Дело № 2-9005/2017
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 мая 2017 года г. Красноярск
Советский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Кратенко М.В.,
при секретаре Кузнечиковой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трошкина ФИО9 к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес>, Администрации колонии-поселения № ГУФСИН России по <адрес> о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Трошкин А.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес>, Администрации колонии-поселения № ГУФСИН России по <адрес> о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что Трошкин АВ. на основании приговора Советского районного суда <адрес> был осужден к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, в связи с чем, был направлен в № ОИУ-26 ГУФСИН России по <адрес>. На основании постановления Богучанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ переведен для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение, в связи с чем, был переведен в КП № ГУФСИН России по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец был вновь переведен в ИК-№ ГУФСИН России по <адрес>, в связи с признанием его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в колонии-поселения, основанием для этого послужили вынесенные начальником КП № постановления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о выдворении Трошкина А.В. в ШИЗО на 5 суток.
После обращения Трошкина А.В. в прокуратуру <адрес> с заявлением о проведении проверки в отношении действий начальника КП № ГУФСИН России по <адрес>, органами прокуратуры были выявлены нарушения норм уголовно-исполнительного законодательства, вышеуказанные постановления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ отменены, внесен протест на постановление о признании Трошкина А.В. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Таким образом, истец считает, что действиями должностных лиц КП № ГУФСИН России по <адрес> его права были нарушены, ему были причинены физические и нравственные страдания во время нахождения в ШИЗО, поскольку условия содержания осужденных в ШИЗО не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам.
Со ссылкой на изложенные обстоятельства, просит признать действия (бездействия) администрации КП № ГУФСИН России по <адрес> незаконными; взыскать с УФК в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 3 000 000 руб.
Истец Трошкин А.В., представитель администрация КП № ГУФСИН России по <адрес> в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом; истец отбывает наказания в ФКУ ИК – № ОУХД ГУФСИН России по <адрес>.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ – Сазанакова Т.Т. (действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что поскольку незаконные действия, по мнению истца, были совершены должностными лицами, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, надлежащим ответчиком, представляющим интересы Казны РФ, по данному делу является Федеральная служба исполнения наказания РФ.
Кроме того, ссылалась на то, что истцом не представлено доказательств наступивших последствий и причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) должностных лиц и наступившими последствиями, а также доказательств причинения ему физических и нравственных страданий, в связи с чем, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьих лиц ГУФСИН России по <адрес>, ФСИН России - Дорохина Е.С. (действующая на основании доверенностей 12.07.2016г., от 08.06.2016г.) в судебном заседании поддержала доводы представителя Министерства финансов РФ о необоснованности исковых требований Трошкина А.В.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В соответствие с приказом от 19.05.2006 г. № 245 «Об утверждении регламента Федеральной службы исполнения наказаний», задачи и полномочия ФСИН России, необходимые для их реализации, устанавливаются федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Положением о Федеральной службе исполнения наказаний.
ФСИН России самостоятельна в осуществлении своих полномочий и несет ответственность за их реализацию. При осуществлении своих полномочий ФСИН России непосредственно взаимодействует с другими федеральными органами государственной власти и правоохранительными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
ФСИН России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также Положением о Федеральной службе исполнения наказаний (ст. 1.4. регламента).
В соответствие со ст. 1.11 Регламента, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы - управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН России) по федеральным округам, управления (главные управления) Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН России, ГУФСИН России) по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы), учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения (в том числе научно-исследовательские и образовательные), специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Ст. 10.3 Регламента предусмотрено, что исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) ФСИН России или ее должностных лиц, в том числе в результате издания ФСИН России актов, не соответствующих закону или иным нормативным правовым актам, а также исполнение судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета) осуществляется в порядке и сроки, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
При подготовке дела к судебному разбирательству истцу разъяснялся порядок и последствия замены ненадлежащего ответчика, каких-либо возражений со стороны истца Трошкина А.В. относительно привлечения к участию в деле в качестве надлежащего ответчика ФСИН России не поступило.
Принимая во внимание характер заявленных истцом Трошкиным А.В. требований о признании действий должностных лиц КП № ГУФСИН России по <адрес> незаконными, компенсации морального вреда, причиненного вследствие незаконных действий должностных лиц КП № ГУФСИН России по <адрес>, возложение законом полномочий главного распорядителя бюджетных средств на структурное подразделение ФСИН России – ГУФСИН России по <адрес> и обязанности главного распорядителя выступать в качестве представителя РФ по искам о возмещении вреда (компенсации морального вреда), причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц соответствующего ведомства, суд полагает необходимым по данному делу произвести замену ответчика с ненадлежащего Министерства финансов РФ на надлежащего – ФСИН России в лице его территориального органа – ГУФСИН России по <адрес>, расположенному по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 28 ГПК РФ иск предъявляется в суд по месту жительства (нахождения) ответчика.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ суд передает дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
С учетом места нахождения ответчика в лице его территориального органа, суд полагает необходимым, с учетом положений ст.ст. 28, 33 ГПК РФ, передать дело по иску Трошкин А.В. о признании действий (бездействий) должностных лиц незаконными, взыскании компенсации морального вреда, по подсудности в Железнодорожный районный суд <адрес> (по месту нахождения ответчика).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 33,224-225 ГПК РФ, суд,
О П Р Е Д Е Л И Л :
По гражданскому делу № по иску Трошкина ФИО9 о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации морального вреда, произвести замену ненадлежащего ответчика с Министерства финансов РФ на ФСИН России.
Гражданское дело по иску Трошкина ФИО9 к ФСИН России, Администрации колонии-поселения № ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации морального вреда, передать по подсудности на рассмотрение Железнодорожного районного суда <адрес>.
Определение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в пятнадцатидневный срок с момента оглашения.
Председательствующий: М.В. Кратенко