Судебный акт #1 () по делу № 33-1720/2021 от 30.03.2021

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                         Дело № 33-1720/2021

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                           18 мая 2021 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Калашниковой Е.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Туктаровой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-492/2021 по апелляционной жалобе представителя Миракяна  Георгия  Грачиковича - Осиповой Елены Вячеславовны  на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 января 2021 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований  Миракяна  Георгия  Грачиковича к Министерству семейной, демографической  политики и социального благополучия  Ульяновской области  о признании незаконным отказа в предоставлении сертификата на приобретение жилья, о выдаче  государственного жилищного сертификата как ветерану Великой Отечественной войны отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Миракян Г.Г., его представителя – Осиповой Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Фроловой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Миракян  Г.Г. обратился в суд с иском к Министерству семейной, демографической  политики и социального благополучия  Ульяновской области (далее – Министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении сертификата на приобретение жилья, выдаче  государственного жилищного сертификата как ветерану Великой Отечественной войны. В обоснование иска указал, что  является инвалидом *** группы, участником-ветераном Великой Отечественной войны. С декабря 1956 года по август 1957 года он проходил службу в войсковой части *** в воинском звании «рядовой» в г. Геллерд Венгерской Народной Республики. 6 сентября 2016 года жилое помещение, собственником которой он является, по адресу: ***, признано непригодным для проживания. 14 октября 2016 года он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Позже ему предлагались жилые помещения маневренного фонда для проживания, но они не отличаются от того, где он проживает, также находятся в аварийном состоянии. В ноябре 2016 года он обратился в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. В данной просьбе было отказано в связи с отсутствием правовых оснований, с чем он не согласен, так как в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» он должен быть обеспечен жильем за счет средств федерального бюджета как ветеран  и нуждающийся  в улучшении жилищных условий. Просил признать незаконным отказ Министерства в предоставлении сертификата на приобретение жилья, выдать государственный жилищный сертификат как ветерану Великой Отечественной войны.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Миракяна  Г.Г. - Осипова Е.В.  считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что 21 июля 2016 года истцу было выдано удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны с правом на льготы, установленные ст. 15 Федерального закона «О ветеранах». Данное удостоверение в силу действующего законодательства  является документом, подтверждающим право на меры социальной поддержки, в числе которых предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, один раз независимо от материального положения ветерана. Настаивает на том, что истец имеет право на обеспечение жильем на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, администрация муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области просят оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Миракян Г.Г., *** года рождения, является собственником квартиры общей площадью 16,9 кв.м по адресу: ***, на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от 22 июня 2007 года.

В период с 19 декабря 1956 года по 7 августа 1957 года Миракян Г.Г. проходил военную службу в составе действующей армии в республике Венгрия.

Миракян Г.Г. является инвалидом *** группы, бессрочно, причина инвалидности: заболевание получено в период военной службы.

21 апреля 2016 года истцу выдано удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны.

Заключением межведомственной комиссии Барышского района Ульяновской области от 9 июня 2016 года принадлежащее истцу жилое помещение признано непригодным для проживания.

Постановлением администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области от 14 октября 2016 года № 519-А Миракян Г.Г. с 7 октября 2016 года принят на учет по улучшению жилищных условий по категории «ветеран-участник Великой Отечественной войны».

В 2016 году истец обратился в уполномоченный на тот момент орган – Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

Письмом от 3 ноября 2016 года указанное Министерство уведомило истца об отсутствии оснований для предоставления ему социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», так как истцом не подтвержден факт участия в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Полагая, что имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, как ветеран-участник Великой Отечественной войны, Миракян Г.Г. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.

Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.

Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты «а» - «ж», «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»)).

При этом согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» Перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.

Во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 427 «О перечнях воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предписано руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона «О ветеранах».

Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах»).

Статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» определен порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23.2 названного федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункты 4 и 5 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее - Правила от 15 октября 2005 года № 614).

Абзацем первым пункта 3 названных правил установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором названного пункта).

Согласно абзацу второму пункта 3 Правил от 15 октября 2005 года № 614 предоставление субвенций на обеспечение жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на основании заявок, представляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации соответственно до 20 января и до 20 июля текущего года.

Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 4 Правил от 15 октября 2005 года № 614).

Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил от 15 октября 2005 года № 614).

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как «вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Данным нормативно-правовым актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». При этом в предусмотренный названным Указом Президента Российской Федерации перечень лица, принимавшие участие в боевых действиях в Венгрии 1956 года, не включены.

Поскольку лица, принимавшие участие в боевых действиях в Венгрии 1956 года, в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не поименованы, судебная коллегия считает, что реализация права указанной категории граждан на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.

Право лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии 1956 года, на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах» и требованиями жилищного законодательства. Механизм реализации права на обеспечение данных лиц жильем, источник и объемы финансирования такой меры социальной поддержки, а также порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения жильем названной категории граждан закреплен в абзаце первом пункта 3 Правил от 15 октября 2005 года № 614.

Ввиду того, что положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», в соответствии с которыми в порядке, предусмотренном Правилами от 15 октября 2005 года № 614, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции из федерального бюджета на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, не поименованы лица, принимавшие участие в боевых действиях в Венгрии 1956 года, вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований является обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены судебного решения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Миракяна  Георгия  Грачиковича - Осиповой Елены Вячеславовны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

 

33-1720/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Миракян Г.Г.
Ответчики
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
Другие
Администрация МО Барышский район
Осипова Е.В.
Фролова Е.В.
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--uln.sudrf.ru
30.03.2021[Гр.] Передача дела судье
18.05.2021[Гр.] Судебное заседание
21.05.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2021[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее