Дело № 2-596/2012
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
пгт. Серышево 20 декабря 2012 года
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи – Морозова Ю.Г.,
при секретаре – Мартуль Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.Н.В. к <данные изъяты> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
Ф.Н.В. обратилась с данным иском в суд, указав, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ между ней и <данные изъяты> был заключен договор найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ей и ее сыновьям Ф.Е.В. и Ф.В.В. была предоставлена трёхкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. При этом сын Ф.Е.В. в вышеуказанной квартире не проживает. В настоящее время семья проживает в спорном жилом помещении, в полном объеме выполняет все обязанности нанимателей, прав на приватизацию не использовали. Ф.В.В. дает согласие на приватизацию жилого помещения без его участия. Реализуя свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения, она обратилась с заявлением о передаче в собственность в порядке приватизации указанного жилого помещения в ФБУ, однако получила необоснованный отказ. В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса о приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права. Необходимость в данном способе защиты возникает в том случае, когда наличие у лица определенного субъективного права кем-либо отрицается, оспаривается, подвергается сомнению или имеется реальная угроза таких действий. Вследствие возникшей ситуации лицо не может воспользоваться своим правом гарантированным государством. Само по себе отсутствие специального порядка приватизации жилых помещений из фонда Министерства обороны РФ не может влечь ущемление права граждан на приватизацию занимаемого жилого помещения, установленными вышеприведенными законоположениями. В соответствии со ст.ст. 2, 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд находящийся в хозяйственном ведении предприятия или в оперативном управлении учреждения на условиях социального найма, вправе с согласия иных членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность членов семьи либо в собственность одного из членов семьи проживающих совместно. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 131 и 132 ГПК РФ, просит признать за ней - Ф.Н.В. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Истец Ф.Н.В. поддержав исковые требования, в судебном заседании пояснила, что ее мужу-военнослужащему на основании ордера была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. С мужем она развелась 12 лет назад. Муж выехал на другое место жительства, а она с детьми осталась проживать в спорной квартире. Просит суд удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель истца К.С.И., действующая на основании доверенности серии <адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ, поддержав своего доверителя, пояснила, что между <данные изъяты> и Ф.Н.В., был заключен договор найма жилого помещения №, согласно которого последней была предоставлена трёхкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> на состав семьи из трёх человек, в том числе сына Ф.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения и сына Ф.В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения. В настоящее время Ф.Е.В. снялся с регистрационного учета по данному адресу и в вышеуказанной квартире не проживает. Сын истца – Ф.В.В. дал нотариальное согласие на приватизацию спорного жилого помещения своей матери, в приватизации участвовать не желает. Истец в полном объеме выполняет все обязанности нанимателя. Иного пригодного для проживания жилого помещения не имеет. Истец прав на приватизацию не использовала. Ф.Н.В. обратилась в ФБУ <данные изъяты> с заявлением о передаче в собственность в порядке приватизации указанного жилого помещения, однако получил необоснованный отказ. Признать за Ф.Н.В. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Представитель ответчика <данные изъяты>, уведомленный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. Заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.
Ответчик - <данные изъяты>, уведомленные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступило.
Представитель ответчика <данные изъяты>, уведомленный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. Заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступило.
Представитель третьего лица - <данные изъяты>, уведомленный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. Заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступило.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Ф.В.В., уведомленный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. В суд предоставлено нотариальное согласие последнего на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> передачу в собственность спорного жилого своей матери Ф.Н.В., в приватизации участвовать не желает.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Как следует из договора найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между <данные изъяты> в лице начальника А.Ю.Л. и Ф.Н.В., последней и членам ее семьи: сыну Ф.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения и сыну Ф.В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения предоставлено жилое помещение – <адрес>.
Согласно лицевого счета, поквартирной карточки и справки от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленных <данные изъяты> в квартире расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> зарегистрированы и проживают: наниматель Ф.Н.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения с ДД.ММ.ГГГГ, член семьи нанимателя Ф.В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения с ДД.ММ.ГГГГ.
Из поквартирной карточки следует, что Ф.В.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения был зарегистрирован в квартире расположенной по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; Ф.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения был зарегистрирован в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с техническим паспортом жилого помещения по адресу: <адрес>, указанная квартира изолирована, состоит из трех комнат общей площадью 58,5 кв. м, жилой 35,0 кв. м, подсобной 23,5 кв. м.
Из уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – квартиру, расположенную по адресу: <адрес> Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Согласно перечня служебных жилых помещений <адрес>, предоставленного <данные изъяты> № ДД.ММ.ГГГГ квартира расположенная по адресу: <адрес> статуса служебной квартиры не имеет.
На основании приказа Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», в целях организации деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации по исполнению требований постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" (далее - постановление), а также Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее - инструкции), утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 г. N 1280, создан Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций (далее - уполномоченный орган).
Из вышеуказанного приказа следует, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации: федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации; федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации; федеральное государственное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации; федеральное государственное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно приказа Министра обороны РФ от 17 декабря 2010 года № 1871 федеральное государственное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе и Федерального государственного учреждения «Серышевская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны РФ.
В силу ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии со ст. 58 ГК РФ, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища. Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в ЖК РФ.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Право граждан на жилище относится к числу их основных прав. Оно закреплено в ст. 40 Конституции РФ. В этой связи граждане Российской Федерации вправе реализовать данное право на общих основаниях любым законным способом - путем найма жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, аренды жилого помещения у собственника, путем приобретения или строительства жилья за счет собственных средств, приватизации жилья и т. д. Порядок и условия реализации конституционного права на жилье регламентированы жилищным и специальным законодательством.
Статья 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), предусматривает, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Как следует из нотариально заверенного согласия серии № от ДД.ММ.ГГГГ, Ф.В.В. дает Ф.Н.В. согласие на приватизацию квартиры расположенной по адресу: <адрес>, от права на приватизацию отказывается.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Из смысла Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных сил РФ и подведомственных МО РФ организации осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, следующие функции: осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имуществом.
В силу ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение – квартира расположенная по адресу: <адрес> не относится к жилому фонду коммерческого использования, не является служебным. Таким образом, фактически между <данные изъяты> и Ф.Н.В. заключен договор социального найма. С учетом положений ч. 3 ст. 434, ч. 3 ст.438 ГК РФ, суд полагает так же, что истцом были совершены все действия, свидетельствующие об исполнении им договора социального найма жилого помещения. Уполномоченным лицом собственника фактически принималось исполнение обязательств по договору социального найма.
С момента вселения и по настоящее время истец имеет лицевой счет на квартиру, задолженность по оплате жилья отсутствует, то есть Ф.Н.В. исполняет свои обязанности по договору социального найма надлежащими образом.
Согласно п. 6 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В соответствии с Изменениями, которые вносятся в раздел «Вооруженные силы Российской Федерации» перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 года № 487-р, из числа закрытых военных городков исключен военный городок <адрес>.
Представителем истца Р.Д.Н. в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ было направлено заявление с просьбой передать в собственность в порядке приватизации, в том числе, жилое помещение - квартиру расположенную по адресу: <адрес>.
Из ответа Департамента жилищного обеспечения МО РФ за № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
Из разъяснений п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 (в редакции от 2 июля 2009 года) следует, что требования граждан о бесплатной приватизации жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением ) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
В соответствии с п. 8 указанного Постановления гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных Законом РФ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» условиях, если они обратились с такими требованиями.
Из материалов дела следует, что право на приватизацию Ф.Н.В. ранее не использовала, указанное жилое помещение по адресу: <адрес> не приватизировано.
В настоящее время порядок передачи Министерством обороны РФ жилых помещений в собственность гражданам бесплатно в порядке приватизации не разработан и не утвержден, что препятствует осуществлению истцом права на жилище.
Перечень жилых помещений, которые не могут быть предметом договора передачи жилья в собственность в порядке приватизации, определен в ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Жилое помещение квартира расположенная по адресу: <адрес>, к числу указанных в данной правовой норме не отнесено, спорная квартира не относится к разряду служебных. Каких-либо сведений об отнесении спорной квартиры к жилищному фонду, не подлежащему приватизации, ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Ф.Н.В. проживает в спорном жилом помещении по договору социального найма на законных основаниях, добросовестно исполняет обязанности нанимателя, жилое помещение к числу не подлежащих приватизации не отнесено, своего права на приватизацию истец не использовал, суд полагает, что требование Ф.Н.В. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ф.Н.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному Государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному Государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Ф.Н.В. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированной части решения с подачей жалобы через Серышевский районный суд.
Председательствующий судья ___________________________
Мотивированное решение составлено 25 декабря 2012 года.