Дело № 2 - 1849/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Благовещенск ***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Исаченко М.В.,
при секретаре Островской Р.В.,
с участием представителя истца Калашникова С.В. - Кутиловой К.А., третьего лица Кальченко З.В., Шумова А.Б.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калашникова Сергея Владимировича к администрации г. Благовещенска о признании незаконным решения об отказе в согласовании местоположения границ земельного участка, возложении обязанности согласовать местоположение границ земельного участка,
Установил:
Калашников С.В. обратился в Благовещенский городской суд с иском к администрации г. Благовещенска, в обоснование заявленных требований указал, что Постановлением Горисполкома от *** *** ПР выделен садовый участок в ***, общей площадью 514 кв.м. ***, зарегистрировано право на пожизненное наследуемое владение данным земельным участком. С *** года ПР фактически пользовалась предоставленным земельным участком площадью 514 кв.м. *** ФГУ «Земельная кадастровая плата» по Амурской области выдан кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером *** площадью 514 кв.м. *** Калашников С.В. принял в наследство по закону земельный участок с кадастровым номером ***. В результате проведения кадастровых работ *** подготовлен межевой план земельного участка с определением местоположения границ земельного участка и его площади с учетом фактического землепользования. Согласно межевому плану от *** земельный участок расположен в кадастровом квартале, границы которого проходят по контуру ***, III сады, с кадастровым номером ***, площадь участка определена в размере 514 кв.м. с учетом сведений содержащихся в кадастровом паспорте земельного участка от *** *** и свидетельстве о праве на наследство по закону от *** ***. Для выявления лиц обладающих смежными земельными участками, правообладателем была получена кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном со стороны земельного участка, местоположение границ которого уточняются. Согласно кадастровой выписке земельный участок с кадастровым номером *** расположен в северо-восточной части квартала, с/т «Вишенка» областного Госбанка, ***, площадь составляет 613 кв.м., сведения о правах отсутствуют, поскольку, данный земельный участок не находится в собственности граждан, юридических лиц, а относится к муниципальной собственности, правообладатель спорного земельного участка за согласованием местоположения границ обратился к администрации г. Благовещенска. *** заключением *** земельное управление администрации г. Благовещенска рассмотрев заявление о согласовании межевого плана земельного участка заявителя, отказало в согласовании, указав на то, что заявленная площадь земельного участка в межевом плане превышает площадь земельного участка предоставленного во владение, границы земельного участка с северной стороны увеличена за счет земель смежного участка с кадастровым номером ***, находящегося на праве собственности у физического лица. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от *** *** земельный участок с кадастровым номером *** расположен в северо-восточной части кадастрового квартала, граница которого проходит по контуру ***, III сады, составляет площадь 528 кв.м и принадлежит на праве собственности ГН, при этом ГН пояснила, что её земельный участок находится в стороне и не соприкасается с границами земельного участка заявителя в связи с чем, не является смежным. Администрация г. Благовещенска незаконно приняла решение об отказе в согласовании местоположения границ земельного участка от *** ***. Местоположение границ земельного участка заявителя и его площадь определены в межевом плане от *** исходя из сведений, содержащихся в кадастровом паспорте земельного участка от *** *** и свидетельстве о праве на наследство по закону от *** серии *** с учетом фактического землепользования - площадью 514 кв.м. выходом на проезд вдоль озера. *** За Калашниковым С.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером *** При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок (п.9 ст.38 Закона о кадастре). Согласно п.1 ч.З ст.39 Закона о кадастре согласование местоположения проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности. Таким образом, согласование местоположения земельного участка заявителя органами местного самоуправления - администрацией г. Благовещенска, является обязательной процедурой при установлении (оформлении) границ земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодатели оспариваемый отказ в согласовании местоположения границ земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя как собственника земельного участка. Просит признать незаконным и необоснованным решение администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании местоположения границ принадлежащего Калашникову СВ. земельного участка с кадастровым *** площадью 514 кв.м., изложенное в заключении от *** ***; обязать администрацию г. Благовещенска устранить в полном объеме допупущенное нарушение прав путем согласования местоположения границ земельного участка, расположенного в кадастровом квартале, границы которого проходят по контуру ***, III сады, с кадастровым номером ***, площадью 514 кв.м.
Представитель истца в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях, поддержала пояснения, изложенные в исковом заявлении, указала на отсутствие доказательств пересечения межевым планом истца границ земельного участка с ***. Как следует из материалов инвентаризации пересечение имеет место быть с участком ***, а не *** по материалам инвентаризации, а участок 26 внесен в ГКН с ***. Отказ ответчика является преждевременным.
Третье лицо Кальченко З.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что ее интересы данным иском не затронуты.
Третье лицо Шумов А.Б. пояснил, что произошла кадастровая ошибка, в результате чего, земельному участку под номером *** по материалам инвентаризации был присвоен кадастровый номер *** с указанием на собственника ГН. В пользовании у него находится участок *** по материалам инвентаризации, им принимаются меры для постановки на кадастровый учет своего земельного участка, приобретенного по договору у Кальченко. Земельный участок ГН поставлен на кадастровый учет с ошибкой.
Истец Калашников С.В., представитель ответчика администрации г. Благовещенска, третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области, третье лицо ГН в судебное заседание не явились, истец Калашникова С.В., представитель ответчика администрации г. Благовещенска, третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, истец обеспечила явку своего представителя, представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, третье лицо ГН извещалась судом надлежащим образом, с соблюдением требований ст. 113 ГПК РФ. В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Представитель ответчика администрации г. Благовещенска в ходе судебного разбирательства пояснила, что границы земельного участка с *** по межевому плану, представленному на согласование в соответствии с материалами инвентаризации пересекают участок 25 по материалам инвентаризации, пользователем которого указана Кальченко З.В. Пользователем земельного участка *** по материалам инвентаризации значится ГН, он поставлен на кадастровый учет с ***. Ранее участок *** по инвентаризации был поставлен на кадастровый учет с *** но так как прав на него не были оформлены, он был снят с кадастрового учета.
Из письменного отзыва представителя третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области следует, что земельный участок с кадастровым номером *** был поставлен на кадастровый учет по заявлению представителя БО действующего на основании доверенности. Орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании документов, предоставленных для кадастрового учета заявителем. К заявлению о постановке на кадастровый учет от *** был приложен межевой план, изготовленный в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного: Амурская область, район *** В соответствие со сведениями, содержащимися в межевом плане, являющемся в соответствие с ч.2 ст. 22, ч.2 ст. 38 Закона о ГКН необходимым и основным для кадастрового учета документом, заказчиком кадастровых работ являлся ГК В качестве приложения межевой план содержал схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории от *** ***, утвержденную в установленном законом порядке администрацией г. Благовещенска. Поскольку противоречия и несоответствия представленных документов друг другу, а также действующему законодательству выявлены не были, Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от *** было принято решение о постановке на кадастровый учет земельного участка, площадью 613 кв.м., с разрешенным использованием - для садоводства с присвоением кадастрового номера ***. Сведения в отношении земельного участка, поставленного на кадастровый учет в соответствие с Законом о ГКН, носят временный характер и не являются кадастровыми. По истечение двух лет со дня постановки на кадастровый учет такого земельного участка, если права в отношении него в установленном порядке не зарегистрированы, подлежат исключению и аннулированию из ГКН. В соответствие с ч. 5 ст. 24, Закона о ГКН в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости. Действующим законодательством также предусмотрена процедура снятия земельного участка с кадастрового учета. В соответствие с ч.1 ст. 25 Закона о ГКН снятию подлежит преобразуемый либо прекративший существование в порядке, предусмотренном ст. 24 объект недвижимости *** с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета обратился представитель администрации г. Благовещенска, то есть, представитель полномочного распорядителя земель, находящихся в муниципальной собственности. Поскольку заявление было подано надлежащим лицом в соответствие с нормами действующего законодательства, *** органом кадастрового учета - ФБУ «КП» по Амурской области было принято решение о снятии земельного участка с кадастрового учета. Земельный участок с кадастровым номером *** является ранее учтенным, то есть, сведения в отношении него были внесены в ГКН в период до принятия и вступления в силу Федерального закона от *** «О государственном кадастре недвижимости» ***. Сведения в отношении указанного земельного участка были внесены в ГКН декларативно на основании правоустанавливающих документов - свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения на землю *** от *** Структура сведений, содержащихся в ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером *** следующая: площадь 514 кв.м., разрешенное использование - для садоводства, граница земельного участка не установлена в соответствие с требованиями земельного законодательства. До настоящего времени сведения о местоположении земельного участка, его площади не уточнялись. Межевой план, изготовленный от ***, в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, III сады, в орган растрового учета заявителем представлен не был. Земельный участок с кадастровым номером *** является ранее учтенным. Был поставлен на кадастровый учет по заявлению ГН от *** г. К заявлению были приложены свидетельство о праве на наследство по закону, чертеж границ земельного участка от ***, на основании которых в ГКН были внесены сведения в ГКН декларативно. Чертеж границ земельного участка содержал сведения о координатах земельного участка в системе координат г., а также содержал сведения о румбах и длинах- зашифрованных сведениях о местоположении земельного участка. Орган кадастрового учета не наделен полномочиями по пересчету координат из одной системы в другую и внесению каких-либо сведений в отношении земельных участков по своей инициативе. Таким образом, поскольку местоположение и площади земельного участка землепользователем уточнены не были, в настоящее время граница земельного участка является не установленной в соответствие с требованиями законодательства.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Калашников Сергей Владимирович является собственником земельного участка с кадастровым номером *** площадью 514 кв.м., что подтверждается свидетельством серии *** от ***.
Земельный участок с кадастровым номером *** является ранее учтенным, сведения в ГКН в отношении него были внесены декларативно на основании правоустанавливающих документов - свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения на землю *** от ***, данный участок имеет площадь 514 кв.м., разрешенное использование - для садоводства, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что следует из кадастрового паспорта *** от ***.
Из материалов дела усматривается, что БИ *** по заявке ВИ по доверенности за Калашникова С.В., выполнен межевой план по установлению на местности границ земельного участка с кадастровым номером ***.
С указанным межевым планом истец обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением ***з от *** о согласовании данного межевого плана.
Из письменного ответа администрации г. Благовещенска *** от *** на заявление истца следует, что у администрации *** нет оснований для согласования межевого плана граница земельного участка с кадастровым номером ***, используемого для садоводства, находящегося на территории ***, 3 сады, поскольку согласно межевого плана земельного участка с кадастровым номером *** с северной стороны увеличена за счет смежного земельного участка с кадастровым номером ***, который находится на праве собственности у физического лица.
Проверяя законность и обоснованность ответа администрации г. Благовещенска *** от ***, суд учитывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 15 Земельного Кодекса РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В силу ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. С момента постановки земельного участка на кадастровый учет возможно разрешение вопроса о правах на этот земельный участок.
В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 10 статьи 38 Закона о Государственном кадастре недвижимости, установлено, что образуемые земельные участки, вне зависимости от способа их образования, должны соответствовать требованиям действующего законодательства. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
При выделении одного земельного участка из другого, а также при разделе земельного участка таким документом является межевой план, на основании которого вносятся сведения в ГКН.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 ФЗ *** от *** «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно ст.ст. 15,17 Федерального закона от *** *** "О землеустройстве" порядок описания местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от *** *** "Об утверждении Правил установления местных систем координат" под местной системой координат понимается условная система координат, устанавливаемая в отношении ограниченной территории, не превышающей территорию субъекта Российской Федерации, начало отсчета координат и ориентировка осей координат которой смещены по отношению к началу отсчета координат и ориентировке осей координат единой государственной системы координат, используемой при осуществлении геодезических и картографических работ. Координаты, в свою очередь, это величины, характеризующие расположение искомых точек относительно исходных плоскостей, линий и точек, определяющих выбранную систему координат. Местные системы координат устанавливаются для проведения геодезических и топографических работ при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров и осуществлении иных специальных работ.
В соответствии с п. 2, п. 3 «Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденного Постановлением Правительства РФ от *** ***, документы о межевании земельных участков относятся к виду землеустроительной документации, который подлежит согласованию с органами местного самоуправления. Согласование осуществляется разработчиком землеустроительной документации совместно с заказчиком в соответствии с договором о проведении землеустройства.
В соответствии с п. 4 «Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденного Постановлением Правительства РФ от *** ***, решение о согласовании или об отказе в согласовании землеустроительной документации принимается в течение 30 дней с даты представления всех необходимых материалов. Заявитель уведомляется о принятом решении в письменной форме (в случае отказа в согласовании - с указанием причин). Если уведомление не направлено в указанный срок, землеустроительная документация считается согласованной.
Из материалов дела следует, что истцу направлено уведомление о принятом решении об отказе в согласовании межевого плана земельного участка с кадастровым номером ***.
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от *** *** "О землеустройстве". При этом Федеральным законом от *** «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрена возможность уточнения местоположения границ и площади земельного участка.
Судом установлено, что истцу отказано в согласовании межевого плана земельного участка с кадастровым номером ***, используемого для садоводства, находящегося на территории ***, 3 сады, поскольку согласно межевого плана граница земельного участка с кадастровым номером *** с северной стороны увеличена за счет смежного земельного участка с кадастровым номером ***.
В обоснование указанных доводов представителем администрации г. Благовещенска представлена схема земельных участков *** подготовленная на основе топографического плана, из которой следует, что запрашиваемый истцом земельный участок с кадастровым номером *** с северной стороны пересекает смежный земельный участок с кадастровым номером ***.
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним *** от *** земельный участок с кадастровым номером *** принадлежит на праве собственности ГН.
Из материалов регистрационного дела, кадастровой выписки *** от ***, следует, что земельный участок с кадастровым номером *** (ранее ***), является ранее учтенным, сведения в ГКН в отношении него были внесены декларативно на основании правоустанавливающих документов - свидетельства о праве на наследство по закону ***, данный участок имеет площадь 573 кв.м., разрешенное использование - для садоводства.
Из кадастрового плана территории, землеустроительного дела ***, 3 сады, чертежа границ садового общества, списка землепользователей садового общества, усматривается, что земельному участку с кадастровым номером *** соответствует порядковый номер *** - принадлежащий ЗВ, при этом земельный участок с кадастровым номером *** (порядковый номер *** - ПР) не пересекает границы данного участка и не является смежным, при этом частично пересекает земельный участок с порядковым номером ***, принадлежащий Кальченко З.В. по материалам инвентаризации.
Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика в согласовании межевого плана земельного участка от *** ***, по изложенным в нем основаниям, является незаконным и нарушает права истца, кроме того, факт того, что земельный участок с кадастровым номером *** не пересекает смежный земельный участок с кадастровым номером ***, не оспаривались представителем ответчика в ходе судебного разбирательства, следовательно, требования иска в данной части обоснованны и подлежат удовлетворению.
Что касается требований Калашникова С.В. о возложении на администрацию г. Благовещенска обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав путем согласования местоположения границ земельного участка, расположенного в кадастровом квартале, границы которого проходят по контуру ***, III сады, с кадастровым номером ***, площадью 514 кв.м., суд полагает их заявленными преждевременно, так как решение суда по данному вопросу не может влиять на результаты согласования межевого плана, учитывая, что отказ администрации г. Благовещенска от *** *** признан незаконным, у органа местного самоуправления сохраняется обязанность по рассмотрению заявления Калашникова С.В. *** от *** повторно.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Калашникова Сергея Владимировича - удовлетворить в части.
Признать незаконным отказ администрации г. Благовещенска от *** *** в согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ***.
Обязать администрацию г. Благовещенска повторно рассмотреть заявление Калашникова Сергея Владимировича ***з от ***.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца дней со дня принятия решения в окончательной форме в апелляционном порядке.
Судья М.В. Исаченко
Решение суда в окончательной форме изготовлено ***