Решение по делу № 2-118/2021 (2-1533/2020;) ~ М-1456/2020 от 05.11.2020

УИД RS0-21

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

10 июня 2021 года                                <адрес>

Белогорский районный суд Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи Калиниченко Н.В.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» к ФИО2, третьи лица: ООО «Институт «Шельф», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, о принудительном изъятии недвижимого имущества для государственных нужд, по встречному исковому заявлению ФИО2 к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», третьи лица: ООО «Институт «Шельф», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, о предоставлении земельного участка взамен изымаемого для государственных нужд,

УСТАНОВИЛ:

государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» обратилось в Белогорский районный суд Республики Крым с иском к ФИО2, третье лицо: ООО «Институт Шельф», о прекращении права собственности, зарегистрированного в ЕГРН за от ДД.ММ.ГГГГ, о принудительном изъятии земельного участка с кадастровым номером , площадью 12142 кв.м и земельного участка с кадастровым номером площадью 887 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, с/с Зуйский, образованных путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 90:02:021001:1745, вид разрешенного использования – автомобильный транспорт, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, о признании права собственности Республики Крым на земельный участок с кадастровым номером: 90:02:021001:2529 площадью 12142 кв.м и земельный участок с кадастровым номером: 90:02:021001:2530 площадью 887 кв.м, о признании права собственности за ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 90:02:021001:2528 площадью 27 789 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с/с Зуйский, образованный путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 90:02:021001:1745, об определении размера вознаграждения за изымаемый земельный участок в пользу ФИО2 в размере 378 191 рублей, об определении порядка исполнения решения в части выплаты размера возмещения. Кроме этого, просит обратить решение суда к немедленному исполнению.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков для государственных нужд», принятых на основании ходатайства Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в целях обеспечения строительства объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь - Феодосия - Белогорск - Симферополь - Бахчисарай - Севастополь (граница <адрес>)», предусмотренной федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и <адрес> до 2022 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, указан перечень земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд в пользу Республики Крым в целях строительства указанного объекта. В данном перечне указан земельный участок с кадастровым номером площадью 40818 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, р-н Белогорский, с/с Зуйский, площади предполагаемые к изъятию составили 12142 кв.м и 887 кв.м, право собственности на который зарегистрировано за ФИО2 В целях обеспечения строительства вышеуказанного объекта, в установленном порядке, были образованы земельный участок с кадастровым номером площадью 12142 кв.м, земельный участок с кадастровым номером площадью 887 кв.м, и земельный участок с кадастровым номером площадью 27789 кв.м, путем раздела земельного участка с кадастровым номером площадью 40 818 кв.м. В установленном порядке истец провел оценочные работы изымаемого земельного участка, после чего обратился к ответчику, предоставив проект соглашения и отчет об определении рыночной стоимости изымаемых земельных участков и убытков. Ввиду того, что в добровольном порядке ответчик соглашение не подписал, истец обратился в суд с соответствующим иском.

ФИО2 обратился в суд со встречным исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», третье лицо: ООО «Институт «Шельф», об обязании взамен изымаемых для государственных нужд земельных участков с кадастровым номерами: 90:02:021001:2529, 90:02:021001:2530 передать в собственность земельный участок с кадастровым номером: 90:01:100701:168 площадью 5287 кв.м и земельный участок с кадастровым номером: 90:01:100701:165 площадью 5452 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство, расположенные по адресу: <адрес>, р-н Бахчисарайский, на территории Зеленогорского сельского ФИО1, за границами села Зеленое, об определении размера возмещения за изымаемые для государственных нужд земельные участки с кадастровыми номерами 92:02:021001:2529, 90:02:021001:2530 как разницу между размером возмещения, установленным в соответствии со ст. 56.8 ЗК РФ и рыночной стоимостью передаваемых взамен земельных участков, о взыскании установленного судом размера возмещения, о взыскании расходов на оплату экспертизы.

Свои требования мотивирует тем, что в начале 2019 года в соответствии с п. 3 ст. 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации Службой автодорог предложено взамен изымаемых у него объектов недвижимости предоставить ему земельные участки, он выразил согласие с указанным предложением и ДД.ММ.ГГГГ обратился в ООО «Институт Шельф» с соответствующим заявлением, в котором указал, что согласен взамен изымаемых у него земельных участков для государственных нужд получить земельные участки с кадастровыми номерами 90:01:100701:165 площадью 5452 кв.м и 90:01:100701:168 площадью 5287 кв.м, расположенные в <адрес> Республики Крым. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым письмом от ДД.ММ.ГГГГ подтвердило возможность предоставления ему указанных земельных участков взамен изымаемых. Однако, ДД.ММ.ГГГГ ему были вручены проект соглашения об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд и отчет /КРТ от ДД.ММ.ГГГГ об оценочной стоимости изымаемых земельных участков и размера убытков, связанных с их изъятием, которыми предусмотрено возмещение за изымаемые земельные участки в денежной форме в размере 378 191 рублей. Указанное соглашение об изъятии земельных участков им не подписано, им направлены в адрес истца предложения об изменении условий соглашения в части возмещения за изымаемые у него земельные участки в соответствии с п.п. 3, 5 ст. 56.9 ЗК РФ, поскольку письмом МИЗО подтверждена возможность предоставления ему указанных земельных участков взамен изымаемых. Однако, ГКУ «Служба автомобильных дорог Республики Крым» не внесло соответствующие изменения в соглашение и обратилось в суд с иском о принудительном изъятии объектов недвижимости. Указывает на то, что отказ ГКУ «Служба автомобильных дорог Республики Крым» внести изменения в соглашение об изъятии у него земельных участков существенно нарушают его права и законные интересы, предусмотренные Конституцией РФ и ЗК РФ.

Определением Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования по первоначальному исковому заявлению и встречному исковому заявлению привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Представитель истца ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия, исковые требования в части принудительного изъятия у ФИО2 земельных участков для государственных нужд поддерживает, просит иск удовлетворить. Указывает на то, что со стороны Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым о передаче ФИО2 земельных участков взамен изымаемых возражений не имеется, в связи с чем, полагает возможным удовлетворить встречные исковые требования ФИО2

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, против изъятия земельных участков не возражал. Встречные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Третье лицо ООО «Институт «Шельф» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом.

Предстатель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, предоставил пояснения по делу, согласно которых против заявленных требований не возражал.

Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.

В силу ст. 56.3 Земельного кодекса РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными проектами планировки территории.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

В силу ст. 56.4 Земельного кодекса РФ, с ходатайством об изъятии вправе обратиться орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка в соответствии с подпунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, а также в случаях изъятия земельного участка для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.

В силу ст. 56.6 Земельного кодекса РФ, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: 1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; 3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении, об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.

После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

В силу положений ст. 56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.

Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляются следующие документы: 1) кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости, а также кадастровые паспорта расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства (если сведения о таких зданиях, сооружениях, помещениях в них, объектах незавершенного строительства внесены в Единый государственный реестр недвижимости); 2) отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.

Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии.

В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

Согласно ч.2 ст.9.4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (принят Государственным ФИО1 Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости в случае, если по истечении двадцати дней со дня получения проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости.

Судом установлено, что ФИО1 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об изъятии земельных участков для государственных нужд», принятого на основании ходатайства Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в целях обеспечения строительства объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь - Феодосия - Белогорск - Симферополь - Бахчисарай - Севастополь (граница <адрес>)», предусмотренной федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и <адрес> до 2022 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, указан перечень земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд в пользу Республики Крым в целях строительства указанного объекта. В данном перечне указан земельный участок с кадастровым номером площадью 40818 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, р-н Белогорский, с/с Зуйский, предполагаемая к изъятию площадь составляет 13 032 кв.м.

ФИО1 Республики Крым -р от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые ФИО1 Республики Крым», внесены изменения в ФИО1 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об изъятии земельных участков для государственных нужд», в частности указан земельный участок с кадастровым номером , площадью 40818 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, р-н Белогорский, Зуйский с/с, предполагаемая к изъятию площадь составляет 887 кв.м и 12 142 кв.м.

Судом также установлено, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 40818 +/- 141 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, р-н Белогорский, Зуйский с/с, зарегистрировано за ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.97).

Между тем, земельные участки с кадастровыми номерами площадью 12142 кв.м, площадью 887 кв.м, площадью 27789 кв.м, образованы путем раздела из земельного участка с кадастровым номером: 90:02:021001:1745.

В целях осуществления изъятия у ответчика указанных земельных участков ООО «Институт «ШЕЛЬФ» было обеспечено проведение необходимых оценочных работ изымаемых земельных участков; размер возмещения ответчику за прекращение прав на изымаемые земельные участки, в том числе размер убытков, подлежащие возмещению в связи с изъятием объектов недвижимости в целях обеспечения реализации строительства Объекта, определен на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков и об оценке размера убытков в связи с изъятием указанных выше земельных участков с кадастровым номером: 90:02:021001:2529 площадью 12142 кв.м, 90:02:021001:2530 площадью 887 кв.м, образованных из земельного участка с кадастровым номером: 90:02:021001:1745, рыночная стоимость земельных участков составила 378 191 рублей; размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием, составил 350 рублей.

Ответчику направлялись экземпляры отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости и об оценке размера убытков, связанных с изъятием объектов недвижимости с кадастровым номером 90:02:021001:2529 площадью 12142 кв.м, 90:02:021001:2530 площадью 887 кв.м, а также соглашение об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в ГКУ «Служба автомобильных дорог Республики Крым» с ответом, в котором просил осуществить мероприятия по предоставлению ему земельных участков из собственности Республики Крым с кадастровыми номерами 90:01:100701:168 площадью 5 287 кв.м и 90:01:100701:165 площадью 5452, общей площадью 10739 кв.м. с целью осуществления мены части его земельного участка с кадастровым номером 90:02:021001:1745 площадью 13 029 кв.м. и направить соответствующее соглашение (л.д.111-112).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» рассмотрев обращение ФИО2 указал на то, что ГКУ «САД РК» не является собственником земельных участков и не имеет полномочий рассматривать заявления о предоставлении земельного участка взамен изымаемого для государственных нужд (л.д.113).

Согласно сообщения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 90:01:100701:168 и 90:01:100701:165 решений о передаче в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование не принималось, договор о предоставлении участков в аренду юридическим либо физическим лицам не заключался. В отношении указанных земельных участков возможно осуществить работы по определению их рыночной стоимости в целях осуществления обмена земельными участками в рамках процедуры изъятия для государственных нужд (л.д.132-133).

    В целях всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств дела судом в порядке ст. 79 ГПК РФ была назначена судебная оценочная экспертиза.

Согласно заключения оценочной экспертизы, составленного экспертом ООО «ГЕО Эксперт» от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 90:01:100701:168 площадью 5287 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, р-н Бахчисарайский, на территории Зеленовского сельского ФИО1, за границами <адрес> составляет 183 300 рублей. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 90:01:100701:165 площадью 5452 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, р-н Бахчисарайский, за границами <адрес> на территории Зеленовского сельского ФИО1 составляет 188 000 рублей. Рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 90:02:021001:2529 площадью 12142 кв.м и 90:02:021001:2530 площадью 887 кв.м, образованных путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 90:02:021001:1745 площадью 40818 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенных по адресу: <адрес>, Зуйский с/с, составляет 375 756 рублей.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 13 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобами граждан ФИО5 и ФИО6" указал, что реализация договорного способа передачи имущества для государственных или муниципальных нужд предопределена как принципом свободы договора, так и его публично-правовым характером. Собственник изымаемого недвижимого имущества, действуя своей волей и в своем интересе (т.е. в соответствии с основными началами гражданского законодательства), вправе подписать предлагаемый ему проект договора, тем самым соглашаясь с предложенными условиями изъятия имущества, включая условие о его стоимости, либо отказаться от заключения договора. При несогласии собственника с условиями, предложенными в проекте договора, такое изъятие может осуществляться лишь в судебном порядке, обеспечивающем необходимые гарантии частной собственности и позволяющем собственнику, в частности, настаивать на предварительном и равноценном возмещении за принудительное изъятие, размер которого определяется судом (статья 35, часть 3, Конституции Российской Федерации, пункт 6 статьи 279 ГК Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ГКУ РК "Служба автомобильных дорог" просили принудительно изъять у истца земельные участки с кадастровыми номерами 90:02:021001:2529, 90:02:021001:2530 для государственных нужд, с определением размера компенсации в сумме 378 191 рублей, с учетом предполагаемых убытков, поскольку между сторонами не достигнуто соглашение о таком изъятии.

Удовлетворяя заявленные требования частично, суд исходит из следующего.

Исходя из принципа состязательности сторон и положений ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Основанием для освобождения стороны от необходимости предоставления дополнительных доказательств своих доводов, является признание второй стороной обстоятельств, на которые ссылается эта сторона (ст. 68 ГПК РФ).

Принимая во внимание, что в материалы дела были представлены бесспорные доказательства принятия уполномоченным органом власти решения о необходимости изъятия для государственных нужд земельных участков, принадлежащих ФИО2 отсутствия у сторон спора об основаниях для принятия такого решения, а также, учитывая признание сторонами факта не достижения между ними согласия о размере и виде компенсации изымаемых имуществ, суд считает данные обстоятельства установленными, и приходит к выводу о необходимости изъятия у ответчика для государственных нужд земельных участков с кадастровым номерами: 90:02:021001:2529 площадью 12 142 кв.м и 90:02:021001:2530 площадью 887 кв.м.

Истцом ГКУ «САД РК» заявлены требования о немедленном обращении решения суда к исполнению.

В соответствии со ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Учитывая, что обеспечение строительства и реконструкция автомобильной дороги «Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь» предусмотрено федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и <адрес> до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в виду того, что несоблюдение сроков строительства может привести к срыву государственной федеральной программы, суд приходит к выводу о наличии оснований для приведения решения суда к немедленному исполнению.

Обращаясь в суд со встречным исковым заявлением ФИО2 просил определить иной вид компенсации за изымаемое имущество путем предоставления ему взамен не денежной компенсации, а двух иных земельных участков.

Разрешая настоящий спор и принимая решение о размере и виде компенсации за изымаемое для государственных нужд недвижимое имущество, суд исходит из следующего.

Согласно п. 3, 5 ст. 56.9 ЗК РФ, соглашением об изъятии недвижимости может быть предусмотрена обязанность организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого принято решение об изъятии, передать в собственность лицу, чьи земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества изымаются для государственных или муниципальных нужд, иные объекты недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. При этом в соглашении об изъятии недвижимости указываются кадастровые номера объектов недвижимого имущества, передаваемого взамен изымаемых объектов недвижимого имущества, рыночная стоимость таких объектов, срок их передачи. Размер возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества уменьшается на величину, равную рыночной стоимости передаваемых объектов недвижимого имущества.

Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (п. 1 ст. 56.10 ЗК РФ).

Этими же положениями закона предусмотрена возможность правообладателя изымаемого имущества вносить свои предложения по изменению условий соглашения об изъятии недвижимого имущества, в частности о его цене (п. 10. ст. 56.10 ЗК РФ).

На основании предложений указанного в пункте 10 настоящей статьи правообладателя изымаемой недвижимости об изменении условий соглашения об изъятии недвижимости уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, по согласованию с лицом, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии (при наличии такого лица), вправе изменить условия соглашения об изъятии недвижимости с учетом предложений правообладателя изымаемой недвижимости (п. 11 ст. 56.10 ЗК РФ).

Как следует из толкования, данного в Постановлении Конституционного Суда РФ N 9-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 13 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобами граждан ФИО14 и ФИО15", реализация договорного способа передачи имущества для государственных или муниципальных нужд предопределена как принципом свободы договора, так и его публично-правовым характером. Собственник изымаемого недвижимого имущества, действуя своей волей и в своем интересе (т.е. в соответствии с основными началами гражданского законодательства), вправе подписать предлагаемый ему проект договора, тем самым соглашаясь с предложенными условиями изъятия имущества, включая условие о его стоимости, либо отказаться от заключения договора. При несогласии собственника с условиями, предложенными в проекте договора, такое изъятие может осуществляться лишь в судебном порядке, обеспечивающем необходимые гарантии частной собственности и позволяющем собственнику, в частности, настаивать на предварительном и равноценном возмещении за принудительное изъятие, размер которого определяется судом.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие возражений со стороны Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на передачу ФИО2 земельных участков взамен изымаемых, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для применения положений действующего законодательства в части осуществления замены изымаемого для государственных нужд недвижимого имущества на иное недвижимое имущество.

Заявленные требования ФИО2 об определении размера возмещения за изымаемые для государственных нужд земельные участки с кадастровым номерами 90:02:021001:2529, 90:02:021001:2530 как разницу между размером возмещения, установленным в соответствии со ст. 56.8 ЗК РФ и рыночной стоимостью передаваемых взамен земельных участков подлежат удовлетворению, путем взыскания разницы в рыночной стоимости изымаемых участков с предоставляемыми взамен, что составляет 4 456 рублей.

В силу статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.

С ответчика ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в пользу ФИО2 подлежат взысканию расходы по оплате оценочной экспертизы об определении рыночной стоимости земельных участков в размере 40 000 рублей, как связанные с рассмотрением настоящего дела и подтвержденные документально.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 333.19 НК РФ с ответчика надлежит взыскать госпошлину в сумме 300 рублей.

    Руководствуясь ст. ст. 191-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» – удовлетворить частично.

Встречное исковое заявление ФИО2 – удовлетворить.

    Прекратить право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером 90:02:021001:1745, площадью 40 818 кв.м, категория земель: сельскохозяйственное назначение, вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: Республики Крым, <адрес>, Зуйский с/с.

Изъять у ФИО2 земельный участок с кадастровым номером 90:02:021001:2529, площадью 12142 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: <адрес>, с/с Зуйский, образованный путем раздела из земельного участка с кадастровым номером: 90:02:021001:1745.

Изъять у ФИО2 земельный участок с кадастровым номером 90:02:021001:2530, площадью 887 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: <адрес>, с/с Зуйский, образованный путем раздела из земельного участка с кадастровым номером: 90:02:021001:1745.

Признать за Республикой Крым право собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:02:021001:2529, площадью 12142 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: <адрес>, с/с Зуйский, образованный путем раздела из земельного участка с кадастровым номером: 90:02:021001:1745.

Признать за Республикой Крым право собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:02:021001:2530, площадью 887 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: <адрес>, с/с Зуйский, образованный путем раздела из земельного участка с кадастровым номером: 90:02:021001:1745.

    Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок с кадастровым номером: 90:02:021001:2528, площадью 27789 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: Республики Крым, <адрес>, с/с Зуйский, образованный путем раздела из земельного участка с кадастровым номером: 90:02:021001:1745.

    Прекратить право собственности Республики Крым на земельный участок с кадастровым номером: 90:01:100701:168, площадью 5287 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство, расположенный по адресу: <адрес>, на территории Зеленогорского сельского ФИО1, за границами села Зеленое.

    Прекратить право собственности Республики Крым на земельный участок с кадастровым номером: 90:01:100701:165, площадью 5452 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство, расположенный по адресу: <адрес>, на территории Зеленогорского сельского ФИО1, за границами села Зеленое.

    Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок с кадастровым номером: 90:01:100701:168, площадью 5287 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство, расположенный по адресу: <адрес>, на территории Зеленогорского сельского ФИО1, за границами села Зеленое.

    Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок с кадастровым номером: 90:01:100701:165, площадью 5452 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: животноводство, расположенный по адресу: <адрес>, на территории Зеленогорского сельского ФИО1, за границами села Зеленое.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в пользу ФИО2 денежную компенсацию за изъятие земельного участка в размере 4 456 рублей на банковский счет ФИО2 или в депозит нотариуса.

    Взыскать с Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в пользу ФИО2 расходы на оплату экспертизы в размере 40 000 рублей.

    Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

    В остальной части заявленных требований отказать.

    Обратить решение суда к немедленному исполнению.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Белогорский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

            Судья:                            Н.В. Калиниченко

2-118/2021 (2-1533/2020;) ~ М-1456/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мельничук Валерий Алексеевич
Государственное казенное учреждение Республики Крым"Служба автомобильных дорог Республики Крым"
Ответчики
Мельничук Валерий Алексеевич
ГКУ РК " Служба автомобильных дорог Республики Крым"
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Другие
ООО "Институт"ШЕЛЬФ"
Суд
Белогорский районный суд Республики Крым
Судья
Калиниченко Н.В.
Дело на странице суда
belogorskiy--krm.sudrf.ru
05.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.11.2020Передача материалов судье
09.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2020Подготовка дела (собеседование)
01.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2020Судебное заседание
13.01.2021Судебное заседание
29.04.2021Производство по делу возобновлено
29.04.2021Судебное заседание
24.05.2021Судебное заседание
10.06.2021Судебное заседание
15.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее