Судья Гусев А.В. Дело № 7-21-1365
РЕШЕНИЕ
11 декабря 2017 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Докшина В.И. на решение судьи Лесозаводского районного суда Приморского края от 24 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - председателя СХПК «Лесозаводский» Докшина Владимира Ивановича,
у с т а н о в и л а:
постановлением заместителя начальника Уссурийского отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области № от ДД.ММ.ГГГГ председатель СХПК «Лесозаводский» Докшин В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание с учетом положений статьи 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Решением судьи Лесозаводского районного суда Приморского края от 24 октября 2017 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Докшина В.И. – без удовлетворения.
На указанное решение судьи Докшиным В.И. подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи и о прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав объяснения защитника Докшина В.И. – Гусеву С.И., представителя административного органа Воропаеву В.А., прихожу к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, СХПК «Лесозаводский» на праве собственности принадлежат в числе прочих земельный участок с кадастровым номером №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 126069 кв. м., адрес (местоположение) объекта: местоположение: участок находится примерно в 1250 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, а также земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 273209 кв. м, адрес объекта: местоположение: участок находится примерно в 900 м по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>
На основании рейдового задания от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Уссурийского отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером № в ходе которого установлено, что часть земельного участка (площадью примерно 50%) в координатах точек ... заросла кустарником и сорной растительностью (шиповником обыкновенным высотой до 1,5 м., полынью обыкновенной, лопухом обыкновенным, осотом полевым, амброзией полыннолистной высотой от 0,5 до 2 метров). Следы выпаса скота и сенокошения, равно как признаки проведения на земельном участке агротехнических мероприятий отсутствуют. Часть земельного участка, площадью примерно 7 га распахана, подготовлена для дальнейшего использования по целевому назначению.
В ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером № установлено, что в координатах точек ..., № ... более 80% площади земельного участка занято сорной травой и древесно-кустарниковой растительностью. Признаки использования данной части земельного участка для выпаса скота, сенокошения и проведения агротехнических мероприятий отсутствуют.
Результаты осмотра послужили основанием для вынесения определений о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведения административного расследования.
По окончании административного расследования ДД.ММ.ГГГГ в отношении председателя СХПК «Лесозаводский» Докшина В.И. были составлены протоколы об административном правонарушении по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Уссурийского отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области дела об административных правонарушениях объединены в одно производство, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Докшин В.И. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отклоняя жалобу Докшина В.И., судья районного суда, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и установив, что СХПК «Лесозаводский» были допущены нарушения требований земельного законодательства, пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о доказанности вины председателя кооператива Докшина В.И., осуществляющего организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, в его совершении.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства, в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена, в том числе на собственников сельскохозяйственных земель.
В силу ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.
Осмотром земельного участка с кадастровым номером № в координатах точек, установленных при помощи GPS- навигатора № ... № ... ..., и земельного участка с кадастровым № в координатах точек №... № ... установлено, что собственником обязательные мероприятия по защите земель не выполнялись, что привело к зарастанию части земельных участков сорной травянистой, а также древесно-кустарниковой растительностью.
Таким образом, вывод судьи районного суда о том, что бездействие рукововдителя юридического лица, являющегося собственником земельного участка образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правомерным.
Фактическое состояние земельного участка отраженно в протоколах осмотра и фотографиях, приобщенных к протоколам осмотра земельных участков. Проведенный государственным инспектором Уссурийского отдела Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области визуальный осмотр земельного участка позволяет определить состояние поверхности земельного участка, а именно: зарастание 50% площади земельного участка с кадастровым номером № и более 80 % площади земельного участка с кадастровым № сорной растительностью, что само по себе ведет к снижению показателей плодородного слоя почвы.
Согласно материалам дела осмотр земельного участка проведен в присутствии двух понятых, с участием представителя СХПК «Лесозаводский» Гусевой С.И.
Доводы заявителя о невозможности идентификации земельных участков по фотоматериалам подлежит отклонению, поскольку в акте осмотра сделана запись о проведении осмотра с использованием средств фиксации - GPS навигатора Garmin и фотоаппарата Canon Power A470.
Доводы жалобы Докшина В.И. об отсутствии вины, поскольку на момент осмотра земельный участок с кадастровым номером № был полностью вспахан, а земельный участок с кадастровым номером № невозможно использовать по целевому назначению в связи с нахождением на нем объектов недвижимости, а также в связи с тем, что он входит в границы населенного пункта отклоняются, поскольку не опровергают правильные выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии состава вменяемого правонарушения, так как доказательства, представленные в материалы дела, подтверждают присутствие на земельных участках помимо сорной растительности также наличие древесно-кустарниковой растительности, что свидетельствует о недостаточности проводимых мероприятий по защите земель ранее, также по делу установлено, что вышеперечисленные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства и не входят в границы какого-либо населенного пункта. Данных о наличии соответствующего решения о переводе земельного участка с кадастровым номером № в состав земель населенных пунктов в деле не имеется.
Фактическое состояние земельных участков на момент осмотра исследовалось судьей районного суда, данные изложенные в протоколе осмотра подтверждены в судебном заседании пояснениями опрошенных в судебном заседании свидетелей Смытнына А.А. и Федорука А.В.
Ссылка заявителя о заинтересованности понятого Смытнына А.А., а также на то, что понятая Витько Е.П. не выезжала на осмотр земельных участков во внимание не принимается, поскольку осмотр земельных участков проведен государственным инспектором в присутствии представителя собственника Гусевой С.И., которая делала свои замечания по их содержанию, замечаний относительно участия понятых данные протоколы не содержат.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеет формальный состав, в связи с чем наступление последствий в виде ухудшения качества земельных участков не является обязательным условием для привлечения виновного лица к административной ответственности.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о малозначительности правонарушения, не принимается во внимание так как, оснований для признания правонарушения малозначительным с учетом характера административного правонарушения, не имеется.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, при этом нарушений норм материального права и процессуальных требований не допущено, оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспоренных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
решение судьи Лесозаводского районного суда Приморского края от 24 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя СХПК «Лесозаводский» Докшина В.И. - оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья С.П. Судницына