АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-66/2011
28 февраля 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 25.02.2011
Мотивированное решение изготовлено 28.02.2011
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии под председательством судьи Михайлова А.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатьевой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (г. Чебоксары,
пр. Мира, дом 90/1) к индивидуальному предпринимателю Романову Сергею Михайловичу (пос. Ибреси Ибресинского района Чувашской Республики,
ул. Чкалова, дом 1; г. Чебоксары, ул. Гражданская, дом 109, кв. 28) о привлечении к административной ответственности,
при участии: представителя заявителя – старшего специалиста Аликова А.Ю., по доверенности от 01.01.2011 №01-02,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Романова Сергея Михайловича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявление мотивировано неисполнением предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. По результатам проведенного административного расследования в отношении предпринимателя Романова Сергея Михайловича Управлением составлен протокол от 29.12.2010 № 000671.
Так, проверкой выявлено, что предпринимателем не организован контроль технического состояния автобуса по возвращении в гараж, не разработан план мероприятий по снижению аварийности и предупреждению ДТП на 2010 год, имеются нарушения при оформлении путевых листов (не полностью указан адрес собственника, отсутствуют номер телефона, расшифровка подписи механика), отсутствует журнал учета путевых листов, не организовано проведение инструктажей по БДД с водительским составом, отсутствует учет ДТП с участием принадлежащих предпринимателю транспортных средств и нарушений ПДД, не производятся ежемесячные сверки с территориальными управлениями ГИБДД о каждом ДТП с участием принадлежащих транспортных средств, в конструкцию автобуса внесено несанкционирование изменение (дополнительное сиденье).
На основании изложенного Управление просит привлечь индивидуального предпринимателя Романова Сергея Михайловича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал и привел доводы, изложенные в заявлении.
Извещенный надлежащим образом (почтовые уведомления № 085781, 085798) о времени и месте судебного разбирательства предприниматель Романов Сергей Михайлович в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил.
В порядке статей 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом определено разрешить спор в отсутствие не явившего предпринимателя Романова Сергея Михайловича.
Выслушав объяснения представителя заявителя, оценив имеющиеся доказательства, суд считает заявление Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что Романов Сергей Михайлович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 20.05.2010 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Чувашской Республике за основным государственным регистрационным номером 410213314000058.
На осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, предпринимателю Романову С.М. 21.06.2010 выдана лицензия № АСС-21-011472 сроком действия до 21.06.2015.
В ходе проведенной Управлением ГАДН по Чувашской Республике проверки деятельности индивидуального предпринимателя выявлены допущенные последним нарушения лицензионных условий при осуществлении пассажирских перевозок.
Так, предпринимателем Романовым С.М. не организован контроль технического состояния автобуса по возвращении в гараж, не разработан план мероприятий по снижению аварийности и предупреждению ДТП на 2010 год, имеются нарушения при оформлении путевых листов (не полностью указан адрес собственника, отсутствуют номер телефона, расшифровка подписи механика), отсутствует журнал учета путевых листов, не организовано проведение инструктажей по БДД с водительским составом, отсутствует учет ДТП с участием принадлежащих предпринимателю транспортных средств и нарушений ПДД, не производятся ежемесячные сверки с территориальными управлениями ГИБДД о каждом ДТП с участием принадлежащих транспортных средств, в конструкцию автобуса внесено несанкционирование изменение (дополнительное сиденье).
По результатам проверки 29.12.2010 в отношении предпринимателя Романова С.М составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В названном протоколе индивидуальным предпринимателем не оспаривается факт допущенных им правонарушений, о чем свидетельствует его собственноручная подпись (л.д. 6-7).
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом.
Подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
Статьей 2 Закона о лицензировании предусмотрено, что под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 года № 402, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов в числе иных является выполнение требований, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, являются, в том числе:
соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
На основании части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Пунктом 2.5.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, установлено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.
Как следует из представленных в материалы дела путевых листов № 128 от 30.11.2010, № 133 от 05.12.2010, № 134 от 16.12.2010 предпринимателем Романовым С.М. не организован контроль технического состояния автобуса по возвращении в гараж.
Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» устанавливает обязательные реквизиты путевого листа, который должен содержать: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе (пункт 3).
При этом сведения о собственнике (владельце) транспортного средства для индивидуального предпринимателя включают фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.
Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (пункт 17 приказа).
Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя (пункт 13).
Приложенные в материалы дела путевые листы от 30.11.2010 № 128, от 05.12.2010 № 133, от 06.12.2010 № 134 не содержат номер телефона предпринимателя, а также в листах отсутствует расшифровка подписи механика. Данные путевые листы не зарегистрированы в соответствующем журнале ввиду его отсутствия.
В соответствии с пунктом 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.1995 № 27, водители должны быть снабжены необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей. При этом, должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
В нарушение данных норм предпринимателем не представлены документы, свидетельствующие об организации проведения с водительским составом инструктажей, соответственно, не осуществляется учет сведений о проведении указанных инструктажей.
Пунктом 2.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, установлено, что основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются в том числе проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению, а также ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности.
Согласно пункту 18 Постановления Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлением (отделом) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Законодателем предусмотрена обязанность владельцев транспортных средств, вне зависимости от того были или нет дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств, проводить ежемесячную сверку с территориальными органами внутренних дел.
В нарушение указанных норм предпринимателем Романовым С.М. не организован учет дорожно-транспортных происшествий с участием принадлежащих ему транспортных средств, им не проводится ежемесячная сверка с территориальными управлениями ГИБДД о ДТП с участием принадлежащих транспортных средств и нарушений ПДД. Кроме того, предпринимателем Романовым С.М. не разработан план мероприятий по снижению аварийности и предупреждению ДТП на 2010 год.
Согласно пункта 4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27 организации и водители - предприниматели обязаны использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах Государственной автомобильной инспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия (пункт 4 статьи 15 Закона).
Исходя из рапорта главного государственного инспектора отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок от 08.12.2010 № 009385 в конструкцию автобуса ГАЗ-322132 гос. № А081РС внесено изменение, а именно установлено одно дополнительное место для пассажира (л.д. 17). Однако, предпринимателем не представлены документы, свидетельствующие о проведении им повторной сертификации внесенных конструктивных изменений, влияющих на безопасность дорожного движения.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу статьи 2.4 Кодекса предприниматель несет ответственность как должностное лицо.
Из обстоятельств дела усматривается, что у предпринимателя имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении к административной ответственности, заявителем не допущено.
С учетом обстоятельств дела, суд пришел к выводу о необходимости привлечения его к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, так как по заявлениям о привлечении к административной ответственности, рассматриваемым арбитражным судом, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
привлечь индивидуального предпринимателя Романова Сергея Михайловича, 20.04.1985 года рождения, уроженца пос. Буинск Ибресинского района Чувашской АССР, фактически проживающего в
г. Чебоксары, ул. Гражданская, дом 109, кв. 28, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Чувашской Республике и внесенного в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за ОГРН 410213314000058, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в сумме 3 000 руб. (три тысячи рублей).
Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: наименование получателя - УФК по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары, расчетный счет: 40101810900000010005, ИНН - 2128011031, КПП - 213001001, ОКАТО -97401000000 (г. Чебоксары), БИК - 049706001, КБК- 10611690040040000140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.Т. Михайлов