.
Постановлением мэра г. Благовещенска № 644 от 04.09.2009 года, в соответствии со ст. 14 ЖК РФ в целях упорядочения рассмотрения вопросов, связанных с переводом жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, а также переустройством и перепланировкой жилых помещений, утверждено Положение по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые.
В силу п. 1.2 указанного положения - подготовка проектной документации осуществляется физическими или юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование (лица, осуществляющие подготовку проекта) с обязательным ведением авторского надзора.
Согласно п. 1.3 постановления мэра г. Благовещенска от 04 сентября 2009 г. № 644 «Об утверждении положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые» проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требований к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
В силу п. 1.2 указанного положения - подготовка проектной документации осуществляется физическими или юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование (лица, осуществляющие подготовку проекта) с обязательным ведением авторского надзора.
Во исполнение требований ч. 2 ст. 26 ЖК РФ истцом представлен суду проект перепланировки квартиры ***, расположенной по адресу: ***, выполненный архитектором ЛК, и технический паспорт на перепланированное жилое помещение.
Согласно п. 1.3 постановления мэра г. Благовещенска от 04 сентября 2009 г. № 644 «Об утверждении положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые» проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требований к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
Проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подлежит согласованию лицом, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома.
Согласно техническому заключению от 09.12.2016 года по обследованию строительных конструкций после перепланировки помещений в жилой квартире *** в жилом доме по ул. ***, все конструкции квартиры (наружные и внутренние стены, железобетонное перекрытие, оконные и дверные заполнения в остальных помещениях) после перепланировки оставлены без изменения. Техническое состояние конструкций обследованной квартиры после проведенной перепланировки исправное, которое характеризуется отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности. Перепланировка не снижает несущей способности строительных конструкций существующего жилого здания и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. Объективных причин, препятствующих дальнейшей эксплуатации обследованной квартиры по назначению не установлено.
В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Федеральным законом от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ и вступившими в силу с 1 января 2007 года, в настоящее время наличие санитарно-эпидемиологического заключения на переустроенный и перепланированный объект не требуется, в связи с чем, по мнению суда, согласование проектной документации с территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области также не требуется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административным истцом были получены и представлены суду все документы, необходимые для проведения перепланировки указанного жилого помещения.
Учитывая отсутствие в связи с осуществлением перепланировки нарушения прав и законных интересов граждан, равно как и создания этой перепланировкой угрозы их жизни или здоровью, суд полагает, что требования административного истца в этой части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Однако, из представленных материалов дела не следует, что в квартире административным истцом были произведены работы по переустройству жилого помещения, в связи с чем требования административного истца в этой части не подлежат удовлетворению.
руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Чечулиной Елены Сергеевны – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение администрации города Благовещенска от 15.12.2016 года № 354 об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения.
Сохранить жилое помещение – квартиру ***, расположенную по ***, в перепланированном состоянии.
Данное решение является основанием для внесения соответствующим органом, осуществляющим технический учет недвижимого имущества, изменения в техническую документацию на жилое помещение – квартиру ***, расположенную по ул. ***.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.С. Астафьева
Решение в окончательной форме изготовлено 20 января 2017 года