РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2018 года город Москва
Тверской районный суд города Москвы
в составе председательствующего судьи Молитвиной Т.А.,
при секретаре Родиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4309/2018 по иску Пресненского межрайонного прокурора города Москвы в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Вкус сезона» о понуждении к выполнению мероприятий по соблюдению природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Пресненский межрайонный прокурор города Москвы обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к ООО «Вкус сезона» об обязании принятия мер к разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления; представлении в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы сведения об отходах в Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы за период 2016 года; разработать паспорт на отходы I-IV классов опасности, в обоснование требований указав, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды ООО «Вкус сезона». В ходе проверки установлено, что в процессе деятельности юридического лица образуются такие отходы производства и потребления как: люминесцентные лампы. Однако в нарушение указанных требований ответчиком не разработан проект нормативов образования отходов и утвержденных лимитов на их размещение, а также не оформлен паспорт на отходы I-IV классов опасности. Таким образом, ответчик не выполняет требования федерального законодательства «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», что влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, и может способствовать возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде.
Свои исковые требования истец основывает на положениях ст.51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст.10,11 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.35 Федерального закона РФ от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Представитель истца Васильева И.О. в судебное заседание явилась, доводы иска поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Вкус сезона» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и охраняемых законом интересов общества и государства.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Пресненской межрайонной прокуратурой г. Москвы в порядке надзора и во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 01.04.2014 г. № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ООО «Вкус сезона» при эксплуатации здания, расположенного по адресу: г. Москва, Пресненская наб., д. 2.
В ходе проверки установлено, что ООО «Вкус сезона» не является субъектом малого предпринимательства, в процессе своей деятельности использует люминесцентные лампы.
Вместе с тем, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан, паспорт опасных отходов I-IV классов опасности не разработан, информация в Сводный кадастр отходов производства и потребления за 2016 год не представлен.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.
Согласно требованиям ст. 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», лимит на размещение отходов - это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Вместе с тем согласно ч. 1, ч. 2 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется па основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствие с постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Правилами проведения паспортизации отходов 1 - IV классов опасности") паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Таким образом, установлено, что ООО «Вкус сезона» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, информация в Сводный кадастр отходов производства и потребления за 2016 год не представляет, доказательств обратного суду не представлено.
Факт обращения с отходами производства и потребления в результате хозяйственной деятельности ООО «Вкус сезона» подтверждается договором МБ-377 от 17.04.2018 г., заключенного между ответчиком и ООО «ЭКОРЕЦИКЛ», согласно которому ООО «Вкус сезона» сдает ООО «ЭКОРЕЦИКЛ» ртутьсодержание и другие отходы, поименованные в лицензии, а исполнитель осуществляет их сбор (прием), обезвреживание, утилизацию на предприятии исполнителя, а также при условии оплаты производит транспортирование отходов и другие нелицензируемые услуги, поименованные в прейскуранте.
Поскольку не определены количественные и качественные характеристики размещаемых отходов, отсутствуют лимиты на размещение соответствующих видов и количества отходов, деятельность ответчика по обращению с отходами без разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без получения лимитов на размещение отходов, разработки паспортов на опасные отходы является незаконной и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.
На основании ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии со ст. 18 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года № 68 «Об отходах производства и потребления в г. Москве», порядок предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации, необходимой для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, определяется нормативными правовыми актами города Москвы. Ведение Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы осуществляется органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.
Принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих предоставление сведений об отходах производства и потребления за 2016 год для занесения в сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы, получения талона природопользователя, суд приходит к выводу о том, что заявленные Пресненским межрайонным прокурором города Москвы требования об обязании ООО «Вкус сезона» предоставить данные об отходах производства и потребления, встать на учет подлежат удовлетворению.
Согласно положениям ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истцом срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, не предложен.
Суд находит разумным и подлежащим установлению в соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ срок, в течение которого необходимо исполнить установленную обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «Вкус сезона» принять меры к разработке проекта нормативов образования отходов и утвержденных лимитов на их размещение и оформлению паспорта на отходы I-IV классов опасности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ООО «Вкус сезона» представить в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы сведения об отходах в Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы за 2016 год.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Тверской районный суд города Москвы.
Судья Т.А.Молитвина
Решение принято в окончательной форме 11.12.2018 г.