Хасавюртовский районный суд РД
Судья Минтемирова З.А.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. по делу N 33-1330/2015, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Джарулаева А.К.
судей – Хираева Ш.М., Ашурова А.И.
при секретаре – Муртазаалиевой П.Х.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального образования «село Первомайское» Хасавюртовского района РД (далее МО «село Первомайское») на решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 13 января 2015 года по делу по заявлению Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «село Первомайское» о признании бездействия незаконным, понуждения к действиям по устранению нарушений законодательства об охране источников питьевого водоснабжения,
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ре6спублике Дагестан в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД в г. Хасавюрт (далее по тексту ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Хасавюрт) обратилось в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «село Первомайское» о признании бездействия незаконным, понуждения к действиям по устранению нарушений законодательства об охране источников питьевого водоснабжения,
В обоснование исковых требований указано, что ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Хасавюрт проведена проверка соблюдения исполнения законодательства по эксплуатации систем водоснабжения и обеспечения водой на территории МО «село Первомайское». При этом установлено, что в нарушение требований статей 18 и 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 25 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 26.09.2001 года, территории, где размещены артскважины, не забетонированы и не благоустроены, нет согласованной Программы производственного контроля и договора на проведение лабораторных исследований, сами лабораторные исследования качества подаваемой населению питьевой воды не проводятся, не ведется учет аварий и утечек водопроводной сети, не проводится плановая ревизия и профилактическая дезинфекция водопроводной сети, нет санитарно-эпидемиологического заключения на зоны санитарной охраны водных объектов.
11.06.2014 года главе МО «село Первомайское» выдано предписание об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Однако требования санитарно-эпидемиологического законодательства при охране источников питьевого водоснабжения администрацией МО «село Первомайское» не выполнены в полном объеме.
Решением судьи Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 13 января 2015 года исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Хасавюрт удовлетворены в полном объеме.
На указанное решение суда подана апелляционная жалоба, в которой выражается несогласие МО «село Первомайское» с выводами судьи районного суда, полагают, что решение вынесено без учета того, что у муниципального образования отсутствуют достаточные финансовые средства для устранения недостатков, изложенных в заявлении.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных, но неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле (ст. 167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательства-ми, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда отвечает указанным требованиям.
Разрешая возникший спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и пришел к правильному выводу о том, что заявление ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Хасавюрт подлежат удовлетворению.
Данный вывод основан на материалах дела, соответствует требованиям закона и оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.
Так, в рамках проверки состояния благоустроенности артскважин, проведенной ТО Управление Роспотребнадзора по РД в г. Хасавюрт, установлено, что нарушены гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжение территории МО «село Первомайское», которые не отвечают предъявляемым законом требованиям.
11.06.2014 года главе МО «село Первомайское» выдано предписание № 23/107 об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. 11.06.2014 г. составлен протокол об административном правонарушении № 0166/23 по ст. 6.5 КоАП РФ в отношении главы МО «село Первомайское» Салахова И.М., по результатам рассмотрения которого, последний признан виновным в допущении административного правонарушения с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 2.000 руб.
Однако, несмотря на выявленные нарушения, администрацией МО «село Первомайское» требования вышеуказанных нормативно-правовых актов по организации санитарно-эпидемиологического законодательства по охране источников питьевого водоснабжения, не выполняются в полном объеме по настоящее время.
Считая выявленные нарушения незаконным бездействием со стороны администрации МО «село Первомайское», нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц, граждан, создающим угрозу их жизни и здоровью, ТО Управление Роспотребнадзора по РД в г. Хасавюрт обратилось в суд с указанными выше исковыми требованиями.
В соответствии со статьёй 46 ГПК РФ Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу эко-логическим правонарушением.
В соответствии со статьей 35 Закона Республики Дагестан от 13.01.2005 № 6 «О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан» МО «село Первомайское» наделено статусом сельского поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (О водоснабжении и водоотведении» (в редакции закона, действовавшей до 09.01.2015 года, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
По п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией России и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции закона, действовавшей до 01.01.2015 года, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции) к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом в предела полномочий, установленных законодательством России.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся владение пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
На основании статей 11 и 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствие с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении. Население сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, которая соответствует санитарным требованиям.
Для создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 г. № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации.
Данными Правилами регламентируются технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных пунктов установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача России от 26 сентября 2001 г. № 24.
Согласно п.п. 4.1,4.8 указанных Правил, за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидслужбы России в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям.
В соответствии с п.п. 5 п. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта России.
Также согласно п. 1 ст. 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов России.
В соответствии с пп. 1 и 5 п. 1 ст. 50 указанного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В нарушение указанных требований закона территории МО «село Первомайское», где размещены артскважины, не забетонированы и не благоустроены, нет согласованной Программы производственного контроля и договора на проведение лабораторных исследований, сами лабораторные исследования качества подаваемой населению питьевой воды не проводятся, не ведется учет аварий и утечек водопроводной сети, не проводится плановая ревизия и профилактическая дезинфекция водопроводной сети, нет санитарно-эпидемиологического заключения на зоны санитарной охраны водных объектов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что отсутствие благоустроенных и соответствующих нормам источников питьевого водоснабжения, нарушает права граждан и неопределенному кругу лиц, угрожает их здоровью. Не принятие мер по разрешению этих вопросов ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Довод ответчика в апелляционной жалобе об отсутствии у МО «село Первомайское» достаточных денежных средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора, поскольку такая обязанность на орган местного самоуправления возложена Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами.
По положениям ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. Поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.
На основании изложенного Судебная коллегия приходит к выводу, что правовых оснований к отмене постановленного судом решения не имеется, оно соответствует нормам материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 13 января 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального образования «село Первомайское» Хасавюртовского района РД - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи