Дело № 2-2549/2014 13 августа 2014 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Поповой Т.В.,
при секретаре Митляевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Хромцова А. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске о назначении ежемесячной доплаты к пенсии,
установил:
Хромцов А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Архангельске о признании решений об отказе в установлении ежемесячной доплаты к пенсии от <Дата> и <Дата> незаконными, понуждении назначить ему ежемесячную доплату к пенсии и производить ее выплату с <Дата>. В обоснование требований указал, что решениями ответчика ему было отказано в установлении ежемесячной доплаты к пенсии, выплачиваемой членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации по тем основаниям, что бортоператоры Списком должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 155 от 14.03.2003, не поименованы и права на установление доплаты к пенсии не имеют. Отказ в установлении доплаты к пенсии считает незаконным. Полагает, основанием для установления доплаты к пенсии является: работа в составе летного экипажа, наличие не менее 25 лет стажа работы в составе летного экипажа либо не менее 15 лет при увольнении по состоянию здоровья, а также работа в организации, использующей труд членов летных экипажей и производящей уплату взносов, за счет которых осуществляется выплата доплаты к пенсии. Указанные условия в его случае соблюдены. В период с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата> он работал в должности <***>. Будучи бортоператором осуществлял полеты в составе экипажа воздушного судна, что, по его мнению, является основным критерием для определения права на ежемесячную доплату. Так, Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 08.04.1985 № 77 утверждены и введены в действие Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР - основной нормативный акт, регламентирующий организацию, обеспечение и выполнение полетов, а также управление воздушным судном. Согласно п. 2.3.3 указанного Наставления к летному составу отнесены и бортоператоры. В соответствии с Приказом №1/к-68 от 11.03.2009 ФНУАП МЧС России бортовой оператор воздушного судна относится к членам экипажа воздушного судна. В силу ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командир, другие лица летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа. Согласно п. 2.3.1 Руководства по летной эксплуатации вертолета Ми-26 минимальный состав экипажа вертолета состоит из шести человек, в том числе бортоператора № 1 и бортоператора № 2. В соответствии с п. 2.3.1.1. руководства по летной эксплуатации вертолета МИ-26 в полетах при транспортировке груза на внешней подвеске бортоператор № 1 находится у люка внешней подвески, при полетах без транспортировки груза на внешней подвеске бортоператор № 1 находится в кабине сопровождающих. Полет вертолета с транспортировкой груза на внешней подвеске без бортового оператора № 1 невозможен. По смыслу указанных положений нормативных актов бортоператор относится к кабинному экипажу, однако относительно к экипажу вертолета Ми-26 нет разграничения на летный и кабинный экипаж, руководством по летной эксплуатации определен лишь минимальный состав экипажа вертолета. Учитывая, что ему назначена пенсия как члену летного экипажа, он, занимая должность бортоператора, выполнял летную работу в летном составе гражданской авиации, имеет необходимый стаж, работодателем в установленном законом порядке уплачены взносы, имеет право на установление ежемесячной доплаты к пенсии.
В ходе рассмотрения дела истец изменил предмет заявленных требований: просит обязать ответчика назначить ему ежемесячную доплату к пенсии с <Дата>
В судебном заседании истец и его представитель поддержали требования по указанным в исковом заявлении основаниям и дополнениях к нему: просили обязать ответчика назначить ежемесячную доплату к пенсии, определив дату ее назначения в соответствии с требованиями ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации". Дополнительно пояснили, что вертолет Ми-26 был введен в эксплуатацию как замена вертолета Ми-6. В составе экипажа вертолета Ми-6 был предусмотрен бортрадист. При этом функции бортрадиста вертолета Ми-6 аналогичны функциям бортоператора вертолета Ми-26. Должность бортрадиста предусмотрена Списком должностей, работа в которых дает право на получение ежемесячной доплаты. Истец также пояснил, что на вертолете Ми-26 он выполнял обязанности по должности бортоператора, без бортоператора невозможны полеты на вертолетах Ми-26. Обязанности бортрадиста не выполнял, поскольку в состав экипажа вертолета Ми-26 бортрадист не входит.
Представитель ответчика Дернов С.И. с иском не согласился, указав, что должность бортоператора не предусмотрена Списком должностей, работа в которых дает право на получение ежемесячной доплаты. Считает, должности бортоператор и бортрадист не идентичны. То обстоятельство, что бортрадист выполнял обязанности бортоператора не дает право на установление ежемесячной доплаты к пенсии. Также пояснил, что работодатель истца действительно уплачивал взносы за истца в размере и порядке, предусмотренных законодательством. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица ОАО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» Зубцов С.А. поддержал исковые требования. Суду пояснил, что <***> тождественна должности бортоператора вертолета Ми-26. Вертолет Ми-26 пришел на замену вертолету Ми-6. Ранее в состав экипажа вертолета Ми-6 входили бортрадисты, затем эта должность перестала существовать, появилась должность бортоператора. Бортрадист раньше выполнял обязанности бортоператора. Тождественность данных должностей определяется из сравнения Руководства по летной эксплуатации вертолета Ми-6 и Руководства по летной эксплуатации Ми-26. Экипаж вертолета Ми-26 не может выполнять полеты без бортоператора. Считает, что ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» не конкретизирует должности, работа в которых дает право на дополнительное социальное обеспечение, распространяется на всех членов летных экипажей, к коим относится и должность бортоператора. Полагает, Постановление Правительства РФ № 155 от 14.03.2003, которым утвержден Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, противоречит вышеуказанному закону.
Заслушав истца, его представителя, представителя ответчика, представителя третьего лица, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.
Согласно материалам пенсионного дела истца, он является получателем пенсии с 04.12.1996, пенсия назначена за выслугу лет как члену летного состава гражданской авиации (в настоящее время п.п. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
<Дата> и <Дата> истец обращался в пенсионный орган с заявлением об установлении доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. В обоих случаях в ее назначении ему было отказано по причине отсутствия в Списке должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, должности бортоператора.
Условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации определяются Федеральным законом N 155 "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.03.2003 N 155 утвержден Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии.
Периоды работы в должностях, указанных в списке, на воздушных судах гражданской авиации подтверждаются трудовыми книжками, летными книжками, а при отсутствии этих документов или недостаточности содержащихся в них сведений - справками Федерального агентства воздушного транспорта по форме согласно приложению, выдаваемыми на основании соответствующих документов, что предусмотрено п. 8 Правил.
Таким образом, для назначения доплаты к пенсии, предусмотренной ст. 1 ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" требуется совокупность условий:
наличие необходимого стажа выслуги для мужчин 25 лет,
работа в должности, дающей право на доплату к пенсии,
оставление летной работы членами летных экипажей,
уплата работодателем страховых взносов по повышенному тарифу.
Сторонами не оспаривается, что истец имеет необходимое количество стажа работы для назначения доплаты к пенсии, оставил летную работу, за него работодателем уплачены взносы по повышенному тарифу.
Однако должность бортоператора, в которой работал истец, Списком должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, не предусмотрена.
Заявляя требования о назначении доплаты к пенсии, сторона истца считает, что истец имеет право на ее назначение, поскольку выполнял летную работу в летном составе гражданской авиации, что подтверждается записями в его летной книжке, имеет необходимый стаж, работодателем в установленном законом порядке уплачены взносы, обязанности бортоператора идентичны обязанностям бортрадиста, а указанная должность вышеуказанным Списком поименована.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение в установленных законом случаях (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, включая установление доплат к пенсиям, круга их получателей и оснований приобретения права на них, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" устанавливает членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (но не всем гражданам, работавшим в летном составе гражданской авиации) ежемесячную доплату к пенсии, которая выплачивается за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, и призвана компенсировать напряженность и особую ответственность их труда.
Исходя из этого Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. N 155 утвержден Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации". Названным Постановлением Правительства Российской Федерации Списке должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", должность бортоператора, относящаяся согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, к кабинному экипажу, отсутствует.
Установленная названным Федеральным законом дифференциация пенсионного обеспечения основана на объективно существующих различиях в характере, условиях и степени ответственности труда членов летного и кабинного экипажей.
Таким образом, в дополнение к назначаемой в соответствии с действующим законодательством пенсии вышеуказанным Законом введена специальная социальная выплата, право на которую законодатель связывает не с любой летной деятельностью, а лишь с протекавшей в соответствующих должностях в системе гражданской авиации и подлежавшей дополнительному обязательному пенсионному страхованию.
Указанная позиция изложена и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 № 1384-О.
Принимая во внимание, что должность бортоператора в Списке должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", как одного из условий для назначения данной доплаты, отсутствует, оснований для назначения истцу доплаты к пенсии, работавшему именно в должности бортоператора, в данном случае не имеется.
Доводы стороны истца о том, что Наставлениями по производству полетов в гражданской авиации СССР бортоператоры, относились к летному составу, в связи с чем истец имеет право на установление ежемесячной доплаты к пенсии, суд считает необоснованными в силу следующего.
Действительно, в соответствии с п. 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, к летному составу относились лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, подготовку, опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы.
Вместе с тем, указанный нормативный акт регламентировал только организацию, обеспечение, выполнение полетов, а также управление воздушным судном и не может быть применен к вопросам пенсионного обеспечения членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Повышение максимального размера пенсии членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации было предусмотрено ранее действующим пенсионным законодательством, при этом должности членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на повышение максимального размера пенсии за выслугу лет, в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", были предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.09.1999 N 1012.
Как следует из вышеуказанного Списка, должность бортоператора в качестве должности, работа в которой дает право на повышение размера пенсии, им также не была предусмотрена.
Таким образом, ни ранее действовавшим законодательством, ни действующим в настоящее время законодательством не предусмотрена возможность установления повышенного размера пенсии либо доплаты к пенсии за работу в качестве бортоператора.
Доводы стороны истца об идентичности должностей бортрадиста и бортоператора суд считает несостоятельными и не имеющими правового значения для дела.
Постановление Правительства РФ от 14.03.2003 № 155, которым утвержден Список должностей, работа в которых дает право на получение ежемесячной доплаты к пенсии, не предусматривает расширительного толкования данного списка и возможности установления тождества перечисленных в нем должностей с иными должностями членов экипажей воздушных судов.
Кроме того, как следует из копий Руководства по летной эксплуатации Ми-6, Технологии работы экипажа вертолета Ми-6, Инструкции по взаимодействию и Технологии работы членов экипажа вертолета Ми-26Т функции бортрадиста вертолета Ми-6 и бортоператора вертолета Ми-26Т не идентичны.
Основной функцией бортрадиста является обеспечение и контроль работы радио- и электрооборудования воздушного судна, он отвечает за радиосвязь воздушного судна в течение всего полета, знакомится и следит за метеообстановкой, изучает навигационную обстановку, схемы руления, взлета, набора высоты и выхода из района аэропорта, поддерживает связь с диспетчером и другими судами и дублирует экипажу указания диспетчера. И только при выполнении полетов с грузом на внешней подвеске бортрадист дополнительно выполняет функции бортоператора.
Как следует из пояснений истца в судебном заседании, Технологии работы членов экипажа вертолета Ми-26Т бортоператор осуществляет функции по обеспечению безопасной транспортировки груза внутри кабины воздушного суда и груза на внешней подвеске, проверяет пригодность груза к транспортировке, отвечает за размещение, центровку груза, управляет приспособлениями воздушного судна для загрузки груза. При этом при работе с грузом на внешней подвеске он дает команды лицу, осуществляющему пилотирование воздушного судна, направленные на более точное приближение к грузу для его подцепки, ведет наблюдение за грузом, расположенным как внутри воздушного судна, так и на внешней подвеске, во время полета. Функций по обеспечению радиосвязи он не осуществляет.
Указанное не позволяет суду сделать вывод об идентичности должности бортрадиста должности бортоператора. В связи с указанным, не могут быть приняты во внимание и показания свидетеля З об идентичности данных должностей.
Назначение истцу пенсии как за работу в летном составе, выполнение летной работы в летном составе гражданской авиации, что подтверждается записями в летной книжке истца, уплата работодателем истца соответствующих взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в силу вышеуказанных Закона и Списка не является безусловным основанием для установления доплаты к пенсии.
Ссылка представителя третьего лица на то, что ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» не конкретизирует должности, работа в которых дает право на дополнительное социальное обеспечение, распространяется на всех членов летных экипажей, суд считает необоснованной, поскольку противоречит нормам данного закона, в частности его абз. 4 ст. 1.
Доводы представителя третьего лица о том, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации применяется список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденный Постановлением Правительства РФ, в котором должности не конкретизированы, указано на право на назначение пенсии всех членов летных экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов, не могут быть приняты во внимание. Условия для назначения досрочной трудовой пенсии и доплаты к пенсии членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в силу действующего законодательства различны.
Ссылки представителя истца и представителя третьего лица на имеющуюся судебную практику судом во внимание не принимаются как не имеющие правового значения для данного дела.
При таких обстоятельствах решения ответчика об отказе в установлении истцу ежемесячной доплаты к пенсии от <Дата> и <Дата> являются законными. Оснований для удовлетворения требований истца о назначении ежемесячной доплаты к пенсии у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Хромцова А. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске о назначении ежемесячной доплаты к пенсии отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Попова