Судебный акт #1 () по делу № 33а-3131/2021 от 28.06.2021

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Лапшова С.А.                                                                    Дело № 33а-3131/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                       3 августа 2021 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Агентства ветеринарии Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 8 апреля 2021 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 27 мая 2021 года, по делу №2а-2-86/2021, по которому постановлено:

восстановить Ульяновскому межрайонному природоохранному прокурору срок на обращение с административным исковым заявлением к Агентству ветеринарии Ульяновской области, областному государственному бюджетному учреждению «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» о признании незаконным бездействия, признании незаконным и отмене распоряжения, возложении обязанности совершить мероприятия по обеспечению безопасности сибиреязвенного захоронения.

Административное исковое заявление Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Агентства ветеринарии Ульяновской области по непринятию мер по обеспечению безопасности сибиреязвенного захоронения: скотомогильника, расположенного на расстоянии 2500 м северо-восточнее от срасный Бор Вешкаймского района Ульяновской области.

Признать незаконным распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области №781-р от 23 декабря 2019 года «О ликвидации  неиспользуемых скотомогильников на территории Вешкаймского, Инзенского, Карсунского, Сурского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Цильнинского, Чердаклинского раойнов Ульяновской области, безопасных в ветеринарном отношении» в части, относящейся к скотомогильнику, расположенному в срсный Бор Вешкаймского района Ульяновской области.

Обязать Агентство ветеринарии Ульяновской области обеспечить безопасность сибиреязвенного захоронения скотомогильника, расположенного на расстоянии 2500 северо-восточнее от срасный Бор Вешкаймского района Ульяновской области, в соответствии с требованиями Санитарно–эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10 Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».

В остальной части административных исковых требований Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к Агентству ветеринарии Ульяновской области отказать.

В удовлетворении административных исковых требований Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к областному государственному бюджетному учреждению «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» о возложении обязанность обеспечить безопасность сибиреязвенного захоронения скотомогильника, расположенного на расстоянии 2500 северо-восточнее от срасный Бор Вешкаймского района Ульяновской области, в соответствии с требованиями Санитарно–эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10 Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56 отказать.

Заслушав доклад председательствующего, пояснения представителей Агентства ветеринарии Ульяновской области Сафонова А.А., Замалтдинова Р.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, старшего помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Соколовой М.С., не согласившейся с доводами апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд  с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Агентству ветеринарии Ульяновской области, ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, признании незаконным и отмене распоряжения, возложении обязанности обеспечить безопасность сибиреязвенного захоронения.

В обоснование административного иска указал, что распоряжением руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области №781-р от 23.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Вешкаймского, Инзенского, Карсунского, Сурского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» принято решение о ликвидации в том числе скотомогильника в срасный Бор Вешкаймского района Ульяновской области.

Указанное распоряжение считает незаконным и подлежащим отмене.

В соответствии с требованиями п.7.3. «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №13-7-2/469, на указанный скотомогильник была оформлена ветеринарно-санитарная карточка, которая содержит сведения о захоронении животных, павших от сибирской язвы, в 1921, 1939, 1969 годах.

Согласно п.1.2, п.1.3 постановления Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области» требования указанного Порядка не распространяются на действующие (используемые) скотомогильники (биотермические ямы), земляные скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались трупы животных, павших от сибирской язвы, независимо от сроков давности (сибиреязвенные скотомогильники) (п. 1.4).

Ликвидация скотомогильника, прекращение осуществления в отношении него санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению заболеваний людей сибирской язвой в стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктах и на угрожаемых территориях противоречит требованиям законодательства, нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами и устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, создает угрозу распространению сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации.

В связи с указанными обстоятельствами бездействие Агентства ветеринарии Ульяновской области, выразившееся в необеспечении безопасности сибиреязвенных захоронений, является незаконным.

31.01.2020 заместителем Волжского межрегионального природоохранного прокурора руководителю Агентства ветеринарии Ульяновской области внесен протест на указанное распоряжение, по результатам рассмотрения которого протест был отклонен.

Административный истец просил: восстановить срок на подачу административного искового заявления, признать незаконным бездействие Агентства ветеринарии Ульяновской области, выразившихся в необеспечении безопасности сибиреязвенного захоронений - скотомогильника в срасный Бор Вешкаймского района Ульяновской области, признать незаконным и отменить распоряжение руководителя Агентства ветеринарии Ульяновской области №781-р от 23.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Вешкаймского, Инзенского, Карсунского, Сурского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» в части скотомогильника, расположенного в срасный Бор Вешкаймского района Ульяновской области; обязать ответчиков обеспечить безопасность сибиреязвенного захоронения - скотомогильника в с.Красный Бор Вешкаймского района Ульяновской области в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56: установить ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, сформировать по всему внутреннему периметру канавы, обозначить их предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва».

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечена главный государственный ветеринарный инспектор Ульяновской области  Пелевина Н.И., в качестве заинтересованных лиц - Правительство Ульяновской области, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области, Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области, МУ администрация МО «Вешкаймский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Агентство ветеринарии Ульяновской области просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Не соглашается с выводами суда о признании захоронения сибироязвенным скотомогильником. Указывает, что действовавшие на момент захоронения, а также в настоящее время ветеринарные правила запрещают захоронение трупов животных без их сжигания. Нормативно-правовыми актами в сфере ветеринарии и в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрено, что зола не может быть источником сибирской язвы.

Считает, что письма заместителя Роспотребнадзора от 22.06.2020 и директора ФКУЗ Ставропольского НИИ Роспотребнадзора от 18.06.2020 искажают санитарно-эпидемиологические правила и неправомерно признают захоронения зольных остатков скотомогильниками. Данные выводы противоречат п.8.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 13.05.2010 №56, а также письму заместителя директора Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ А.А. Муковнина №25/2306 от 13.11.2020, которому судом не дана правовая оценка. Кроме того, в вышеуказанном письме директора ФКУЗ Ставропольского НИИ Роспотребнадзора указано, что только при отклонении от правил сжигания трупов в зольном остатке могут сохраниться жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы. Подтверждением выполнения ветеринарным врачами всех мероприятий, предусмотренных при ликвидации сибирской язвы, в том числе сжигания трупа животного, является снятие карантина, то есть подтверждение безопасности территории для окружающей среды и населения.

Судом не установлено, что основанием для признания захоронения сибироязвенным скотомогильником послужило утверждение Правительством Ульяновской области целевой программы «Обеспечение устойчивого благополучия животноводства Ульяновской области на период с 2005-2012 годы», по которой безопасные в ветеринарно-санитарном отношении захоронения золы трупа животного, павшего от сибирской язвы безосновательно перешли в категорию сибироязвенных скотомогильников. По захоронениям с 2010 года стали вестись санитарные карточки, в том числе на скотомогильник в срасный Бор Вешкаймского района Ульяновской области, установлены ограждения и таблички, осуществлялся контроль за состоянием захоронений до 01.01.2020.

Судом не приняты во внимание материалы по отбору проб почвы с места сжигания трупа животного, павшего от сибирской язвы в срасный Бор Вешкаймского района Ульяновской области, лабораторные исследования и экспертные заключения, выполненные ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия», которые доказывают безопасность ликвидированного захоронения.

Полагает, что ветеринарно-санитарная карточка №1 на скотомогильник в срасный Бор Вешкаймского района Ульяновской области не может считаться первоисточником информации, поскольку проверка состояния скотомогильника осуществлялась в 2013 году, а захоронения произведены в 1969 году. Также на месте сжигания отсутствуют объекты недвижимости и инженерные сооружения, что является подтверждением отсутствия скотомогильника. Документы-первоисточники с указанием точного места сжигания трупов и описанием того, что было утилизировано, отсутствуют.

Бездействия со стороны Агентства ветеринарии Ульяновской области не имеется, поскольку ветеринарными службами Ульяновской области, в том числе ОГБУ «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» проводились все необходимые профилактические мероприятия по предупреждению болезней животных. В период принятия спорного распоряжения осуществление каких-либо действий, направленных на обеспечение безопасности захоронения не предполагалось.

Относительно решения в части возложения обязанности восстановить скотомогильник указывает, что Агентством ветеринарии не осуществлялись меры по ликвидации ограждений, канав и предупреждающих табличек. Мероприятия по ликвидации скотомогильника включали в себя разравнивание и прикатывание поверхностного слоя почвы с последующей дезинфекцией. На момент ликвидации захоронений как объекты недвижимости они отсутствовали, земля, находящаяся под отсутствующим объектом недвижимости не разграничена. Принятым решением предполагается расходование бюджетных средств на объект недвижимости, не находящийся в собственности Ульяновской области.

Кроме того судом не определены географические координаты места захоронения и площадь ограждений в срасный Бор Вешкаймского  района Ульяновской области. Согласно ответу специализированной организации Ульяновского БТИ установить место нахождения захоронения невозможно.

Считает необоснованным восстановление прокурору срока для подачи административного искового заявления.

В заседание суда апелляционной инстанции кроме представителя административного истца и представителей Агентства ветеринарии Ульяновской области, другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Как установлено судом, распоряжением Агентства ветеринарии Ульяновской области №781-р от 23.12.2019 «О ликвидации неиспользуемых скотомогильников на территории Вешкаймского, Инзенского, Карсунского, Сурского, Новомалыклинского, Сенгилеевского, Цильнинского, Чердаклинского районов Ульяновской области, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении» начальникам соответствующих подведомственных учреждений поручено организовать и провести мероприятия по ликвидации скотомогильников, как неиспользуемых, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении, в том числе скотомогильника, расположенного в срасный Бор Вешкаймского района Ульяновской области.

В соответствии с требованиями п.7.3. «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №13-7-2/469, на данный скотомогильник была оформлена ветеринарно-санитарная карточка.

Согласно представленной Агентством ветеринарии Ульяновской области в Ульяновскую межрайонную природоохранную прокуратуру копиям ветеринарно-санитарной карточки №1 на сибиреязвенный скотомогильник в срасный Бор Вешкаймского района Ульяновской области в скотомогильник в 1921, 1939, 1969 годах были захоронены животные, павшие от сибирской язвы. Площадь скотомогильника – 600 кв.м. Скотомогильник удален от срасный Бор на 2100 м, от фермы на 2500 м, от водоема на 2300 м. В части расположения скотомогильника указано на наличие выкопировки из карты землепользования в масштабе 1:5000 (в 1 см – 50м) с привязкой к постоянному ориентиру (тригонометрическая вышка, дорога с твердым покрытием, линия электропередачи).

Из актов обследования состояния сибиреязвенного скотомогильника за 2015 – 2018 годы усматривается, что площадь скотомогильника 100 кв по периметру была огорожена забором из металлических столбов, обтянутых колючей проволокой, высотой 2 м, непосредственный участок сибиреязвенного захоронения накрыт бетонным саркофагом площадью 4,5 кв.м, установлен знак «опасно сибиреязвенный скотомогильник».

Представленная Агентством ветеринарии Ульяновской области в суд копия ветеринарной карточки содержит аналогичную информацию, а также о захоронении зольных остатков после сжигания трупов животных, павших от сибирской язвы.

Данный скотомогильник включен в кадастр скотомогильников Приволжского федерального округа и базу сибиреязвенных захоронений в Ульяновской области.

Согласно акту от 30.12.2019 о проведении ликвидации неиспользуемого сибиреязвенного скотомогильника указанный сибиреязвенный скотомогильник ликвидирован в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области» и распоряжением Агентства ветеринарии Ульяновской области от 23.12.2019 №781-р.

Волжским межрегиональным природоохранным прокурором в адрес Правительства Ульяновской области 13.11.2019 было направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений на территории Ульяновской области.

На оспариваемое распоряжение Агентства ветеринарии Ульяновской области Волжским межрегиональным природоохранным прокурором 31.01.2020 был принесен протест, по результатам рассмотрения которого Агентство ветеринарии Ульяновской области в ответе от 14.02.2020 указало на недостоверность приведенных в протесте сведений, сославшись на то, что в скотомогильниках имело место захоронение зольных остатков после сжигания трупов животных, павших от сибирской язвы, в связи с чем скотомогильники не являются почвенными очагами сибирской язвы. По результатам проведенных лабораторных испытаний возбудитель сибирской язвы на территориях скотомогильников не обнаружен.

Принимая решение по делу, суд пришел к выводу о том, что ликвидация скотомогильника в срасный Бор Вешкаймского района Ульяновской области противоречит требованиям Санитарно-эпидемиологических правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56, Федеральному закону от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», названному постановлению Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области», нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами и устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, создает угрозу распространению сибирской язвы, возникновения чрезвычайной ситуации.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку он основан на надлежащей оценке исследованных доказательств, правильном применении норм права.

В соответствии со ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.

Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п.2.1 Санитарных правил «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56 сибирская язва (Anthrax) представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой относится ко II-й группе патогенности. Болезнь у человека чаще всего протекает в кожной форме, в отдельных случаях осложняется сибиреязвенным сепсисом; может развиться генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной и кишечной формах.

Основными источниками возбудителя сибирской язвы для человека являются сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, свиньи), больные сибирской язвой. Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и вегетативных формах (п.2.3 СП 3.1.7.2629-10).

Почвенными очагами сибирской язвы считаются места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические ямы, «моровые поля») (п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10).

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно п.2 ст.2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (ст.6 названного Федерального закона).

Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 17.07.2013 №302-П «Об утверждении порядка ликвидации неиспользуемых, запрещенных к эксплуатации и закрытых скотомогильников на территории Ульяновской области», принятому во исполнение Закона РФ от 14.05.1993 №4979-I «О ветеринарии», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 3, 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», действовавшему на дату принятия оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии Ульяновской области, земляные скотомогильники и биотермические ямы, в которые захоранивались трупы животных, павших от сибирской язвы, (сибиреязвенные скотомогильники), не подлежат ликвидации независимо от сроков давности.

В силу приведенных норм права у административного ответчика Агентства ветеринарии по Ульяновской области отсутствовали основания для принятия распоряжения №781-р от 23.12.2019 о ликвидации скотомогильников, в числе которых скотомогильник в срасный Бор Вешкаймского района Ульяновской области.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание нормы санитарного законодательства, в соответствии с которыми животные, павшие от сибирской язвы, подлежали захоронению только путем сжигания, в спорном скотомогильнике захоронена зола сожженных животных, которая не представляет опасности, ликвидированное место захоронения не является сибиреязвенным скотомогильником, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они противоречат материалам дела и приведенным нормам права.

Факт захоронения в скотомогильнике животных, павших от сибирской язвы, установлен ветеринарной карточкой, копия которой представлена в материалы дела. Ссылка Агентства ветеринарии Ульяновской области на то, что в соответствии с требованиями санитарного законодательства захоронение животных, павших от сибирской язвы, производилось путем сжигания, не свидетельствует о наличии оснований для ликвидации сибиреязвенных скотомогильников, поскольку в соответствии с п.2.8.4 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила» захоронения зольных остатков павших от сибирской язвы животных считаются сибиреязвенными захоронениями, являются почвенными очагами сибирской язвы, представляющими эпизоотолого-эпидемиологическую опасность, и не подлежат ликвидации вне зависимости от срока давности формирования захоронения.

При отклонении от правил сжигания трупов в зольном остатке могут сохраняться жизнеспособные споры возбудителя сибирской язвы.

Лабораторные исследования, по результатам которых установлено отсутствие сибиреязвенного микроба в почве захоронений не может свидетельствовать о безопасности захоронений в силу приведенных выше норм права, кроме того отсутствуют основания считать, что пробы взяты во всех возможных местах локализации спор.

Ссылка Агентства ветеринарии Ульяновской области на то, что в настоящее время не предусмотрено ведение ветеринарно-санитарных карточек на скотомогильники, не опровергает установленные судом обстоятельства и выводы суда о том, что спорные сибиреязвенные захоронения не подлежали ликвидации в силу действующего законодательства.

Доводы Агентства ветеринарии Ульяновской области в апелляционной жалобе о том, что судом дана неправильная правовая оценка содержанию писем заместителя Роспотребнадзора от 22.06.2020 и директора ФКУЗ Ставропольского НИИ Роспотребнадзора от 18.06.2020, которые искажают санитарно-эпидемиологические правила, неправомерно признают захоронения зольных остатков сибиреязвенными скотомогильниками, противоречат п.8.6 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 13.05.2010 №56, а также письму заместителя директора Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ А.А. Муковнина №25/2306 от 13.11.2020, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они не опровергают правильность выводов суда об отсутствии оснований для ликвидации сибиреязвенного захоронения.

Как усматривается из материалов дела, при принятии решения суд исходил из того, что в скотомогильнике имело место захоронение зольных останков животных, павших от сибирской язвы. Суд не приходил к выводу о том, что при захоронении животных, павших от сибирской язвы, имело место нарушение положений п.8.6 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 13.05.2010 №56, которыми предусмотрено обязательное сжигание трупов больных животных и всех продуктов, полученных при вынужденном убое больных сибирской язвой животных.

Судебная коллегия обращает внимание, что данный скотомогильник был включен как сибиреязвенный в областную целевую программу «Обеспечение устойчивого благополучия животноводства Ульяновской области на период 2005 - 2012 годы», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 01.06.2011 №25/240-П. Разработчиком программы являлось, в том числе Управление ветеринарии администрации Ульяновской области. Согласно данной программе возбудитель сибирской язвы является опасным в течение 100 лет.

Несогласие Агентства ветеринарии с решением о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обеспечению безопасности сибиреязвенного захоронения не влечет отмену решения суда в данной части.

Поскольку с момента вынесения распоряжения №781-р от 23.12.2019 о ликвидации скотомогильников Агентством ветеринарии Ульяновской области не осуществлялись мероприятия по обеспечению безопасности спорного сибиреязвенного скотомогильника, суд пришел к правильному выводу о наличии незаконного бездействия административного ответчика по реализации своих полномочий.

Несогласие Агентства ветеринарии по Ульяновской области с решением суда о возложении на Агентство обязанности по восстановлению скотомогильника не опровергает правильность решения в указанной части.

В соответствии с ч.ч.2 и 3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает в решении на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку требования административного истца к Агентству ветеринарии по Ульяновской области удовлетворены, суд обоснованно возложил на данного административного ответчика обязанность по обеспечению безопасности скотомогильников в соответствии с требованиями СП 3.1.7.2629-10.

Судом в решении мотивирован вывод, на основании которого принято решение о возложении на Агентство ветеринарии по Ульяновской области обязанности по обеспечению безопасности сибиреязвенного захоронения, и судебная коллегия с данным выводом соглашается.

Решение суда в данной части соответствует требованиям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.7.1 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила».

Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие координат скотомогильника на местности, что будет препятствовать исполнению решения суда, не свидетельствует о законности принятого Агентством ветеринарии по Ульяновской области распоряжения о ликвидации скотомогильника и отсутствии оснований для исполнения данным административным ответчиком требований санитарного законодательства. Описание местоположения скотомогильников имеется в ветеринарно-санитарных карточках, географические координаты в системе GPS содержатся в базе данных сибиреязвенных скотомогильников Ульяновской области. Кроме того названные обстоятельства не препятствовали Агентству ветеринарии по Ульяновской области принимать участие в мероприятиях по ликвидации скотомогильника, что свидетельствует о наличии у Агентства необходимой информации о месте его нахождения.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для восстановления прокурору срока на подачу настоящего административного иска, поскольку данный срок был пропущен в связи с осуществлением административным истцом действий, направленных на проверку всех обстоятельств спора и сбор доказательств для обоснования исковых требований. Обращение прокурора в суд с требованиями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также в связи с тем, что допущенное нарушение санитарно-экологического законодательства и, соответственно, нарушение прав неопределенного круга лиц носит длящийся характер.

Принятие закона, которым изменяется порядок ликвидации неиспользуемых скотомогильников, не может служить основанием для отмены решения суда в части признания незаконным и отмены оспариваемого распоряжения Агентства ветеринарии по Ульяновской области, поскольку, как указано выше, распоряжение и действия по ликвидации скотомогильника были приняты в нарушение действовавшего правового регулирования, запрещающего ликвидацию сибиреязвенных скотомогильников и биотермических ям независимо от сроков давности захоронений.

Всем имеющимся в деле доказательствам, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Российской Федерации, с которой судебная коллегия соглашается.

Судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 8 апреля 2021 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 27 мая 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Агентства ветеринарии Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

 

33а-3131/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ОГБУ Симбирский референтный центр ветеринарии и безопастности продовольствия
Агентство ветеринарии Ульяновской области
Другие
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области
Соколова М.С.
Сафонов А.А.
Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области
Муниципальное учреждение администрация муниципального образования Вешкаймский район Ульяновской области
Замаолтдинов Р.Р.
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--uln.sudrf.ru
29.06.2021Передача дела судье
03.08.2021Судебное заседание
12.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее