Дело № 2-6706/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд города Кемерово
В составе председательствующего Исаковой Е.И.
При секретаре Букановой С.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово« 15 ноября 2013г.
Дело по иску ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» к ГКУ «Центр занятости населения г. Кемерово» об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» обратилось с иском к ГКУ «Центр занятости населения г. Кемерово» об оспаривании решения. Свои требования мотивирует тем, что 16.10.2013г. ГКУ «Центр занятости населения города Кемерово» выдал Евдокимовой З. А., уволенной 15 июля 2013 г. на основании п.2. ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ из ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс», решение №002769-В77/05-13 о выплате заработной платы гражданину, уволенному в связи ликвидацией или сокращением штата организации.
Из содержания решения следует, что Евдокимова З. А. обратилась в 2-х недельный срок после увольнения в ГКУ «Центр занятости населения города Кемерово» и не была трудоустроена в течение трех месяцев со дня увольнения. Решение является основанием для получения сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ.
Выплата сохраняемого среднего заработка производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя в установленные дни выдачи заработной платы по предъявлении настоящего решения, паспорта и трудовой книжки.
ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» считает указанное решение незаконным по следующим основаниям.
Оспариваемое решение не содержит ссылок на какие-либо исключительные обстоятельства, вследствие возникновения которых у Евдокимовой З.А. возникло право на получение среднего месячного заработка за третий месяц со дня ее увольнения.
Конституционный Суд РФ в п. 2.2 Определения от 29.11.2012 N 2214-0 отметил, что орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.
Евдокимова З.А. была уволена из ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» 15.07.2013г. в связи с сокращением штата работников по основанию п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ. При увольнении ей было выплачено пособие в размере средней заработной платы и средняя заработная плата за второй месяц со дня увольнения. На момент увольнения в связи с сокращением штата работников организации Евдокимова З.А. являлась пенсионером по старости и получала пенсию по старости.
В силу положений ч.3 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
Исходя из разъяснений Конституционного суда Российской Федерации, выплата, предусмотренная частью 2 ст. 178 ТК РФ по своей сути является мерой социальной защиты безработных. В этой связи, требования части 2 ст. 178 ТК РФ не могут распространяться на граждан, которым выплачивается пенсия, так как в силу закона не могут быть признаны безработными, поскольку они уже социально защищены государством посредством назначения пенсии.
Несмотря на то что, пенсионеры могут являться субъектами трудовых правоотношений и на них распространяются предусмотренные ТК РФ гарантии, они лучше защищены в социальном смысле по сравнению с другими категориями работников, в связи с чем, в частности, не могут быть признаны безработными. Факт получения ими пенсии и их большая социальная защищенность требует наличия иных весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными по смыслу положений ч.2 ст. 178 ТК РФ.
Сами по себе факты постановки Евдокимовой З.А. на учет в органе службы занятости населения, её нетрудоустройство этим органом не могут быть рассмотрены в качестве исключительных обстоятельств по смыслу ч.2 ст. 178 ТК РФ, иных исключительных обстоятельств оспариваемое решение не содержит.
ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» считает, что оспариваемое решение не соответствуют требованиям ч.2 ст. 178 ТК РФ и нарушает экономические права заявителя, поскольку незаконно возлагает на него обязанность выплаты уволенному работнику денежных средств.
Просит признать незаконным решение Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово от 16.10.2013г. №002769-В77/05-13 о выплате заработной платы Евдокимовой З.И. как гражданину, уволенному в связи ликвидацией или сокращением штата организации.
В судебном заседании представитель ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» Мошкина Н.В., действующая на основании доверенности, требования поддержала в полном объеме.
Представитель ГКУ «ЦЗН г. Кемерово» Старчикова Ю.А., действующая на основании доверенности, требования не признала, представила письменные возражения.
Евдокимова З.А. полагает требования угольной компании необоснованными.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает требования ОАО « Угольная компания «Северный Кузбасс» не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Евдокимова З.И. уволена 15 июля 2013 г. на основании п.2. ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ из ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс».
На момент увольнения в связи с сокращением штата работников организации Евдокимова З.А. являлась пенсионером по старости и получала пенсию по старости.
Евдокимова З. А. обратилась в 2-х недельный срок после увольнения в ГКУ «Центр занятости населения города Кемерово» и не была трудоустроена в течение трех месяцев со дня увольнения.
В связи с чем, ГКУ «ЦЗН г. Кемерово» 16.10.2013 г. принято решение о получении Евдокимовой З.И. сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ. Выплата сохраняемого среднего заработка производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя в установленные дни выдачи заработной платы по предъявлении настоящего решения, паспорта и трудовой книжки.
Оспаривая законность принятого ГКУ «ЦЗН г. Кемерово» от 16.10.2013 г. заявитель ссылается на то, что Евдокимова З.А. является социально защищенным гражданином, т. к. получает гарантированную пенсию, и отсутствуют исключительные обстоятельства, которые бы явились основанием для сохранения и выплаты среднего заработка Евдокимовой З.А. за третий месяц после увольнения.
В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 данного Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Согласно ч.2 ст. 178 Трудового кодекса РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Трудоспособные граждане, не имеющие работы, обратившиеся в службу занятости с целью подбора подходящей работы и регистрации, предъявившие документы, предусмотренные ст. 3 Закона о занятости и п. 3 Порядка регистрации, регистрируются с целью поиска подходящей работы. Запрета регистрации пенсионеров, не имеющих работы и желающим заниматься трудоустройством при посредничестве службы занятости нет.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
В пункте 3 статьи 3 Закона о занятости перечислены категории граждан, которые не могут быть признаны безработными. В том числе указаны и граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно. То есть таким гражданам статус безработного не присваивается, пособие по безработице не выплачивается, но снятие их с учета в качестве граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы ни Законом о занятости, ни Порядком регистрации безработных граждан не предусмотрено.
Отсутствие возможности регистрации пенсионеров в органах службы занятости населения в качестве безработных не лишает данную категорию граждан возможности обращения и регистрации их с целью поиска подходящей работы.
Указания на то, что назначение гражданам трудовой пенсии по старости является, препятствием для обращения в службу занятости населения за содействием в трудоустройстве и регистрации их в целях поиска подходящей работы нет. Только при регистрации граждан в качестве безработных назначение трудовой пенсии является основанием не позволяющим зарегистрировать их в качестве безработного.
Статья 178 ТК РФ не содержит требования о регистрации гражданина ни в качестве ищущего работу, ни в качестве безработного и не обуславливает сохранение среднего заработка за третий месяц условием присвоения статуса безработного.
Трудовой кодекс не связывает достижение определённого возраста с разграничением в гарантиях и компенсациях, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренных для всех работников. Нормы статьи 178 ТК РФ не являются мерой социальной защиты только безработных. Это гарантии и компенсации всем работникам, связанные с расторжением трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата.
При этом каких-либо особенностей в отношении работников-пенсионеров ст. 178 ТК РФ не предусматривает.
Работником как стороной трудового договора в силу положений статей 56 и 63 Трудового кодекса Российской Федерации может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста (в исключительных случаях и ранее этого возраста). Иных возрастных критериев заключения трудового договора законодательство не содержит. Следовательно, лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных ТК РФ гарантий и компенсаций).
Назначение трудовой пенсии по старости не связано с потерей трудоспособности, так как она назначается при достижении определенного возраста, без учета трудоспособности, мужчинам при достижении возраста 60 лет и женщинам достигшие возраста 55 лет (ст. 7 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Исходя из взаимосвязи указанных норм права, суд считает необоснованными доводы представителя ОАО «УК «Северный Кузбасс» о том, что гарантии, установленные ч. 2 ст. 178 ТК РФ является мерой социальной защиты только для безработных, зарегистрированных в соответствии с Законом "О занятости населения в Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1.
Вместе с тем, суд считает обоснованными доводы представителя ОАО «УК «Северный Кузбасс» о том, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционный Суд РФ от 29.11.2012 N 2214-О, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.
Доводы представителя ГКУ «ЦЗН г. Кемерово» об отсутствии в законодательстве перечня исключительных обстоятельств, при которых за уволенным работником сохраняется средний месячный заработок, и поэтому для получения среднего заработка за третий месяц имеют значения только два фактора: обращение в орган службы занятости населения в двухнедельный срок со дня увольнения и не трудоустройство в течение третьего месяца после увольнения, не могут быть приняты во внимание судом, т. к. противоречат правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 29.11.2012 г. № 2214-О.
В судебном заседании установлено, что основанием принятия оспариваемого решения ГКУ «ЦЗН г. Кемерово» в отношении Евдокимовой З.А. явилось наличие двух условий, установленных ч.2 ст. 178 ТК - своевременное обращение в орган службы занятости и отсутствие ее трудоустройства в течение трех месяцев после увольнения. Другие обстоятельства, с учетом правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 29.11.2012 г. № 2214-О, ГКУ «ЦЗН г. Кемерово» не устанавливались.
Вместе с тем, суд считает, что оспариваемое решение не подлежит отмене, т. к. в ходе судебного следствия установлено, что иным бывшим работникам - пенсионерами на момент увольнения и уволенным по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ из ОАО «УК «Северный Кузбасс», обратившимся в ГКУ ЦЗН г. Кемерово в установленный срок и нетрудоустроенным в течение трех месяцев после увольнения, по решениям ГКУ «ЦЗН г. Кемерово», принятых только в связи с соблюдением указанных двух условий, 05.11.2013 г., после обращения ОАО «УК «Северный Кузбасс» в суд с настоящим заявлением, произведена выплата сохраненного среднего заработка за третий месяц.
Данные обстоятельства представитель ОАО «УК «Северный Кузбасс» не оспаривал.
В соответствии со ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 29.11.2012 г. № 2214-О при рассмотрении данной категории споров суды, действуя сообразно аутентичной воле федерального законодателя, выраженной в части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, обязаны на основе принципов самостоятельности, справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия оценивать обжалуемое решение органа занятости населения с точки зрения его правомерности и обоснованности, устанавливая, исследуя и анализируя при этом всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (статьи 10, 118 и 120 Конституции Российской Федерации).
Ссылка представителя ОАО «УК «Северный Кузбасс» на то обстоятельство, что выплаты были произведены без согласования с Дирекцией по правовым вопросам, в данном случае правового значения не имеет.
В данном случае не может являться безусловным основанием для удовлетворения заявленных требований ссылка представителя ОАО «УК «Северный Кузбасс» на то, что об определении Конституционного Суда РФ заявителю стало известно только в октябре 2013 г. и он, обращаясь с настоящим заявлением, реализует предоставленное им законом право.
Не служат основанием для отмены оспариваемого решения ссылка представителя ОАО «УК «Северный Кузбасс» на то, что Евдокимова З.А. в день принятия оспариваемого решения отказалась от услуг службы занятости.
Закон не возлагает на уволенного по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ работника обязанность пользоваться услугами службы занятости после принятия решения о сохранении и выплате среднего заработка за третий месяц в соответствии с ч.2 ст. 178 ТК РФ.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, установленные фактические обстоятельства, с учетом норм права, суд считает, что оснований для отмены решения ГКУ «ЦЗН г. Кемерово от 16.10.2013 г. не имеется. Отмена оспариваемого решения повлечет нарушение прав Евдокимовой З.А. и поставит ее при других равных условиях в неравное положение с другими уволенными работниками – пенсионерами и получившими сохраненный средний заработок за третий месяц, повлечет нарушение ее прав, что является недопустимым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Отказать ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс» удовлетворении требований о признании незаконным решение Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово от 16.10.2013г. №### о выплате заработной платы Евдокимовой З. А., как гражданину, уволенному в связи ликвидацией или сокращением штата организации.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца.
Судья Е.И. Исакова
В окончательной форме решение изготовлено 22.11.2013 г.