Решение по делу № 2-379/2017 (2-7575/2016;) ~ М-6781/2016 от 25.11.2016

Дело № 2- 379 / 2017                             Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.         

РЕШЕНИЕ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г.Ярославль                                    14 февраля 2017 г.

    Кировский районный суд г.Ярославля в составе:

председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,

при секретаре Юрьевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б.А.И. к ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ярославской, Костромской и Владимирской областям, военному комиссариату Ярославской области Министерства обороны РФ, командиру войсковой части , Министерству обороны РФ, Министерству финансов РФ, УФК по Ярославской области, командующему Западным военным округом, Единому расчетному центру Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в назначении социальной выплаты и взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с иском ответчикам, с учетом уточнений исковых требований просил признать отказ ФКУ Управление финансового обеспечения МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям в перерасчете Б.А.И. единовременного пособия незаконным, признать отказ военного комиссариата Ярославской области МО РФ в назначении Б.А.И. ежемесячной социальной выплаты незаконным, обязать ФКУ Управление финансового обеспечения МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям произвести перерасчет Б.А.И. единовременного пособия при увольнении и доплатить 60% от 15 окладов денежного содержания, обязать военный комиссариат Ярославской области МО РФ назначить и выплачивать Б.А.И. ежемесячное социальное пособие в размере 40% суммы ежемесячного денежного содержания в течение пяти лет со дня увольнения, признать незаконным бездействие командующего Западным военным округом в части неиздания приказа о выплате единовременного пособия и назначения социальной выплаты в связи с изменением формулировки и основания увольнения, признать незаконным бездействие командира войсковой части в части не издания приказа о выплате единовременного пособия и социальной выплаты в связи с изменением формулировки и основания увольнения, обязать командующего Западным военным округом издать приказ, в котором отразить размер единовременного пособия и социальной выплаты, подлежащего выплате Б.А.И., обязать командира войсковой части издать приказ, в котором отразить размер единовременного пособия и социальной выплаты, подлежащего выплате Б.А.И., признать право Б.А.И. на получение единовременного пособия при увольнении в размере девяти окладов денежного содержания, признать право Б.А.И. на получение социальной выплаты в размере 40% оклада денежного содержания в течение пяти лет со дня увольнения, за исключением двенадцати месяцев получения пенсии по инвалидности, взыскать с ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям, военного комиссариата Ярославской области, Управления Федерального казначейства по Ярославской области, командира войсковой части 33 149, командующего Западным военным округом, Министерства финансов РФ, УФК по Ярославской области, Единого расчетного центра Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Б.А.И. единовременное пособие в размере <данные изъяты> руб., взыскать ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Ярославской, Костромской и Вологодской областям, военного комиссариата Ярославской области, Управления Федерального казначейства по Ярославской области, командира войсковой части , командующего Западным военным округом, Министерства финансов РФ, УФК по Ярославской области, Единого расчетного центра Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Б.А.И. социальную выплату в размере <данные изъяты>.

Судом исковые требования Б.А.И. в части требований о признании отказа ФКУ Управление финансового обеспечения МО РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям в перерасчете Б.А.И. единовременного пособия незаконным, обязании ФКУ Управление финансового обеспечения МО по Ярославской, Костромской и Вологодской областям произвести перерасчет Б.А.И. единовременного пособия при увольнении и доплатить 60% от 15 окладов денежного содержания, признании незаконным бездействия командующего Западным военным округом в части неиздания приказа о выплате единовременного пособия, признании незаконным бездействия командира войсковой части в части не издания приказа о выплате единовременного пособия, обязании командующего Западным военным округом издать приказ, в котором отразить размер единовременного пособия, подлежащего выплате Б.А.И., обязании командира войсковой части издать приказ, в котором отразить размер единовременного пособия, подлежащего выплате Б.А.И., признании права Б.А.И. на получение единовременного пособия при увольнении в размере девяти окладов денежного содержания, взыскании с ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ярославской, Костромской и Вологодской областям, военного комиссариата Ярославской области, Управления Федерального казначейства по Ярославской области, командира войсковой части , командующего Западным военным округом, Министерства финансов РФ, УФК по Ярославской области, Единого расчетного центра Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Б.А.И. единовременного пособия в размере <данные изъяты>. оставлены без рассмотрения.

Иные требования истца рассмотрены Кировским районным судом г.Ярославля в связи с непринятием к производству военного суда этих исковых требований.

В судебном заседании представитель истца К.А.Н. исковые требования в оставшейся части поддержал.

Представитель военного комиссариата Ярославской области К.Е.Н. с иском не согласился, подтвердил доводы отзыва на исковое заявление, в соответствии с которым Б.А.И. уволен из ВС РФ с ДД.ММ.ГГГГ в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы, в связи с чем, право на получение социального обеспечения не имел. На основании апелляционного определения <данные изъяты> окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ командующего войсками Западного военного округа обязали внести исправления в приказ об увольнении Б.А.И. и указать в нем, что Б.А.И. уволен с военной службы по основанию, предусмотренному <данные изъяты>. Сам приказ командира войсковой части об увольнении незаконным не признан. Во исполнение решения суда приказом командующего войсками Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в приказ командира от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся увольнения Б.А.И. В соответствии с пунктом 1 Порядка реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий: (утвержденного Приказом Минобороны РФ от 17.12.2012 г. № 3733), назначение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий осуществляется приказами соответствующих командиров (начальников) по личному составу. В соответствии с п.3 приказа Министра обороны РФ от 12.01.2006 № 10 «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Министерства обороны Российской Федерации» правовые акты МО РФ, за исключением актов, зарегистрированных в Минюсте РФ, вступают в силу с момента их подписания, если самими актами не установлен иной порядок и (или) срок вступления в силу. Приказом командующего войсками Западного военного округа от 27.06.2016 № 239 был установлен иной порядок срока вступления его в силу, следовательно, он вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Б.А.И. считается уволенным по <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ Постановлениями Правительства РФ от 30.12.2011 № 1236 и от 31.01.2012 г. № 60 внесены изменения в Постановление правительства РФ от 22.09.1993 № 941, на основании которых социальное пособие упразднено с 01.01.2012 г., и с этого числа не назначается и не выплачивается. Военные комиссариаты субъектов РФ являются распорядителями средств федерального бюджета, в части их выплат, предусмотренных Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …и их семей» от т12.02.1993 № 4468-1 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941. В связи с отсутствием финансирования по данному виду расходов (социальное пособие) с 01.01.2012 г. военным комиссариатом Ярославской области не может быть произведена выплата, которая не предусмотрена (либо отменена) действующим законодательством.

Представитель Министерства финансов РФ и УФК по Ярославской области по доверенности Б.Н.В., полагала, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство обороны РФ, который является главным распорядителем бюджетных средств. Просила отказать в удовлетворении исковых требований к УФК по Ярославской области и Министерству финансов РФ.

Представитель ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Ярославской, Костромской и Вологодской областям К.Д.А., действующий по доверенности, считал адресованные УФО требования не подлежащими удовлетворению.

Иные вызванные в суд участники производства по делу в судебное заседание не явились, о времени, месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

От представителя Министерства обороны РФ и командующего войсками Западного военного округа поступили возражения на исковое заявление, в которых указано, что доводы истца являются юридически несостоятельными. Из апелляционного определения Московского окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу следует, что на начальника управления кадров ЗВО была возложена обязанность по повторному рассмотрению обращения Истца о внесении изменений в приказ командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо обязательств по установлению истцу спорных выплат на КВ ЗВО или МО РФ не возлагалось. Истец не доказал того, что он по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел право на указанные выплаты. На момент возникновения спорных правоотношений -ДД.ММ.ГГГГ положения ч.3 и старой редакции ч.4 ст.23 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не действовали. Просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства обороны и командующего войсками Западного военного округа.

Суд на основании ч.3 ст.167 ГПК РПФ определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

    Судом установлено, что Б.А.И. проходил службу в Вооруженных Силах РФ. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ он уволен в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы – подпункт «б» п.1 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», с ДД.ММ.ГГГГ истец исключен из списков личного состава воинской части.

    Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <данные изъяты> окружного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено заявление Б.А.И. об изменении основания увольнения, на начальника управления кадров Западного военного округа возложена обязанность истребовать документы и повторно рассмотреть обращение Б.А.И. об изменении основания увольнения и направить эти документы уполномоченному должностному лицу для принятия решения о внесении изменения в приказ командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ , в части, касающейся основания увольнения с военной службы.

    На основании данного определения командующий войсками Западного военного округа издал приказ от ДД.ММ.ГГГГ , которым внесены изменения в приказ об увольнении Б.А.И., приказано уволить Б.А.И. с военной службы с зачислением в запас по <данные изъяты> статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Обращение истца в Военный комиссариат Ярославской области и в ФКУ УФО Министерства обороны РФ по Ярославской, Костромской и Владимирской областям о назначении ему социального пособия оставлено без удовлетворения.

    Суд не может согласиться с доводами ответчиков о том, что внесение изменения в приказ об увольнении Б.А.И. создает правовые последствия лишь на будущее.

    В связи с изменением основания увольнения Б.А.И. считается уволенным с военной службы по <данные изъяты> ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.4 ст.23 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в редакции, действовавшей на момент увольнения Б.А.И., военнослужащим - гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья в течение пяти лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере: при общей продолжительности военной службы 15 лет - 40 процентов суммы оклада денежного содержания; за каждый год свыше 15 лет - 3 процентов суммы оклада денежного содержания. Порядок выплаты указанных в настоящем пункте социального пособия и оклада по воинскому званию определяется Правительством Российской Федерации.

    Согласно действовавшей до 01.01.2012 г. редакции п.18 «Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы по состоянию здоровья в течение 5 лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере: при общей продолжительности военной службы (службы) 15 лет - 40 процентов суммы оклада денежного содержания; за каждый год свыше 15 лет - 3 процента суммы оклада денежного содержания. Выплата ежемесячного социального пособия производится из оклада по последней воинской должности (должности), занимаемой военнослужащим, лицом рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы ко дню увольнения с военной службы (службы), и оклада по воинскому (специальному) званию на этот день.

    Приведенные правовые положения утратили силу с 01.01.2012 г. в связи с принятием Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» (далее-Федеральный закон № 309-ФЗ).

    В соответствии со ст.7 Федерального закона № 309-ФЗ ежемесячное социальное пособие, которое установлено пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом) и назначено до 1 января 2013 года гражданам, уволенным с военной службы, выплачивается им в ранее установленном размере до истечения пяти лет с даты его назначения.

    То есть, лица, которым было назначено такое социальное пособие до ДД.ММ.ГГГГ, сохранили право на его получение и после ДД.ММ.ГГГГ.

    Из обстоятельств дела следует, что Б.А.И. при увольнении неверно определено основание его увольнения, и до ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на признание его ограниченно годным ДД.ММ.ГГГГ, основание увольнения не было изменено. Социальное пособие в соответствии с п.4 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не было назначено и не выплачивалось.

    Суд считает, что на момент увольнения из Вооруженных Сил РФ Б.А.И. имел право на получение социального пособия, выплата которого предусматривалась п.4 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент его увольнения). Неизменением основания увольнения и неназначением истцу названного социального пособия до ДД.ММ.ГГГГ нарушено право истца на получение такого пособия, которое безусловно подлежало назначению ему при увольнении <данные изъяты>. Нарушенное право Б.А.И. подлежит судебной защите и должно быть восстановлено путем взыскания суммы пособия в пользу истца.

    Суд соглашается с выполненным истцом расчетом суммы подлежащего выплате социального пособия, поскольку он основан на сведениях о стаже службе и размере оклада денежного содержания из денежного аттестата истца, произведен за вычетом годового периода получении истцом пенсии <данные изъяты>.

Суд отмечает, что при назначении истцу пенсии <данные изъяты> он был лишен права выбора – получать ли ему пенсию <данные изъяты> или социальное пособие, а потому соглашается с мнением представителя истца о праве истца на получение социального пособия за 4 года.

    Определяя лицо, за счет которого подлежит взысканию в пользу истца сумма социального пособия, суд учитывает следующие обстоятельства.

Приказом Минобороны России от 09.06.2011 N 26 функции по расчетам денежного довольствия военнослужащих возложены на ФКУ «ЕРЦ Минобороны России».

Помимо этого положениями «Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденного Приказом МО РФ от 30.12.2011 № 2700, предусмотрена возможность выплаты социальных пособий, назначаемых при увольнении военнослужащим, через ФКУ «ЕРЦ Минобороны России», которое входит в структуру Министерства обороны РФ, обладает правами юридического лица.

В связи с изложенным, суд считает, что денежная сумма пособия подлежит взысканию в пользу истца с ФКУ «ЕРЦ Минобороны России». Суд учитывает то, что на момент рассмотрения настоящего спора истек пятилетний срок, в течение которого подлежало выплате социальное пособие (а в данном случае – четырехлетний с учетом годичного срока получения пенсии по инвалидности). В связи с чем, вся сумма социального пособия подлежит взысканию в пользу истца единовременно.

Суд считает, что не подлежат удовлетворению требования истца о признании незаконным отказа военного комиссариата Ярославской области МО РФ в назначении ему социальной выплаты, возложении на военный комиссариат обязанности назначить и выплачивать истцу эту социальную выплату в течение пяти лет, о признании незаконным бездействия командующего Западным военным округом и командира войсковой части в части не издания приказа о назначении социальной выплаты в связи с изменением формулировки и основания увольнения, возложении на них обязанности издать приказ, в котором отразить размер социальной выплаты, подлежащей выплате истцу, в признании права Б.А.И. на получение социальной выплаты в размере 40% оклада денежного содержания в течение пяти лет со дня увольнения, за исключением 12 месяцев получения пенсии <данные изъяты>.

На момент издания приказа, внесшего изменения в приказ об увольнении истца в части формулировки основания увольнения, положения п.4 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которыми была предусмотрена ежемесячная выплата социального пособия в размере 40% от суммы оклада денежного содержания, не действовали. У командующего Западным военным округом и командира войсковой части отсутствовали правовые основания для издания в отношении истца приказа о назначении ему спорного социального пособия, а у военного комиссариата Ярославской области отсутствовало документальное основание для назначения и выплаты истцу этого пособия.

Нарушенное право истца может быть восстановлено в полной мере путем единовременного взыскания неполученных сумм социального пособия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    Исковые требования Б.А.И. удовлетворить частично.

    Взыскать с Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в пользу Б.А.И. 94 521 руб. 60 коп..

    В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

    Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья                 И.Н.Бабикова

2-379/2017 (2-7575/2016;) ~ М-6781/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кремнев Алексей Николаевич
Березный Александр Иванович
Ответчики
Единый расчетный центр Министерства обороны РФ
Военный комиссариат Ярославской области Министерства обороны РФ
ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ярославской, Костромской и Владимирской области
Другие
Кремнев Алексей Николаевич
Суд
Кировский районный суд г. Ярославля
Судья
Бабикова Ирина Николаевна
Дело на странице суда
kirovsky--jrs.sudrf.ru
25.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2016Передача материалов судье
28.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2016Судебное заседание
20.12.2016Судебное заседание
20.01.2017Судебное заседание
14.02.2017Судебное заседание
23.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2017Дело оформлено
01.08.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее