Гражданское дело № 2-2835/22
УИД: 77RS0002-02-2022-008266-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2022 года город Москва
Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Графовой Г.А., при секретаре Мотиной Д.Ф., с участием представителя истца Володиной М.М., представителя ответчика Хархардина Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2835/22 по иску Кавказского транспортного прокурора, действующего в защиты неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании принять меры к снижению уровня шума и вибрации, разработать и установить санитарно-защитную зону,
УСТАНОВИЛ:
Кавказский транспортный прокурор обратился в суд с требованием
обязать ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- принять меры по снижению уровня шума в доме № 7 по ***
- принять меры по снижению уровня вибрации в доме № 7 по ***
- разработать и установить санитарно-защитную зону в районе дома ***
Представитель истца Володина М.М. в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Хархардин Д.Н. в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судом установлено, что Кавказской транспортной прокуратурой на основании заявления Красавина А.А. проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства деятельности Кавказской дистанции пути – структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД».
Так ранее, на основании распоряжения от 18 сентября 2020 г. № *** в период с 22 по 28 сентября 2020 года Северо-Кавказским территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту была проведена внеплановая выездная проверка ОАО «РЖД» с целью рассмотрения коллективного обращения жителей дома № 7 *** из-за повышенного уровня шума и вибрации от деятельности железнодорожного транспорта.
В ходе проверки проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, которой установлено, что эквивалентные и максимальные уровни звука, а также эквивалентные уровни виброускорения при движении железнодорожного транспорта в жилых помещениях дома № 7 ***, превышают допустимые уровни.
По результатам проверки составлен акт от 25 сентября 2020 г. № ***и было выдано предписание от 22 октября 2020 г. № ***, согласно которому ОАО «РЖД» обязано в срок до 22 декабря 2020 г. принять меры по снижению уровня шума в доме № 7 (пункт 1 предписания); в срок до 22 февраля 2021 г. принять меры по снижению уровня вибрации в доме № 7 (пункт 2 предписания); в срок до 22 марта 2021 г. разработать и установить санитарно-защитную зону в районе дома № 7 (пункт 3 предписания).
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, находит требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Статьей 23 указанного Закона предусмотрено, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных условий проживания независимо от его срока.
В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы при проживании и пребывании человека в здании или сооружении не возникало вредного воздействия на человека в результате физических, биологических, химических, радиационных и иных воздействий.
Приказом Минстроя России от 03 декабря 2016 г. № 893/пр утвержден Свод правил «СП 276.1325800.2016. Свод правил. Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков», требования которого следует применять при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений и благоустройстве прилегающих к ним территорий в целях своевременной разработки мероприятий по их защите от неблагоприятного воздействия транспортного шума.
Пунктами 4.9, 4.12 указанного Свода правил предусмотрено, что в условиях стесненной городской застройки, высокой плотности улично-дорожной сети, дефицита свободных территорий наиболее целесообразно применение шумозащитных сооружений в виде придорожных шумозащитных экранов. При проектировании вновь возводимых жилых и общественных зданий с нормируемым шумовым режимом, расположенных на примагистральных территориях, следует предусматривать установку в помещениях зданий шумозащитного остекления и клапанов проветривания.
Кроме того, постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г.
№ 170 (зарегистрировано в Минюсте России 15 октября 2003 г. № 5176) утверждены «Правила и нормы технической эксплуатации жилого фонда», которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления и организациями-застройщиками.
Пунктом 4.10.4.5 Правил предусмотрено, что жилая застройка должна быть отделена от железнодорожной линии и станции защитной зоной шириной не менее 200 м; для железнодорожных линий I и II категорий - не менее 150 м; для железнодорожных линий III и IV категорий и не менее 100 м от станционных путей, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железнодорожной линии в выемке или устройства вдоль линии шумозащитных экранов минимальные значения ширины защитной зоны могут быть уменьшены на основании акустического расчета, но не более чем 50 м.
В соответствии с п. 4.10.4.7 Правил при расположении жилых зданий вдоль железнодорожной магистрали следует устраивать шумозащитные экраны, насыпи, выемки, валы, стенки-барьеры или здания-экраны различного функционального назначения, размещаемые на прилегающей территории в сочетании с зелеными насаждениями.
Следовательно, соблюдение санитарных и строительных правил в отношении жилых помещений должно быть обеспечено при разработке проектной документации, строительстве или реконструкции жилых домов. При этом необходимо соблюдать требования по удаленности именно жилой застройки от железной дороги, а не наоборот.
Согласно предоставленным техническим паспортам, верхнее строение пути направления Тихорецк-Армавир 1557 км+748-1591 км+064 построено в 1872 году, жилой дом № 7 по *** построен в 1969 году на расстоянии около 18 метров от железнодорожных путей.
Таким образом, при строительстве жилого дома должны были соблюдаться действующие на тот момент нормы и правила о проектировании, планировке и застройке городов, в том числе касающиеся строительства жилых домов вблизи объектов железнодорожного транспорта.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
25 сентября 2007 г. № 74 утверждены санитарные правила СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН), предусматривающие установление санитарно-защитных зон в отношении промышленных объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. При этом п. 3.10 СанПиН предусмотрено, что проектом санитарно-защитной зоны должны быть определены мероприятия, в том числе по защите населения от физического воздействия промышленных объектов и производств.
Указанные требования СанПиН в редакции постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 09 сентября 2010 г. № 122 применяются только в отношении вновь строящихся, либо реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта.
Доказательств осуществления ответчиком строительства новых железнодорожных путей, либо реконструкции существующих, истцом не представлено. В связи с чем на истца не может быть возложена обязанность по проведению мероприятий по снижению уровня шума и вибрации в доме № 7 по ***.
В соответствии со ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Ответчиком в доказательство соблюдения указанных выше требований законодательства представлены технические паспорта на верхнее строение пути и жилой дом, документы, свидетельствующие о проведении ОАО «РЖД» мероприятий по снижению уровня шума и вибрации от осуществления деятельности на железнодорожных путях общего пользования.
Из представленных актов выполненных работ следует, что на спорном участке пути Северо-Кавказской железной дороги проводился капитальный ремонт, в ходе которого выполнены работы, направленные на снижение шумовой и вибрационной нагрузки от прохождения подвижного состава (уложен бесстыковой путь, произведена глубокая очистка щебеночного балласта). Указанные работы были завершены в октябре-ноябре 2020 года после проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Доказательств обратного со стороны прокурора не предоставлено, так как в период после проведенного ремонта и до настоящего времени никаких замеров, либо экспертиз уровня шума и вибрации не проводилось.
Кроме того, из имеющихся в деле документов усматривается, что возле дома № 7 по *** расположена автомобильная дорога, находящаяся в муниципальной собственности. За автомобильной дорогой располагаются железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие ООО «МЭЗ Юг Руси» и ООО «Кропоткинский терминал».
Истец, обращаясь с иском в суд, не исследовал вопрос влияния уровней шума от иных источников – автодороги, принадлежащей администрации Кропоткинского городского поселения, а также железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ООО «МЭЗ ЮГ Руси» и
ООО «Кропоткинский терминал».
В то же время, вступившим в законную силу решением Кропоткинского городского суда от ***г. по делу № ***собственник автодороги – администрация Кропоткинского городского поселения Краснодарского края признана виновной в совершении правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в связи с превышением уровня шума от автодороги в районе дома № 7 по ***.
Следовательно, представленные стороной истца доказательства не свидетельствуют о том, что при осуществлении законной деятельности ответчик нарушает права неопределенного круга лиц в области санитарно-эпидемиологического законодательства.
Также не подлежит удовлетворению требование по разработке и установлению санитарно-защитной зоны.
В силу пункта 18 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации санитарно-защитная зона отнесена к одному из видов зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно положениям части 14 статьи 26 Федерального закона
от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 № 455-ФЗ, от 30.12.2021 № 447-ФЗ), если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 1 января 2025 года либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2028 года.
Пунктом 17 статьи 26 названного Федерального закона определено, что в целях, предусмотренных частью 14 настоящей статьи, правообладатели зданий, сооружений, которые введены в эксплуатацию до дня официального опубликования настоящего Федерального закона и в связи с размещением которых подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, до 1 января 2028 года обязаны обратиться с заявлением об установлении зоны с особыми условиями использования территории в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об установлении зоны с особыми условиями использования территории, с приложением документов, предусмотренных положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида, если ранее такая зона не была установлена.
В связи с этим, требование истца об установлении санитарно-защитной зоны на основании постановления Правительства Российской Федерации
от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» является необоснованным, поскольку указанным выше Федеральным законом, имеющим большую юридическую силу, предусмотрено, что такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2028 года.
Из указанных положений законодательства следует, что требование об установлении санитарно-защитной зоны заявлено истцом преждевременно.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Кавказского транспортного прокурора не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кавказского транспортного прокурора, действующего в защиты неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании принять меры к снижению уровня шума и вибрации, разработать и установить санитарно-защитную зону, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через канцелярию Басманного районного суда города Москвы.
Судья Г.А. Графова