судья Д.В. Асауленко
дело № 33а-5694
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 24 сентября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, В.В. Ставича,
при секретаре А.В. Чариковой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу представителя административных истцов И.Б. Кузнецова, Р.Р. Сатдарова, М.Н. Денисовой по доверенности В.С. Потапова на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 26 июня 2019 года по административному иску Кузнецова Игоря Борисовича, Сатдарова Рината Рашитовича, Денисовой Марины Николаевны, Фрекэуцана Василия Георгиевича на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 26 июня 2019 года по делу по административному исковому заявлению о признании незаконным акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы № 9088198 от 6 апреля 2018 года; о признании незаконным уведомления № 21-02/19 Управы района Хорошево-Мневники города Москвы СЗАО от 21 февраля 2019, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Административные истцы обратились в суд с указанным выше административным исковым заявлением, мотивируя свои требования незаконностью акта № 9088198 от 6.04.2018, в котором по результатам обследования земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 3-я Хорошевская, вл. 18, корп. 2 зафиксировано строение 2100 кв.м. в отсутствие документов, являющихся основанием для размещения объектов, являющихся объектами капитального строительства, поскольку утверждают об оформлении в отношении данного земельного участка договора аренды. Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения оспариваемого уведомления о демонтаже незаконно размещенных объектов, что так же, по этой причине, по мнению административных истцов, является незаконным.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 26 июня 2019 года постановлено: административный иск оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административные истцы просят об отмене решения суда по изложенным в ней доводам.
В заседании судебной коллегии представитель административных истцов И.Б. Кузнецова, Р.Р. Сатдарова, М.Н. Денисовой по доверенности В.С. Потапов доводы жалобы поддержали.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученной по материалам дела, не имеется.
Как следует из материалов дела, между ДГИ г. Москвы и административными истцами заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 31.03.2015 № М-08-046537, на основании которого административным истцам предоставлен в аренду земельный участок № 9088198, расположенный по адресу: г. Москва ул. 3-я Хорошевская вл. 18 корп. 2.
Госинспекцией по недвижимости 6 апреля 2018 года проведено обследование земельного участка с адресными ориентирами: Москва, 3-я Хорошевская ул., вл. 18, корп. 2 по результатам которого составлен акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка № 9088198.
Согласно акту Госинспекции недвижимости от 6 апреля 2018 года установлено, что на вышеуказанном земельном участке размещены объекты: строение площадью 2000 кв.м. и строение площадью 100 кв.м. (материал стен: металл). Указанные строения размещены в отсутствие какой-либо разрешительной документации. Выявленные объекты на технический и кадастровый учет не поставлены, имущественные права не оформлены.
Земельный участок с кадастровым номером 77:08:0010005:33, расположенный по адресу: Москва, ул. 3-я Хорошевская, вл. 18, корп. 2 предоставлен арендаторам в соответствии с договором аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 31.03.2015 № М-08-046537 для целей эксплуатации здания производственно-складской базы. В соответствии с п. 1.5 договора аренды от 31.05.2015 № М-08-046537 на земельном участке расположено двухэтажное, нежилое здание. Данными Росреестра также подтверждается, что на земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером: 77:08:0010005:1056.
В соответствии с п. 4.3. договора аренды земельный участок предоставляется без права возведения временных и капитальных зданий и сооружений, земельный участок по адресу: г. Москва, ул. 3-я Хорошевская, вл. 18, корп. 2, для целей проектирования и строительства (реконструкции) зданий не предоставлялся.
21 февраля 2018 года Управа района Хорошево - Мневники г. Москвы направила административным истцам уведомление № 2102/19 о том, что в соответствии с актом Госинспекции № 9088198 от 6 апреля 2018 года незаконно размещенный объект подлежит сносу в установленном порядке.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался законностью оспариваемого акта Госинспекции недвижимости и уведомления Управы Хорошево-Мневники г. Москвы.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, которые в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации защищаются равным образом.
В силу ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В соответствии с п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права других лиц.
В связи с этим любое использование рассматриваемых земельных участков без выраженного в установленном порядке согласия уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы является нарушением гражданских прав г. Москвы на владение, пользование и распоряжение соответствующими земельными участками, которые подлежат защите способами, предусмотренными гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Город Москва как субъект Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в ее собственности (п. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ). Кроме этого, как город федерального значения Москва осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (абзац четвертый п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ").
В правоотношениях по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, субъект Российской Федерации - г. Москва выступает как собственник соответствующего недвижимого имущества на равных началах с иными участниками этих правоотношений (гражданами и юридическими лицами), что регламентировано п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом от имени г. Москвы правомочия собственника осуществляют уполномоченные органы государственной власти г. Москвы (п. 1 ст. 125, п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 (ред. от 27.12.2017) "О землепользовании в городе Москве" земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду, безвозмездное пользование гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременений и ограничений по использованию этих земельных участков.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП (ред. от 18.12.2018) утверждено «Положение о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы».
Согласно ст. 1 Положения государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы, в том числе являющихся объектами культурного наследия (далее - объекты нежилого фонда), мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, контроль за соблюдением требований к размещению сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы (далее - земли), выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.
Согласно ст. 4.4.1 Госинспекция осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением требований по использованию земель, установленных законами города Москвы, правовыми актами города Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, инвестиционными контрактами, утвержденной проектной и иной документацией.
Согласно ст. 4.5.1 Положения Госинспекция осуществляет контроль за соблюдением условий договоров аренды в части использования земель и объектов нежилого фонда.
Согласно ст. 4.3 Положения Госинспекция осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением требований по использованию объектов нежилого фонда, установленных законами города Москвы, правовыми актами города Москвы, инвестиционными контрактами, утвержденной проектной и иной документацией (ст. 4.3.1).
Анализируя доводы апелляционной жалобы о незаконности акта Госинспекции по недвижимости, судебная коллегия приходит к выводу об их необоснованности.
Действия Госинспекции по недвижимости по составлению акта № 9088198 от 6 апреля 2018 года входят в полномочия Госинспекции по недвижимости в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительств Москвы № 184-ПП от 25.04.2012, Административным регламентом исполнения Государственной инспекцией по контролю за использование объектов недвижимости города Москвы государственных функций по осуществлению контроля за использованием земель и находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы № 282-ПП от 19.05.2015.
Акт составлен Госинспекцией по недвижимости по результатам обследования земельного участка и представляет собой документальную фиксацию обстоятельств и доказательств, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия способные повлечь нарушение прав и законных интересов административных истцов.
Рассматривая довод апелляционной жалобы относительно незаконности оспариваемого уведомления, судебная коллегия находит его необоснованным.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался постановлением Правительства Москвы от 2.11.2012 N 614-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещению таких объектов", постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О Полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", и верно исходил из необходимости требований административного иска, поскольку оспариваемое уведомление вынесено Управой на основании материалов проверки Госинспекции по недвижимости города Москвы о факте незаконного (нецелевого) использования обществом земельного участка по указанному адресу и действия Управы соответствуют вышеуказанным нормативным правовым актам.
Данная правовая позиция суда является верной, поскольку в полной мере согласуется с предписаниями вышеприведенных законоположений и обстоятельствами установленными в результате рассмотрения административного спора.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 26 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
судья Д.В. Асауленко
дело № 33а-5694
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 24 сентября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, В.В. Ставича,
при секретаре А.В. Чариковой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко апелляционную жалобу представителя административных истцов И.Б. Кузнецова, Р.Р. Сатдарова, М.Н. Денисовой по доверенности В.С. Потапова на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 26 июня 2019 года по административному иску Кузнецова Игоря Борисовича, Сатдарова Рината Рашитовича, Денисовой Марины Николаевны, Фрекэуцана Василия Георгиевича на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 26 июня 2019 года по делу по административному исковому заявлению о признании незаконным акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы № 9088198 от 6 апреля 2018 года; о признании незаконным уведомления № 21-02/19 Управы района Хорошево-Мневники города Москвы СЗАО от 21 февраля 2019, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 26 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи